Все о самом интересном..об АрменииСтатьи

Следы армянской архитектуры в Европе.

АРМЯНСКИЙ СЛЕД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Не кажется ли вам, уважаемые читатели, что в отличие от армян США или Франции, армяне Великобритании нам известны значительно меньше. Их история как бы покрыта туманом. Видимо не зря Великобританию называют Туманным Альбионом. Постараемся разобраться в истории пребывания армян на английской земле. А она весьма богата и необычна. 

В дошедшей до наших дней древнейшей истории Англии 8 века на староанглийском англосаксонском языке на первой же странице написано, что на острове Британия проживают 5 национальностей: англичане, бритты, скотты, пикты и латиняне. А первыми обитателями острова Британия были бритты, которые прибыли из Армении и изначально заселили юг Британии. Эта сенсация – чистая правда. Ещё в 1861 году известный английский историк Бениамин Торn обобщил все сохранившиеся древние англосаксонские хроники и издал их в 4 томах в Лондоне. В самом начале 1 тома можно ознакомиться с этим текстом.

Существует также версия, согласно которой выходцы из Армении в глубокой древности были первыми жителями острова Ирландия. Это тоже похоже на правду, так как только этим можно объяснить сходство древних армянской и кельтской культур, а также наличие в Ирландии высоких кельтских крест-камней, напоминающих армянские хачкары. Ученые долго пытались найти ответ на вопрос, как ирландцы сумели создать эти шедевры? И только в 2005 году, на раскопках построенного в I веке до н. э. города-крепости Тигранакерт в Нагорном Карабахе, были найдены пять аналогов “высоких крестов”. Это наглядно показывает откуда в Ирландии появились столь искусные мастера обработки камня. Кстати, “хач” и на армянском, и на кельтском означает “крест”. Любопытен также тот факт, что ирландская церковь в своих псалмах просит у Бога благословения и для Армении.

А первые упоминания о Британских островах на армянском языке можно найти у армянского историка 7 века Анания Ширакаци в его труде “Ашхарацуйц” (“География”). Армянские священники посещали Англию и Ирландию начиная с раннего средневековья. Как свидетельствует английский историк Мэтью Парис, в 1250 году в Англию прибыла группа армянских церковнослужителей, которые подвергались гонениям со стороны монголо-татарских захватчиков. Сам факт фиксации этого события говорит о значимости его для жителей Британских островов. Сохранилось имя прибывшего из Армении Серуи – епископа церкви Сил Ашид, которая сохранила следы армянской архитектуры.

Со времен крестовых походов Киликийская Армения (армянское государство на побережье Средиземного моря, которое просуществовало 300 лет с 11 по 14 век) тесно сотрудничала с западноевропейскими государствами. Армянские Киликийские цари имели дружеские отношения с английским королевским двором. Известно, что царь Левон II был в числе самых почётных гостей на свадьбе короля Ричарда “Львиное сердце”.

После падения в конце 14 века Киликийского царства царь Левон V (иногда его именуют Левоном VI) де Лузиньян отправился в Западную Европу просить Папу Римского и европейских монархов о помощи в восстановлении своей власти. Но Папа Римский лишь наградил Левона V “Орденом Золотой Розы” и направил его в Британию. Там Левон V был тепло принят английским королём Эдуардом III Плантагенетом. И в 1378 году армянский и британский монархи подписали договор, по которому киликийская государственная казна была помещена на хранение в Англии до тех пор, пока армянское Киликийское царство не будет освобождено и восстановлено. К сожалению этого не произошло. И армянская казна так в Англии по сей день и осталась. Договор о передаче на хранение киликийской казны действительно существует, и его можно найти среди свода законов Британской империи. Известно, что кое-кто из армян даже писал письма, адресованные королеве Елизавете II с требованием возврата Армении золотого запаса Киликийского царства. Однако с правовой точки зрения вопрос возвращения ценностей и процентов по ним весьма проблематичен. Ибо нынешнее армянское государство вряд ли можно назвать правопреемником Киликийского государства 14 века. А почему казна была помещена именно в Англии? Возможно, с учётом каких-то общих корней армян и англосаксов. Кстати, Луи Лузиньян, потомок царя Левона V, проживает в настоящее время в Лондоне.

Армяно-английские связи активизировались в период позднего средневековья. В особенности это касается английской колонии Индии, где была большая армянская община. Большинство местных армян занималось торговлей. Армянские купцы на английских кораблях привозили в Англию из Азии восточные товары. В 1608 году при короле Джеймсе I армяне сажают первые тутовые деревья и основывают в Англии шелководство. В 1647 году армянский купец Баба Хачатур завозит в Англию венецианское стекло и зеркала. В 1648 году три десятка армянских ювелиров приезжают и обосновываются в Плимуте. Там они начинают свое дело, однако, подвергаются гонениям со стороны Оливера Кромвеля и покидают страну. Вероятно, позже армяне все же вернулись в Англию, так как, посетивший Лондон в 1730 году испанский путешественник Дон Гонзалес свидетельствует, что армяне успешно торговали здесь драгоценными камнями и коврами. Королевским указом 1688 года наиболее влиятельным армянским купцам был присвоен особый статус свободных граждан Англии. Армянский поэт 18 века Григорис, посетив Англию, написал на армянском языке хвалебное стихотворение “Ода Британии”.

Первые крупные группы армян в Великобритании появилась в 1820 – 1830 годах, когда многие богатые армянские семьи вместе с англичанами покинули Индию. Это были в основном смешанные армяно-английские семьи. Обосновавшись в Великобритании, армяне начали вовлекаться в политико-экономическую жизнь Соединенного Королевства. Состоятельный армянин из Мадраса Эдуард Рафаэль Карамян, являлся послом по особым поручениям в английском представительстве в Индии. А его сын Александр Рафаэль стал первым из армян, кто стал депутатом парламента Великобритании. Армяне из Индии заняли также высокие должности в финансово-экономической сфере Великобритании.

В дальнейшем численность армянского населения возросла за счет новых переселенцев, в первую очередь из Ливана, Сирии и Ирака. В архивах Великобритании имеются интересные сведения. С 1835 года в Манчестере, столице текстильной промышленности Англии, начала формироваться армянская община, в основном за счет армянских бизнесменов из Стамбула. Было зафиксировано 30 семей армян, имевших значительный финансовый капитал. Первыми были константинопольские купцы братья Григор, Арутюн и Ованес Мирасеидяны, которые и стали основателями армянской общины Англии. За ними последовали братья Манук, Арутюн, Геворг и Хачик Габамачяны торговцы из Деврека. Первые армяне в Манчестере занимались производством тканей, различными ремеслами и торговлей. В 1862 году насчитывалось 30 армянских предприятий.

В 1866 году армяне Манчестера, Лондона и Ливерпуля организовали общее собрание и сформировали попечительский совет из 14 купцов. В него входил пока ещё мало известный 24-летний Александр Манташев, приезжавший в Манчестер по делам. Попечительский совет занялся созданием внутреннего устава общины и сбором пожертвований для строительства армянской церкви Святой Троицы в Манчестере. Армянская община собрала более 3 тысяч фунтов стерлингов и в 1870 году первая армянская церковь в Великобритании была открыта. В 1869 будущий знаменитый магнат Александр Манташев окончательно переехал в Манчестер. Отсюда он отправлял товары своему отцу в Тебриз. Пребывание в Манчестере сыграло важную роль в развитии его характера. Здесь он не только изучал тайны ремесла текстильной промышленности, но и приобщался к европейской деловой культуре. В Манчестере Манташев прожил до 1872 года. В 1875 – 1890 годах только в Манчестере было 75 – 80 торговых домов, принадлежащих армянам, которые имели свои филиалы в Константинополе и Смирне.

В конце 19 – начале 20 века к обосновавшимся в Лондоне армянам, переехавшим из Индии, Турции, Ирана, Малайзии, Сингапура и Бирмы, присоединились кавказские армяне. Причиной тому стало проникновение английского капитала в промышленность Кавказа. Нефтепромышленники Аракел Цатурян, Геворг Калантарян и другие продали свой бизнес англичанам. Александр Мелик-Азарьянц и братья Мутафьяны в 1899 году также продали англичанам свои меднолитейные заводы и медные рудники в Зангезуре. Вследствие этих крупномасштабных экономических сделок, многие бывшие хозяева фирм, их родные и близкие, переехали в Англию. В 1910-е годы в Манчестере проживало уже 650 армян, в Сафборде – 150, Ливерпуле – 20, в Лондоне – 400 человек.

Во время Геноцида армян в Турции, начавшегося в 1915 году, малочисленная армянская община Англии, подняла мощную волну протеста, организовала множество митингов и сбор средств для бедствующих соотечественников. Тогда, в общей сложности на национальные нужды было собрано пожертвований на сумму в 155 тысяч фунтов стерлингов. Во время Геноцида армян в Османской империи сотни армянских семей беженцев, чудом избежавшие смерти, нашли приют в Великобритании. Это были в основном армяне из Западной Анатолии. В 1947 году, после предоставления Великобританией независимости Индии произошла самая большая миграция армян из этой страны на Британские острова. После ухода английских войск с Кипра в 1960 году многие армянские семьи из этой страны переселились в Лондон. Второй исход армян из этой страны произошел после 1974 года, когда турецкая армия вторглась на Кипр и захватила северную часть острова. Вместе с греками, армяне массово покинули Кипр, переселяясь в Соединенное Королевство, которое осуществляло протекторат над Кипром в течение многих лет.

Начиная с 1960 года в Великобританию начинают переселяться армяне из Ирана. Это выходцы из городов Урмия, Тебриз, Тегеран и сёл района Новой Джульфы. Большой отток армян и их капиталов из Ирана в Великобританию начался после 1979 года, когда там был свергнут последний шах и в Иране образовалась Исламская республика. Переселение из Ирана имеет место и в настоящее время. Крупная волна миграции приходится на 70 и 80 годы прошлого столетия, когда многие армяне, жившие в странах Ближнего Востока, стали вынуждено покидать места своего проживания из-за гражданской войны в Ливане и 8-летней ирано-иракской войны. В конце 20 – начале 21 веков после развала СССР армяне стали переселяться в Великобританию из стран бывшего СССР, в том числе и из Армении, а также из различных политически нестабильных стран Ближнего Востока и Африки, таких как Ирак, Ливан, Сирия, Эфиопия и других. После недавних событий в Тунисе, Египте, Ливии и Сирии этот поток переселенцев на Британские острова увеличился. Армяне с Ближнего Востока обосновались в Лондоне, Ливерпуле, Глазго, Бирмингеме, Манчестере и столице Шотландии Эдинбурге. В Кардиффе, столице Уэльса, также проживают армянские семьи.

В Лондоне и Бирмингеме имеются семьи армян-католиков. Это в основном армяне из Ливана, Ирака и Сирии. В Глазго также проживает небольшая группа армян-католиков из Ирака. В столице Северной Ирландии Белфасте тоже есть малочисленная армянская католическая община. И ещё в Англии проживает небольшое число армян-евангелистов. Они живут главным образом в Лондоне.

По данным статистической службы Великобритании 2001 года в стране, в первую очередь в Лондоне и Манчестере, проживало 18 тысяч армян, которые заняты в основном на государственной службе, в сфере предпринимательства, в том числе и крупного, в области культуры и шоу-бизнеса, много также врачей и юристов. А по данным организаций общины в настоящее время во всех регионах Соединенного Королевства проживает примерно 25 тысяч армян. В 1989 году в так называемом Большом Лондоне проживало 10 тысяч армян. В 1994 году было зарегистрировано уже 12,5 тысяч армян. А сейчас в Лондоне более 15 тысяч человек. Однако статистические сведения не совсем точны. Они показывают лишь официально зарегистрированных, имеющих британское гражданство армян. А сколько ещё не зарегистрированных, нелегальных мигрантов, это трудно подсчитать.

Принято считать, что в Великобритании армянская община не играет существенной роли в общественной жизни страны. Но это не совсем так. Хоть община в Великобритании и относительно малочисленна, она весьма специфическая со своими давними традициями. Несмотря на малочисленность, имена британских армян звучат громко и весомо. О наиболее известных из них мы уже говорили в прошлый раз. Согласно данным британской газеты “Санди Таймс”, в настоящее время армяне являются самой благополучной и успешной в финансовом отношении национальной группой Великобритании. Многие из них живут в одном из самых  дорогих районов в центральной части Лондона – Кенсингтоне и Челси, где также действуют 2 армянские церкви, находящиеся под юрисдикцией Армянской Апостольской церкви. 

Церковь Святого Саркиса на Айверна Гарденс долгое время была единственной. Её соорудили в 1923 году на деньги знаменитого нефтяного магната и мецената Галуста Гюльбенкяна. На это ушло около 25 тысяч фунтов стерлингов. Она построена из белого камня по всем армянским церковным канонам и резко выделяется на фоне окружающих строений. Главой церкви Сурб Саркис является отец Ншан. К церкви примыкает здание, именуемое Зал имени Нвард Гюльбенкян. Он вмещает 150 человек. Здесь часто собираются лондонские армяне. А в цокольном этаже здания находится Армянский институт и его библиотека. Это благотворительная организация, занимающаяся пропагандой армянской истории и культуры, устраивающая семинары, выставки и спектакли. В библиотеке репетирует и выступает армянский детский кукольный театр.

Другая армянская церковь носит имя Святого Егише. Она находится на Кранлей Гарденс. Внешне она ничем не похожа на армянский храм. А дело вот в чём. Когда Англиканская церковь объявила, что собирается продать здание храма Святого Петра, крупный армянский бизнесмен Ваче Манукян выделил средства на его приобретение. В 2001 году церковь освятил католикос Гарегин II, и ее переименовали в честь отца господина Манукяна. Внутри же в церкви Святого Егише всё как положено в обычной армянской церкви. А во дворе церкви установлен хачкар. С 2009 года предстоятелем Английской епархии Армянской Апостольской церкви является доктор теологии отец Ваган Ованесян. В 2011 году он был рукоположен в сан епископа. С приходом отца Вагана жизнь британских армян заметно активизировалась. Он фактический является руководителем британской армянской общины. Помимо этих, в Великобритании есть ещё несколько армянских церквей: Евангелистская армянская церковь в Лондоне, церковь Святой Троицы в Манчестере, церковь Святой Троицы в Челтенхэме, а также 2 армянские церкви в Шотландии и 1 в Уэльсе.

В Великобритании существуют офисы традиционных армянских партий и благотворительных фондов. Действуют многочисленные армянские организации. В 1986 году за счёт благотворительных взносов был создан Армянский информационно-консультационный центр. Он сотрудничает с целым рядом законодательных и общественных организаций, с тем, чтобы удовлетворить разнообразные потребности членов армянской общины, в том числе в области образования и культуры. В 1994 – 1995 годах при поддержке армянской общины, а также крупных пожертвований Армянский информационно-консультационный центр успешно осуществил проект “Айашен”  (“Армянский дом”) в Лондоне. Его задача оказание всесторонней помощи новоприбывшим армянам из стран бывшего СССР и других стран.

Вот перечень основных армянских организаций. Британский филиал Всеобщего армянского благотворительного союза, Британо-армянская парламентская группа, Армянский институт Лондона, Институт ”Комитас”, который издает книги о Геноциде армян, Группа по борьбе за признание Геноцида армян, Организация “Солидарность с Арменией” в Уэльсе, Организация ”Друзья Армении”, “Международная помощь Армении”, Совет армянской общины и церкви Великобритании, Армянская община Лондона, Культурный союз “Текеян”, Армянская культурная организация ”Ахтамар”, “Общенациональный союз”, Организация “Земля и культура”, Армянская школа Кэмбриджа, Армянская Медицинская ассоциация Великобритании. Кроме того в Лондоне существуют 2 армянские школы – субботняя и воскресная имени Геворка Тахта, спортивные общества и клубы. В британских университетах, где обучаются армянские студенты, действуют армянские студенческие союзы.  

В конце 90-х годов 19 века в Лондоне обосновались сыновья армянского романиста Раффи – Аршак и Арам, которые в 1898 году основали “Союз армянских рабочих и студентов Лондона”, или просто “Армянский клуб”. В эту организацию объединились жившие в английской столице около 400 армян, представителей различных слоев общества. В дальнейшем Арам Раффи преобразовал “Армянский клуб” в “Объединенное армянское общество”, которое издавало на английском языке ежемесячную газету ”Арарат”. Культурный союз “Текеян” с 1979 по 1996 год издавал двуязычную армяно-английскую газету “Эребуни”. Большим тиражом выходит англоязычная газета армянской общины Лондона “Armenian voice” (“Голос Армении”). Ныне в Англии выходит в свет около 20 различных изданий на армянском языке.

В Англии традиционно выходили книги по армянской тематике. Братья Георг и Гульэльм Вистоны перевели на латинский язык и в 1736 году издали в Лондоне “Историю Армении” Мовсеса Хоренаци и приписываемую ему “Географию” с предисловием и комментариями. Был издан “Каталог армянских рукописей” Британской библиотеки и других библиотек Соединенного Королевства. Интерес представляет книга Джоан Джордж “Армяне в Манчестере, Англии. 1835 – 1935”.

По инициативе Английской епархии Армянской Апостольской церкви недавно в Лондоне состоялся уже второй Всеармянский уличный фестиваль. На перекрытой территории между армянской церковью Святого Саркиса и посольством Армении местные армяне смогли познакомить англичан со своими песнями, танцами и кухней. В ходе фестиваля в церкви звучала классическая музыка, а на улице – национальная.

Британцам хорошо известен армянский коньяк. Прекрасную рекламу ему сделал сам сэр Уинстон Черчилль. Как известно, 50-градусный коньяк “Двин” был создан специально для Ялтинской конференции 1945 года по распоряжению Сталина. После того как Сталин предложил Уинстону Черчиллю рюмочку армянского коньяка, британский премьер-министр стал поклонником этого великолепного напитка. С тех пор этот коньяк регулярно поставлялся сэру Черчиллю. В 1949 году к 75-летию Уинстона Черчилля Сталин послал ему 75 бутылок коньяка “Двин”. Черчилль был в восторге от этого подарка, добавив лишь: “Как жаль, что мне исполнилось не 100 лет”. Известно, что Черчилль ежедневно выпивал бутылку своего любимого коньяка “Двин”. Любителями армянского коньяка были и остаются и многие другие британцы, в том числе известная писательница Агата Кристи.

Следует отметить, что в нескольких лондонских музеях есть и армянские экспонаты. В музее премьер-министра Уинстона Черчилля хранится плакат, призывающий к оказанию помощи армянам в период Геноцида. В галерее Тейт висит картина Аршила Горки “Водопад”, созданная художником в 1943 году. В Лондоне хранится и часть коллекции  Галуста Гюльбенкяна. В 1931 году он передал в дар Национальной галерее 30 лучших картин, а коллекцию древних египетских скульптур безвозмездно презентовал Британскому музею. Британский музей – главный лондонский музей, старейший в мире. Здесь, почему-то в зале “Античной Турции”, выставлены экспонаты из урартской столицы Тушпы. Видимо, руководствовались тем, что ныне Тушпа находится на турецкой территории. Хорошо, что хоть кувшин из Кармир-Блура и монета с изображением царя Тиграна Великого не вызывают сомнения в армянском происхождении.

А главный армянский экспонат Британского музея – фрагмент статуи армянской языческой богини плодородия и любви Анаит. Это то, что осталось от бронзовой скульптуры I в. до н. э. Голова богини Анаит высотой 38,1 см. была найдена на территории Западной Армении, в местечке под названием Садах в 1872 году местным крестьянином. Не разобравшись, он поехал в Константинополь, где за гроши продал бесценную находку в местной антикварной лавке. Хитрый антиквар потом переправил удачную покупку в Италию, где она попала в руки искусствоведа. А он уже выгодно перепродал древний шедевр Британскому музею. А в 1874 году была найдена ещё одна деталь скульптуры богини Анаит – её левая рука, сжимающая кусок покрывала. И она также была переправлена в Британский музей. К счастью хоть и нашли голову Анаит на территории нынешней Турции, во всех изданиях отмечается, что она найдена в античной Сатале, переиначенной на турецкий лад в Садах. Пишется, что голова армянской богини Анаит найдена в Сатале, на северо-востоке Малой Армении. Ныне в Армении раздаются призывы вернуть фрагменты статуи богини Анаит на родину – в Армению.

В 1918 – 1920 годах в Лондоне довольно активно действовало Армянское Национальное бюро. Благодаря его действиям Англия в 1918 году признала независимость Армении. С 1919 года в Лондоне действовало армянское посольство, причем его деятельность продолжалась до 1924 года. В 1961 году, армянская община приобрела здание на улице Ченистон Гарденс в Кенсингтоне. Назвали его “Армянский дом”. Он стал центром общественной жизни армян Лондона. В октябре 1992 года в помещении здания “Армянский дом” было размещено посольство Республики Армения – первое армянское посольство в Европе.

Армянские руководители регулярно посещают Великобританию. Часто на различных форумах встречаются с английскими государственными деятелями самого высокого уровня. А вот официальная делегации НКР в Соединенном Королевстве побывала лишь недавно. Делегация Нагорно-Карабахской Республики во главе со спикером Ашотом Гуляном находилась в Лондоне по приглашению армяно-британской парламентской группы дружбы, которой исполнилось 20 лет. Эту группу возглавляет член Палаты лордов Великобритании баронесса Кэролайн Кокс. Она широко известна и в Армении, и в Карабахе, как большой друг армянского народа.

Вообще, многие прогрессивные люди Великобритании восхищались и симпатизировали армянам. Приведу лишь некоторые примеры. Великий английский поэт Джордж Байрон писал: “На земном шаре нет другой страны, которая была бы так насыщена чудесами, как земля армян. Но какова ни была бы их судьба, а она печальна, что бы не ожидало их в будущем – страна армян всегда должна оставаться одной из самых интересных на всем Земном шаре.” Известный английский общественный деятель Уильям Гладстон считал,, что “Служить Армении – значит служить всей цивилизации!” Крупный английский кавказовед Дэвид Лэнг на основе археологических отчетов и исторических исследований воспроизвёл религиозные представления, быт и традиции племен, населявших территорию древней Армении. Он автор книги “Армяне – народ созидатель.” История армян предстает в этой книге во всем своем величии. Ему принадлежат слова “Армения – колыбель цивилизации!” Священник из Уэльса Патрик Томас написал книгу “От Кармартена до Карабаха”, в которой указал на многочисленные сходства между Уэльсом и Арменией начиная с эпоса и заканчивая природными условиями. Пастух из Уэльса Элиан Уильям делает очень многое для лоббирования армянских интересов в Уэльсе. Он поспособствовал признанию Национальной ассамблеей Уэльса Геноцида армян. Стал инициатором установки в 2007 году в уэльской столице Кардиффе памятника жертвам Геноцида. Ратует за признание независимости НКР.

Что касается Геноцида армян в Турции в 1915 году, парламент Великобритании его пока ещё не признал. Хотя британские руководители прекрасно обо всём осведомлены. Так, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил: “С армянами происходили ужасные вещи, в их отношении были совершены чудовищные зверства.” Причина тут в следующем – уж очень тесные политико-экономические связи существуют у англичан с Турцией и Азербайджаном, которые всячески этому противятся. Великобританию на Южном Кавказе интересует лишь азербайджанская нефть. Надо учитывать и фактор почти миллиона турок, проживающих в Великобритании. Тем не менее ежегодно 24 апреля британские армянские организации устраивают шествие по центральным улицам Лондона. Участники шествия несут транспаранты, осуждающие политику непризнания Геноцида со стороны Турции и Великобритании. Руководители армянских организаций передают требования о признании Геноцида в офис премьер – министра Великобритании. В лондонской церкви Святого Егише проходит поминальная литургия. К хачкару, установленному в память о жертвах Геноцида во дворе церкви, возлагаются венки от всех британских армянских организаций. А в церкви Святого Саркиса устраивается поминальный концерт.

И хоть британский парламент ещё не созрел для окончательного принятия решения по Геноциду, парламенты составных частей Великобритании уже совершили этот гуманный шаг. Так в 2002 году Геноцид первым признал парламент Уэльса. А в 2010 году Геноцид признали парламенты Шотландии и Северной Ирландии. В 2007 году в столице Уэльса Кардиффе состоялась церемония открытия памятника жертвам Геноцида армян. Памятник представляет собой хачкар, на котором на валлийском, английском и армянском языках написано: “Памяти жертв Геноцида армян 1915 года”. Хачкар создан валлийскими мастерами на средства армянской общины и установлен в саду у Храма мира около здания Национальной ассамблеи Уэльса. Земельный участок под памятник предоставил Центр международных отношений Уэльса. На церемонии присутствовали официальные лица Уэльса и Армении, многочисленные члены армянской общины и наши уэльские друзья. Этот хачкар стал первым официальным памятником жертвам Геноцида армян в Великобритании. Тёплые уэльско-армянские отношения являются образцовыми и могут служить примером для других.

Как известно, с 27 июля по 12 августа 2012 года в Лондоне проходят XXX Олимпийские игры. В них принимают участие и армянские спортсмены. Президент Армении Серж Саргсян присутствовал на открытии Олимпиады. А 29 июля глава государства принял участие в “Дне Армении” в Лондоне. У армянской церкви было организовано торжественное мероприятие, на котором собрались многие представители армянской общины. Что же, пожелаем успехов нашим спортсменам. Пусть британская земля будет для них счастливой, как и для всех армян, живущих в Великобритании.

АЛЕКСАНДР ЕРКАНЯН.

 

Статьи по Теме

1 thought on “Следы армянской архитектуры в Европе.”

  1. Հետաքրքիր նյութեր են, հատկապես հայի հաճախ թաքնված, վախվորած ազգային ինքնագիտակցությունը համարձակ-գիտակցական մակարդակի բարձրացնելու առումով: Միայն թե ցավալի է, որ այս նյութերի հայերեն տարբերակը չկա: Եթե գրում եք օտարի համար՝ այլ խնդիր է, բայց մեզ՝ հայերիս տեսակետից կարևորագույն խնդիրը հայապահպանությունն է, այլ ոչ թե օտարին դուր գալու կամ զարմացնելու ձգտումը: Հասկանանք, որ հայապահպանության գլխավոր խնդիրը մեր լեզուն պահպանելն է, զարգացնելը: Հայերենը հայերի համար զուտ հաղորդակցական նշանակություն չունի (ինչպես անգլիացիների, գերմանացիների և շատերի պարագայում է), այն գենետիկական մակարդակով է, լեզվամտածողություն, հոգեբանություն, մեր պատմությունն է, առավել է, քան նյութական-մշակութային ժառանգությունը: Այսինքն՝ հայի ցանկացած հետազոտություն, հայտնագործություն առաջին հերթին (առնվազն, օտարալեզուին զուգահեռ) պետք է հրապարակվի հայերեն, որ հայախոս, հայամտաց հայն իրեն անտեսված, ստորացված չզգա:
    Ցավոք, անգամ անկախ Հայաստանում հրատարակվող գիտական կամ գիտահանրամատչելի գրականության զգալի և կարևորագույն մասն օտարալեզու է (օտարահաճության հետևանք է, որը քարոզում են մեր թշնամիները), ինչը ոչ միայն պատիվ չի բերում մեզ, այլև վտանգում է հայերենի՝ որպես հայապահպանության կարևորագույն բաղադրիչի դերը: Շնորհակալություն հայտնելով հայագիտական, ճանաչողական այս լուրջ գործը նախաձեռնելու և ընթացք տալու համար՝ առաջարկում եմ նյութերն անպայման հրապարակել նաև հայերենով: Օտարը թող տեղեկանա դրանց, բայց հայը պարտավոր է ապրել այդ անցյալով, զգալ, յուրացնել հոգևոր-գիտական ձեռքբերումները, իսկ դրա նպատակը մեկն է՝ արժանի լինել նախնիներին, զարգացնել ժառանգածը և ապագայում ձգտել ավելիին: Եվ դա պետք է, պարտավոր ենք անել հայերեն:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *