По плану, строительство аффинажного завода начнется в октябре и продлится шесть месяцев. После этого Армения начнет выпускать банковские слитки.
Швейцарский миллионер Вардан Сирмакес намерен довести до конца проект чистого золота в Армении. Об этом он заявил в беседе со Sputnik Армения.
Сирмакес – ювелир и бизнесмен армянского происхождения, со-основатель швейцарской часовой фирмы Franck Muller. Пять лет назад он изъявил желание строить в Армении завод банковских золотых слитков и подписал меморандум с Центральным банком республики. Все эти годы он проводил переговоры с поставщиками оборудования и с международными сертифицирующими организациями. А с ними договориться далеко не просто.
Выплавлять золотые слитки – это почти то же самое, что печатать доллар или евро. Это значит выпускать платежное средство, которое будут принимать во всем финансовом мире: на биржах в Лондоне, Чикаго или Токио, в инвестиционных фондах, центральных и коммерческих банках разных стран. Чтобы все они признавали, что ваш слиток – “четыре девятки”, ваше производство должно получить международную сертификацию. Самые авторитетные заключения в этой отрасли выдаются в Лондоне (ассоциация LBMA), а также на биржах в Чикаго (CME), Дубае (DMCC) и Токио (TOCOM).
Менеджеры Сирмакеса долгое время вели переговоры в Лондоне. Наконец он решил: если вдруг договориться не удастся, ничего страшного. Армения все равно будет выпускать золотые слитки, но уже с собственной печатью.
“Если будет сертификация – очень хорошо. Но мы решили не зацикливаться на этом вопросе и из-за него не откладывать строительство завода. Если понадобится, мы сами можем создать лабораторию для сертификации. Мы привлечем туда лучшие технологии и специалистов из Швейцарии. А точность их работы известна во всем мире, поэтому такая лаборатория без особого труда получит международную аккредитацию”, – добавил Сирмакес.
В год в Армении добывается около трех тонн золота (в пересчете из добываемой руды на чистый металл). Не факт, что при таком объеме сырья завод может заработать с прибылью или хотя бы безубыточно (так ранее отмечали представители отрасли). Тем не менее, отметил Сирмакес, сырье можно завозить и из других стран – например, из соседней Грузии или даже из Африки. Готовый товар (золотые слитки) по размерам так мал, что его перевозка на мировые рынки не потребует значительных затрат.
При аффинаже (то есть очистке) золота используется ряд реактивов. Поэтому, чтобы завод не создавал рисков для окружающей среды, для него составят экологическую оценку швейцарские компании. С ними тоже ведутся переговоры.
Наконец, решен вопрос и поставки оборудования: переговоры о нем прошли с итальянскими компаниями.
После всего этого остается только построить здание завода. А это уже не так сложно, отметил Сирмакес. Опыт у него есть: вместе с партнером, Франком Мюллером, недалеко от Женевы, они построили и неоднократно расширяли свои часовые мастерские.
“Сейчас мы ведем переговоры о двух возможных местах для завода. Так или иначе, мы собираемся начать строительство в октябре, а завершить через полгода после начала. Главное – иметь качественный товар, а он у нас будет. Следовательно, все остальные вопросы решаемы”, – добавил Сирмакес.
Отметим, сейчас Армения экспортирует не чистое золото, а золото-серебряный сплав Доре, который проходит окончательную очистку за рубежом. В республике действуют лицензии на добычу золота на 18 месторождениях, из которых шесть-семь – относительно крупные. Самое крупное – Соткское месторождение (действует), второе по величин – Амулсарское (не действует). Общие запасы золота в Армении (разведанные и предварительно оцененные) оцениваются примерно в 400 тонн.