— Господин Агузумцян, насколько эффективна система управления премьер министра РА Никола Пашиняна?
— Эффективное управление может быть в стабильных условиях, стабильные условия обусловлены кадровой политикой. Вопрос кадровой политики в нашем правительстве довольно проблематичен, что также подтверждается тем, что видим, как в управленческой системе правительстве меняются разные должностные лица меняются. В этом отношении может быть много разных и неожиданных явлений, которые могут казаться непонятными на первый взгляд. Мы находим, что премьер-министр иногда делает выговоры и замечания на заседаниях правительства, это также связано с тем, что могут быть квалифицированные специалисты, но не квалифицированные управляющие. Все это может приводить к различным проблемным ситуациям.
— Как вы заметили, премьер-министр часто жестко разговаривает с другими членами правительства, подчеркивая, что поручение уже давно дано, но не выполнено. Почему они не подчиняются своему руководителю?
— Речь идет не только о непослушании, они, возможно, не в состоянии это выполнить, но люди также приобретают управленческий опыт на ошибках, хотя не у всех это дает положительный результат. Слишком часто ошибка ведет к другой ошибке, и в этом смысле можно понять негодование премьер-министра. Часто, когда высказывается противоположное мнение, оно представляется как оппозиционное, как попытку перечить, но это больше от недостатка опыта, и который говорит о том, что наша система управления работает не так эффективно.
— Получается, что в системе государственного управления нет менеджеров. Можно ли сказать, что в правительстве имеет место психологический кризис менеджмента?
— Не скажу кризис, потому что это сложная ситуация, а здесь речь больше идет об упущениях и неправильных решениях. После кризиса почти невозможно бывает оправиться, сейчас это не так. Весь вопрос в том, что после революции кадровая политика не пошла путем профессионального управления, а пошла по другим критериям — люди, которые были преданы революции и т.д., но совершивший революцию человек не обязательно является профессиональным кадром или менеджером, потому что общественная работа и управление совершенно разные вещи. Здесь нам нужны специалисты, менеджеры, это самая важный психологический вопрос, которой у нас отсутствует. То есть каждому специалисту нужны определенные психологические атрибуты для их соответствующей деятельности. Например, общение, умение слушать и принятие решений очень важны для менеджера, потому что вы можете принимать решения как лично, так и группой. К сожалению, все это в нас не учитывается, так же как и моральные и духовные качества. Психологический отбор персонала в развитых странах принятая практика, к сожалению, в Армении его нет.
— Вы говорили о коммуникации, например, премьер-министр Пашинян часто общается с публикой при помощи прямых эфиров, которые проходят очень нервно. В чем причина нервных прямых эфиров премьер-министра?
— Чтобы правильно дать оценку этому вопросу нужно знать много вещей, которые, конечно же, я не знаю. Однако имеет место явление, которая одинаково происходит почти во всех ситуациях — в управлении, в семье и так далее. Если ты что-то говоришь, и более того, обещаешь, но по какой-то причине это не осуществляется, так как нижние звенья не работают, в результате чего ты не смог сдержать свое обещание, то ты можешь очень нервничать. На самом деле получается, что обещал и не выполнил, это кадровый вопрос, естественно.
— Почему мишенью для нервов становится общество, а не его кадры, потому что Н. Пашинян часто в неудачах обвиняет общество, в том, что оно не работает, не учится и так далее?
— Кадрам это тоже говорится, так как мы видим, как многие меняются в кадровой системе — увольняются или назначаются на другую должность. Все дело в том, что в целом опыт управления имеет свой путь, который нужен человеку, чтобы пройти через разные уровни управления и приобрести хорошие управленческие качества. Эта современная система управления не имеет такого опыта, у нее есть другой опыт, но в управлении, тем более — государственном. Этот опыт может прийти со временем, но он также прийти с опозданием, а может и вовсе не прийти.
— Какие опасные последствия может иметь отсутствие сказанного Вами опыта государственного управления?
— Может быть так, он очень хороший специалист, но не может управлять областью, мы знаем много таких примеров. Можно быть прекрасным инженером, но это не значит, что он может руководить эту область. Хороший инженер, не имеющий опыта управления, может также потерять и качества хорошего инженера. Если он преуспел в предыдущей должности, это еще не значит, что он будет хорош в следующей, поскольку новая должность требует новых качеств. Здесь существует серьезная психологическая проблема, поскольку психологический отбор позволяет находить и отбирать людей, которые могут быть эффективными в данной конкретной должности. У нас есть такие кадры выпускаются в Академии управления, но в системе государственного управления нет штатной работы психолога, поэтому часто кадровый отбор происходит неправильно.
— Вы видели какие-либо примеры ошибок руководства Н. Пашиняна, которые являются результатом отсутствия управленческого опыта?
— Это политический вопрос. Я могу ответить со своей стороны с точки зрения психологии: некоторые люди, которые сейчас есть и будут находиться в системе управления, быстро приобретают опыт и эффективно управляют. Но проблема в том, что с помощью одного человека нельзя управлять, потому что это система. Речь должна идти о команде. Часто говорят, что это молодые люди, но 30-40 лет — какие это молодые? Они просто неопытны. Слово «молодые» здесь неуместно, просто в системе есть люди, которые быстро получат опыт и покажут положительные результаты, соберут команду, и есть те, кто не может это сделать. Академия государственного управления готовит менеджеров, но работы нет, хотя Академия является частью правительства. Теперь они думают в первую очередь о людях, которые их единомышленники, это везде так. Когда есть серьезные проблемы, которые необходимо решить, эта проблема игнорируется, но проблема еще и в том, что мы всегда требуем, но не спрашиваем себя, что от нас требуется для решения проблем?
— Премьер-министр Пашинян призвал блокировать доступ в суды, перекрывать улицы, и его обвинили в свержении государственного строя.
— После каждого изменения, будь то революция или смена власти, идет серьезная борьба. В ходе этой борьбы во многих случаях можно увидеть недопустимые моменты, что естественно, так как цена вопроса очень высока. В этом смысле можно понять, что во время борьбы могут быть допущены как недостатки, так и ошибки. Борьба несет в себе высокий эмоциональный фон, и эмоции часто мешают принимать правильные решения.
— Сегодня много протестов против правительства. Вы заметили изменение в риторике членов правительства?
— Эффективные люди меняют риторику, а люди, не желающие меняться, не хотят приводить себя в соответствие с ситуацией на данный момент, не понимают, что изменения необходимы, их риторика не меняется. Они говорят, что родитель всегда прав, но если это не умный родитель, потому что умный родитель учится и у детей. То же самое и здесь, то есть, есть люди, имеющие должность и считающие, что у них есть все. Им кажется, что правы только они и т.д., то есть, у них ничего не изменится. Умный извлечет урок из прошлого, а неумный, продолжает действовать неправильно, и это вопрос кадровой политики.