АналитикаПолитикаПрирода

Эксперт: Золота в Амулсаре не больше, чем в любом хвостохранилище.

Проблема Амулсарского рудника имеет разные аспекты – юридические, экологические, экономические. Об этом в интервью Новости Армении – NEWS.amзаявила юрист Назели Варданян.

Эксперт представила свою точку зрения на проблему:

Начнем с того, ЗАО «Лидиан Армения» зарегистрирована в Армении как резидент-организация, то есть это армянская организация. Согласно договору об использовании недр, заключенному между компанией и Министерством энергетики и природных ресурсов Армении, все споры рассматриваются в судах Армении. В случае, если большая часть акций принадлежит иностранной компании, то одновременно их инвестиции защищаются Договором об инвестициях,, заключенным между РА и страной, резидентом которой является, данная компания. В данном случае 100% акций ЗАО Лидиан Армения принадлежит компании «Лидиан ресорсис Армения»,  которая зарегистрирована на острове Вирджиния (Британия), в оффшорной зоне. Армения имеет договор с Великобританией, Канадой и другими странами. Однако, юрисдикция Великобритании на компании оффшорной зоны не распространяется. Поэтому иск этой компании не может быть рассмотрен в Международном арбитраже. С целью получения  возможности обратиться в Международный арбитраж, компания в августе 2018 г, то есть через два месяца после закрытия жителями города Джермук дорог к месторождению, зарегистрировала две дочерние компании — в Лондоне и в Торонто. Эти вновь созданные компании 11 марта текущего года подали заявку в правительство Армении, чтобы потом обратиться в арбитраж. Эта процедура предусмотрена договорами об инвестициях. Если не решается вопрос мирным путем, в течение определенного срока могут обратиться в арбитраж.  Договор с Великобританией предусматривает обращение в арбитраж в течение 3 месяцев после подачи заявки. Договор с Канадой предусматривает 6 месяцев, который истечет 11 сентября. Если даже они обратятся в Арбитраж, у них нет шансов выиграть это дело, это обернется им большими расходами и долгим процессом.

Возникает вопрос: Почему наше правительство не готовит почву для защиты интересов государства и народа? Почему наше государство уже даже после принятия заявки не принимает меры, чтобы потом эти организации не могли через суды что-то требовать? Наоборот, многие представители власти взяли на себя роль адвоката и бухгалтера этих компаний.

В сентябре прошлого года я представила юридическое заключение с изложением нарушений законодательства Армении и конвенций, ратифицированных страной, с указанием коррупционных рисков, и по каждому  необходимо было провести расследование и возбудить уголовные дела, привлечь виновных к ответственности. Почему это не делается? Почему не говорится об опасностях и потенциальном ущербе? О том, что на самом деле нашему государству причинен ущерб бездеятельностью этой организации? Самый простой пример – первое экологическое заключение «Лидиан Армения» получила в 2009 г. Разрешение на разработку месторождения было дано на 10 лет. То есть сегодня мы должны были говорить о закрытии рудника, а не об открытии. С 2009 г они должны были работать, платить налоги с прибыли, другие обязательные взносы. Разговоры о том, что «откроем и будем купаться в золоте», несостоятельны. Если верить их доводам, мы уже 10 лет должны были «купаться в золоте». На деле мы потеряли имеющиеся ресурсы. На этой территории могли пастись стада, расти сельскохозяйственные культуры, цвести сады. Люди бы производили продукцию, платили налоги, получали прибыль. Вместо этого пустыня, вырубленные сады. 10 лет компания ничего не делала. Последние два года начали что-то строить. Половину земли купили, половину безвозмездно отобрали у народа. Вырубили абрикосовые сады. Самое страшное, что вырубили весной, когда сады цвели, что говорит о моральном облике владельцев. До сих пор не могу забыть эту картину . 152 га земли отобрали у народа, лишили возможности жить за счет этой земли. Чего мы хотим? Еще 10 лет так сидеть?

А ведь планировалось эту территорию  использовать иначе. В 2008 г было постановление правительства о развитии туризма и здравоохранения в Джермуке. Уже были договоренности со швейцарской компанией о строительстве туристического центра и спортивного комплекса зимнего и летнего туризма. Это привлекало бы туристов со всего мира. Джермук находится на высоте 2100 м, Амулсар на высоте более 3000 м. Многие спортсмены, даже в советское время, приезжали в Джермук тренироваться. И это было бы долгосрочное развитие экономики, а не разрушительное.

Компания сфальсифицировала все данные исследования. Там нет ни одного слова об отсутствии отрицательного влияния на экологию Джермука и Севана. Наоборот, очень много говорится о рисках, много указаний на то, что компания предоставила на экспертизу неполные данные, неверные данные, использовала неверную методику. У компании нет ни одного дня опыта разработки месторождения, хотя армянское законодательство ставит необходимым требованием наличие 5-летнего опыта.

Разговоры о «гарантировании отсутствия рисков» просто смешны. Даже Господь Бог не может гарантировать. Глупо давать такие гарантии, когда это связано с природой и горной местностью. В регионе сейсмические риски 10 баллов. Буквально на прошлой неделе зарегистрированы два подземных толчка. О чем это говорит? О том, что риски очень большие. То, что сами же зарубежные эксперты говорят о необходимости мониторинга в течение не 100, а 500 лет, это уже говорит о глупости всей затеи. Если нет рисков, то почему 500 лет? И почему несколько поколений жителей Армении должны быть в плену какой-то непонятной компании? На земном шаре нет ни одной организации, которой было бы 500 лет. И кто будет платить? Простой подсчет показывает нерентабельность затеи – мониторинг, очистка, предупреждение рисков в течение 500 лет. И вот что странно, вместо того, чтобы говорить о том, что компания должна заплатить Армении большую сумму за то, что в течение 10 лет не занималась деятельностью и лишила государство прибыли, лишила жителей источника дохода, еще мы считаем их расходы. Это аморально. Не могу понять, почему делается попытка оказывать адвокатские услуги этой организации.

Вопрос Амулсара на самом деле урегулирован законодательством.  В законе «Об оценке воздействия на окружающую среду и экспертизе» есть положение, в части 8 статьи 20, о том, что если организация в течение года после получения заключения экологической экспертизы не начинает деятельность, для которой получена экспертиза (ее дали на разработку кварцевого золотоносного рудника), решение теряет юридическую силу. То есть, с 30 апреля 2017 г заключение экспертизы потеряло юридическую силу. Без положительного решения экспертизы никакая компания не имеет права осуществлять какую-либо деятельность на территории Амулсара.  То есть без новой экспертизы невозможно выдать разрешение на деятельность.

Что касается уголовного дела, в рамках которого проводилась экспертиза, да и последующие заявления, криминальные и подпадают под действие УПК. Почему они усугубляют проблему и создают проблемы для себя? На деле компания потеряла право там работать.

Разговоры об отсутствии пыли тоже безосновательны. Когда проводились взрывотехнические работы, жители Джермука стали свидетелями «отсутствия пыли» — пыль, туман, грязь, на машинах после дождя осела красная сажа.

Кроме того, здесь зарегистрирован высокий уровень радиации, следовательно, здесь есть присутствие радиоактивных элементов. Говорить о содержании золота можно, но там его не больше, чем в любом другом, даже в хвостохранилищах. В тонне руды из Амулсара содержится 0,75 г золота. Чтобы добыть золота на одно колечко нужно разработать 20 тонн рудной породы! С тем же успехом можно разрабатывать любое хвостохранилище.

А представьте, через два года компания обанкротится. У нее уже сейчас колоссальные проблемы и аудит счел ее ненадежным партнером. Кто будет ликвидировать последствия? Правительство Армении? За чей счет?

Уже сейчас можно говорить об увеличении радонового фона в результате деятельности компании. И это говорю не я, а Комиссия по Севану Академии наук РА. Так что жители сами могут потребовать через ЕСПЧ защиты своих прав.

Компания собирается на такой высоте соорудить цианистую площадку на 10 тыс тонн. В зоне 10-бальных землетрясений кто-то говорит о гарантиях? Это бомба под 80% территории Армении. От каждого взрыва Джермукская вода может исчезнуть. В Джермуке при строительстве домов фундамент роют механически, не проводя взрывных работы из опасений потерять источники. И тут собираются взрывать тысячи тонн породы.

Не просчитано воздействие кислотного дренирования на Воротанский тоннель – а ведь разрабатываемый карьер прямо над ним. И сейчас в тоннеле много воды, это результат дренирования, причем кислотность воды уже повышена. И никто не считал, как она повлияет на бетонные и железные конструкции тоннеля. Это стратегического значения объект стоимостью несколько миллиардов. Мы не знаем, как это повлияет на плотину Спандарянского водохранилища, на плотину Кечутского водохранилища. Представляете последствия? Враг такого не пожелает Армении.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button