ГеноцидЗанимательноеИменаИсторические персоныЛюдиНациональные герои АрменииПо страницам историиСтраницы истории

В этот день Акоб Мелкумян убил Энвер-пашу — одного из главных организаторов геноцида..

.. В этот день Акоб Мелкумян убил Энвер-пашу — одного из главных организаторов геноцида..
Он был убит 4 августа 1922 года в бою с частями Красной Армии в кишлаке Чагана в 25 км от г. Бальджуана на территории нынешнего Таджикистана.
Рапорт командира конного дивизиона, атаковавшего штаб Энвер-паши цитирует: “Штаб басмачей во главе с Энвер-пашой бросился в горы, но наткнувшись на эскадрон, посланный в обход, принял бой. В результате боя штаб противника уничтожен. Успели спастись только трое. 28 трупов остались на месте боя. Среди них опознан и Энвер-паша. Ударом шашки у него снесена голова и часть туловища. Рядом с ним был найден Коран“.
Яков Мелькумов (Акоп Мелкумян), специально искавший встречи с одним из виновников геноцида армян, совершил свой долг, да ещё и за уничтожение Энвер-паши и разгром его армии, командующий кавалерийским полком Мелькумов был повторно награжден орденом “Красной Звезды»“..

Как известно, по плану операции «Немезис» заслуженную кару понесли главари младотурок, устроившие Геноцид армян 1915 г., организаторы армянских погромов в Баку 1918 г. и сотрудничавшие с турками предатели-армяне.
Один из мстителей был уроженцем арцахского села Херхан — это Акоп Мелкумян, офицер царской армии России, известный под именем Яков Мелкумов. От его руки пал бывший военный министр Османской Турции Энвер.
Следует отметить, что А. Мелкумян не являлся членом подпольной организации «Немезис», но он тоже был идейным мстителем, для которого убийство врагов армянского народа было еще и вопросом чести.
Однажды он упустил такой шанс: в январе 1915 г. Энвер, потерпевший поражение в сражении в окрестностях Сарикамыша, с остатками войска бежал с поля боя, А. Мелкумян с эскадроном казаков стал преследовать его (из беседы Гайка Айрапетяна с Яковом Мелкумовым).

Нагнав их, Мелкумян услышал армянскую речь и, подумав, что ошибся, прекратил преследование. Уже потом он узнал, что Энвер свою личную охрану формировал из армян.
Мелкумян Акоп Аршакович родился в 1885 году в семье крестьянина в селе Херхан Варандинского уезда. После смерти отца юный Акоп с матерью переехал в Ашхабад – к дяде по отцу. Здесь он поступил в мужскую гимназию, по окончании которой в 1907 г. был призван в царскую армию.
В начале Первой мировой войны войсковая часть, в которой служил Мелкумян, находилась на Западном фронте. Акоп отличился храбростью и удостоился Георгиевского креста и ряда других наград и в порядке исключения был назначен командиром эскадрона казачьей кавалерийской дивизии.
После Октябрьской революции 1917 г. он перешел на сторону большевиков. С лета 1918 г. командующий 1-м Московским кавалерийским полком Акоп Мелкумян сражался на Южном фронте.

В конце 1919 г. был назначен командиром 1-й бригады 1-й Туркестанской дивизии Туркестанского фронта. Участвовал во взятии Бухары, в 1920-1923 гг. – в уничтожении банд басмачей. В 1921 г. он удостоился ордена Красного Знамени.
Акоп Мелкумян рассказал Гайку Айрапетяну, как в Туркестане в боях с басмачами судьба улыбнулась ему и дала еще один шанс исправить допущенную роковую ошибку — убить Энвера.
Кстати, Энвер-паша, пожалуй, был единственным из главарей иттихата, который не смирился с позорным поражением своей партии. Причина в том, что он считал себя выше Талаата, Джемаля и всех других. Он окончил в Берлине немецкую военную академию, был зятем халифа — наместника Мухаммеда в магометанских владениях, и был убежден, что является самым неотразимым мужчиной Турции.
Он долго скитался по Европе, пытался угодить немцам, служил английской разведке, а в Москве даже примкнул к коммунистам, но так как его мания величия нигде не получила должного признания, то решил уехать в Среднюю Азию.
Энвер не скрывал своих целей: возглавить мятеж басмачей – мусульманских экстремистов, объединить территории от Памира до самого Крыма, включая Иран, Афганистан, Бухару, и провозгласить себя халифом. Естественно, он не мог признаться в том, что истинной причиной его бегства из цивилизованного мира в Туркестан был страх перед армянскими мстителями.
Энвер решил замести следы, укрывшись там. Он прекрасно знал о том, что в последние два года пули армян – в Берлине, Риме, Тифлисе, Константинополе и других местах метко поражали мишени. Поэтому он и скрылся в горных хребтах Зеравшана, в бездонном ущелье смерти — Дейнау.
В беседе с Гайком Айрапетяном Акоп Мелкумян рассказал об Энвере и возглавляемых им басмачах следующее:
«Энвер не был рядовым командиром басмачей. Полученное им в Германии военное образование, боевой опыт в империалистической войне и, наконец, количественное превосходство войска превращали его в опасного противника.
Под его знаменем находились 17 тысяч отборных всадников, у меня же было 1500 всадников и 800 пехотинцев. Чтобы нейтрализовать количественное превосходство противника, я принял решение на рассвете внезапно напасть на них. Скрываемые густым туманом, мы незаметно приблизились к противнику.
Когда лучи солнца засверкали на вершинах гор и туман рассеялся, в бинокль стал виден шатер Энвера на окраине кишлака Кофрун с большим зеленым флагом с золоченым полумесяцем. Я обрадовался: значит, Энвер здесь. В Сарикамыше я упустил его, а здесь не должен был позволить ему скрыться.
Именно в это время из штаба доставили пакет с депешей. Командующий фронтом писал: «Москва в лице Ленина и Троцкого настаивает взять Энвера живым. Ответственность возлагаем на командира Мелкумова». Я вернул пакет и предупредил: «Вы меня не нашли».
Тут же вызвал командира разведки Саруханова (следует отметить, что под командованием Я. Мелкумова воевали тысячи свободолюбивых разноязычных добровольцев, среди которых были и беженцы из Западной Армении) и сказал на армянском: «Энвер мне нужен только мертвый».
По моему приказу артиллерия открыла огонь. Битва была жестокой и безжалостной. Враг не устоял. Энвер бежал в горы без халата и босиком. «Не уйдешь от меня, кровожадный зверь, на твоей совести кровь моего народа», — поклялся я. Преследовали его 25 верст. Добрались до улиц кишлака Чеген.
Мы убили не главнокомандующего армий ислама, а палача Энвера. Его личную печать «Верховный главнокомандующий всеми войсками ислама, зять халифа и наместник Мухаммеда» — так подписывался Энвер, взял я, а личный Коран и вышитый золотом халат передал властям. Мое возмездие свершилось».
За блестящее выполнение этой задачи (летом 1922 г.) Я. Мелкумова наградили вторым орденом Красного Знамени. В 1924 г. он был назначен командиром 8-й особой кавалерийской Туркестанской бригады. В 1924-31 гг. возглавляемая им бригада уничтожила остатки басмаческих банд в Таджикистане и Туркмении. В 1934-37 гг. А. Мелкумян — помощник командующего, комдив войск Среднеазиатского военного округа.
А в июне 1937 г. он был арестован как участник «военно-фашистского заговора», ему инкриминировали шпионаж в пользу Англии и даже сотрудничество с Энвером. Военным трибуналом был приговорен к 15 годам лишения свободы. В 1954 году реабилитирован и освобожден.
В 1960 г. он издал книгу под названием «Туркестанцы». Генерал-лейтенант запаса Советской армии А. Мелкумян умер в 1962 году, похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Министерством обороны СССР был установлен памятник на могиле отважного командира и легендарного героя. Следует отметить, что памятник стоит и в его родном селе Херхан. Несколько лет назад внук Мелкумяна приехал в село деда и нашел уцелевший дом своих предков. Он вернулся в Москву с хорошими впечатлениями, пообещав вновь вернуться сюда.
Эмма Балаян, «Азат Арцах»

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button