Армянская церковь Сурб Хач – старейшее здание Ростова-на-Дону, построенное в 1786 – 1792 годах и являвшееся частью одноименного монастырского комплекса….
В феврале 1918 года, когда большевики подступали к городу, нахичеванские армяне торопились спасти свои семейные реликвии. Но куда прятать драгоценности, когда город со всех сторон окружён?
Разрабатывалась тщательная операция, пока, наконец, не было решено спрятать сокровища в районе монастыря Сурб-Хач. Там, по краям балки на пустыре, располагались пещеры, в которых добывался известняк. Армяне решили, что сундуки с ценностями лучше спрятать в одной из заброшенных пещер и тщательно засыпать землёй.
Понятно, что о готовящейся операции знали лишь самые богатые нахичеванцы. Сундуки с ценностями погрузили на телегу и, найдя по родственным связям «своего» извозчика, ночью повезли в Сурб-Хач. В захоронении клада участвовали и два монаха армянского монастыря. Им было поручено приглядывать за балкой. Но армяне не могли предположить, что за своими ценностями им не суждено вернуться. Сперва они ждали лучших времён, когда стихнут кампании по экспроприации имущества у населения. Но лучшие времена не наступали. Так клад пробыл в пещере до начала Великой Отечественной войны.
21 июля 1942 года, во время вражеских бомбардировок, одна из бомб попала в балку, произошёл обвал и сундуки оказались на поверхности. Их обнаружили бойцы второго батальона 222-го стрелкового полка народного ополчения. Серебряные подсвечники, золотые украшения, фарфоровая посуда, шкатулки и книги, инкрустированные драгоценными камнями…
Был составлен протокол, и для вывоза драгоценностей к месту находки вызвали транспортную роту. Когда рота почти приблизилась к цели, внезапно налетели мессершмитты. И от повторной бомбёжки погибли несколько человек, а клад вновь оказался засыпанным землёй. Один из раненых бойцов в больнице проговорился о кладе. Он обещал показать место находки, но от ранения скончался на следующий день. И тайна клада осталась…