Дипкорпус Армении, который в эти дни проводит ежегодные сборы в Ереване, посетил не только Цицернакаберд, но и Ераблур, воздав дань памяти погибших в Арцахской войне.
Политолог Сурен Саркисян говорит, что не раз призывал власти включить в официальный протокол официальных визитов иностранных гостей не только памятник жертвам Геноцида армян, но и Ераблур, где покоятся останки погибших в Арцахской войне.
Будет ли Ераблур включен в официальный протокол, сложно сказать, но визит дипкорпуса говорит о том, что Армения пытается одолеть в себе «комплекс вины», который поразил многих армян после войны. Этот комплекс «греха победы» и сформировал позицию Армении в переговорах и урегулировании. Мы словно стеснялись того, что одержали победу, освободили землю. Мы скромно называли ее «зоной безопасности», словно не считая себя вправе жить свободно на своей земле.
Комплекс вины долгие годы определял дипломатию Армении, но не затрагивал вооруженные силы и общество, которые не стыдились победы и готовы были к новым завоеваниям. Такой силлогизм дезориентировал международных посредников: не случайно только к концу своего пребывания в должности посол США в Армении Ричард Миллз сделал для себя удивительное открытие – люди в Армении даже не обcуждают территориальные уступки, хотя власти не исключали этого на переговорах.
Возможно, военно-политическое руководство страны в то время считало такой силлогизм единственной возможностью растянуть время и избежать международной ответственности. Были ли для этого объективные причины, или дело в душевной конституции этих людей, сложно сказать. Но то, что руководство страны водило иностранных гостей к Цицернакаберду, говорило о том, что образ жертвы ближе их душе, чем образ победителя на коне.
Данный силлогизм привел и к тому, что политическая борьба в Армении свелась к банальной борьбе двух порочных идеологий – «мы – маленькая нация, которая не оправилась от Геноцида, и мы не в состоянии отвоевать землю» и «мы отвоевали землю, и это дает нам право на произвол и распоряжение всеми национальными благами». Собственно говоря, все три десятилетия истории Армении и Арцаха укладываются в логику этой бессмысленной борьбы.
Выбраться из этого порочного круга можно, если перестать стесняться победы и воспринимать ее как реализацию права. Не должен Эрдоган кичиться тем, что его нация 1000 лет назад появилась в регионе и завоевала его, а армяне – бояться признаться, что освободили часть своей земли. Не должен Алиев водить своих гостей кланяться на Аллею шехидов, а Армения стыдливо опускать глаза, не называя именами своих героев улицы и города.
Изменится ли позиция Армении на переговорах и заявит ли Ереван о том, что считает победу в войне завоеванием, а не политической издержкой?
Давно пора начать жить с гордо поднятой головой. У армян есть на то право! И отвоёванный у басурманов Арцах ещё не всё то, что мы должны вернуть.