Андрей Нуйкин в послесловии книги Виктора Кривопускова «Мятежный Карабах» писал: «И если пантюркистам не удалось на первой волне хаотичного развала СССР вычленить из него необъятные просторы Великого Турана, то беру на себя смелость утверждать: только потому, что, подобно грекам в Фермопильском ущелье или русским* под Сталинградом, на их пути насмерть встали воины Карабаха.
Встали и выстояли – при дикой диспропорции сил, при невосполнимых потерях и предельном перенапряжении сил. Захлебнулась первая (прямая еще, неприкрытая еще!) атака новых претендентов на завоевание мира.
Заблокирован прорыв на немереные просторы слабо заселенной и почти беззащитной, как казалось пантюркистам, России. Сбили исламистам дыхание в самом первом раунде Третьей мировой войны.
Пришлось выбрасывать на ринг полотенце, чтобы, отдышавшись и сделав примочки на разбитый нос, устремиться к заветной цели другими – более окольными! – маршрутами.
Думается, без столь хорошо организованного, умело законспирированного и неразрывно связанного с народом подполья Карабаху в те трудные месяцы было бы не устоять.
А Карабах – не Россия, на просторах которой перед напором превосходящих сил противника можно отступать тысячи километров, а потом отвоевать все назад. Карабахцам отступать было некуда.
Танковой атакой из Агдама его можно проутюжить насквозь за пару часов стремительного «дранга»**.
Мы не раз «всей семьей» во время своих фронтовых командировок ночевали еще у одного героя книги – доктора Валерия Марутяна.
Почти каждый вечер этот спокойный мужественный человек после напряженнейшего дежурства в госпитале брал винтовку и шел с сыном Артуром еще на одно дежурство – ночное, боевое.
Так вот – единым лагерем, под незаметным постороннему глазу, но очень четким и умным руководством – жил в дни жестокой блокады день за днем, месяц за месяцем Нагорный Карабах.
Чуть позже у него сформировалась компактная, но самая боеспособная во всем СНГ (и, думается, не только в нем) армия, сотворившая чудо, над которым до сих пор ломают головы военные специалисты всего мира. Турецкие – с особым старанием.
Карабах выстоял. И это была победа. Но такие победы, над таким противником, которые выпали на долю граждан Карабаха, даются нелегко. Народ в этом райском уголке Земли устал от войны, разрухи, блокады.
Он совершил подвиг, который будет воспет историками всего мира, когда они наконец поумнеют и смогут понять, что именно сделали эти люди для человечества. А не поумнеют – тем хуже для них, но уж российским-то летописцам не понять этого – грех непозволительный, смертный.
Тем важнее осознать России, кто и какой ценой отбил самую первую бешеную атаку на нее, в нынешней ситуации, когда ей почти открыто объявлена полномасштабная война».
Примечания:
* В Сталинградской битве погиб мой дед, а он не был русским. Справедливее было бы сказать, что в той битве насмерть стояли народы Советского Союза, хоть некоторые их них в битве, как и во всей войне не участвовали. Речь идет о закавказских татарах названных на тот момент азербайджанцами.
** Напомним, что с 2013 года Россия неприкрыто и активно поставляет Азербайджану наступательное вооружение в том числе и современные танки Т-90, что делает возможность повторного широкомасштабного танкового наступления через Агдам актуальным.
С 2013 по 2016 год Россия поставила вооружение Азербайджану на $4 млрд, что послужило катализатором диверсионной войны против Армении и Арцаха, а также четырехдневной войны в апреле 2016 года.
На данный момент между Россией и Азербайджаном подписан новый договор на $ 5 млрд, или даже больше. Уже не суть важно!
А в остальном слова Андрея Нуйкина поистине золотые.