Амшенцы (Համշենցիներ) — субэтническая группа армян, населящая черноморское побережье от провинции Самсун в северо-центральной части Турции до юга России. На сегодняшний день общая численность субэтноса амшенских армян только в России составляет от 300 до 500 тысяч человек.
С незапамятных времён дохеттского периода, предки сегодняшних армян заселяли прибрежные районы Малой Азии, известные впоследствии как Халдия (Халтик) и Армениакон (Армениак) — родину мифа об амазонках из окрестностей города Амасья. Из этих областей шла помощь славному Приаму в годы Троянской войны, рядом с которым сражался и славный Зармайр Айказуни, сложивший голову в одном из сражений под стенами Трои.
Первые сведения о появлении новой мощной волны миграции в одну из армянских областей, ставшей к тому времени окраиной Восточно-Римской империи — Халтик, дошли до нас от средневековых историков Гевонда и Ована Мамиконяна. Согласно их сведениям, в 791 году н.э. во время сражения с арабами, князья Хамам и Шапух Аматуни потеряли свои владения в Артазе. И, дабы защитить население от безжалостного и жестокого режима арабских Аббасидов, князья переселили их в пределы империи, которую мы знаем сегодня под именем Византия. Вот, что рассказывает в своих работах историк конца VIII века Гевонд:
Монастырь Хачикяр — это большое место богомолья для армян и иноплеменников. Близ этого монастыря нашли большие колокола. Здесь находится большая могила медведя с надписью гласящею о том, что этот медведь верно служил монастырю в течение 12 лет. Армяне и турки до сих пор бессознательно ходят на богомолье к этой могиле и ежегодно в тот день, когда медведь сдох, творят над нею молитву. Хамшены делятся на 2 части. Многие из них обращены в ислам, однако соблюдают христианские обычаи. Они не скупятся в приношениях и раздаче милостыни. Почти все в день преображения и успения богородицы отправляются в церковь, зажигают свечи и приносят жертвы за спасение душ своих предков. Все говорят по-армянски. Одна часть их ушла в Хуршунли и Сюрмене. Ушедшие в Хуршунли остались христианами. В земле нашли зарытое в древности оружие и много свечей. Это место построено армянским царем Хамамом, и было оно в древности замечательным краем, как видно по строениям, и называлось оно Дампур.
Село Хуршунли расположено близ Чарчанбая. Жители его — армяне, пришедшие из Хамшена,и все записаны в вояки из поколения в поколение. Они имеют воеводою армянского князя, который и управляет ими. Они не боятся людей. Только лишь ведут войну с Дер-беем. Они — сильные люди.
Что касается религии, то большинство амшенских армян будучи христианами, относились к пастве Армянской апостольской церкви. В 1461 году город Амшен был захвачен и на протяжении 16-18 веков, в период османского завоевания, значительная часть амшенцев насильно обращена в ислам, а те, кто отказывался принять новую религию, расселялись по прибрежной полосе (Трапезунд, Орду, Гиресун, Самсун, Болу) или по восточному побережью Черного моря, в дальнейшем став подданными Российской империи. Там они нашли свое пристанище, в основном от Батума и севернее, до побережья Крыма, сохранив свою историю, культуру и религию. Сейчас в Турции лишь в отдельных районах Амшена, такие как Елиовит, еще сохранилось христианское население.
Касательно внешности амшенских армян нужно отметить их отличие от современных жителей Армении: они более светлые, относительно высокие и с более «крупными» чертами лица, по характеру — весьма добродушны и меланхоличны. Среди знаменитых амшенцев в Турции известны бывший премьер-министр Турции — Месут Йылмаз, режиссёр Озджан Альпер и певец Гекхан Бирбен.