Фильм об одном из старейших христианских монастырей, важном объекте мирового культурного наследия
Монастырь Амарас – известный религиозный и культурный центр средневековой Армении – находится в провинции Мюс Абанд исторического Арцаха (ныне территория села Сос Мартунийского района Нагорно-Карабахской автономной области). По свидетельству армянского историка IV-V вв. Фавстоса Бюзанда, церковь монастыря Амарас основана в начале IV в. Григором Лусаворичем ( Григорием Просветителем). К сожаления, каких-либо сведений о первоначальной композиции этой церкви не сохранилось, что имело бы важное значение для освещения многих проблем истории формирования армянской архитектуры.
Наибольшей известности Амарас достиг в середине IV в., когда здесь был захоронен внук Григора Лусаворича Григорис, построивший, по армянскому историку VII в. Мовсесу Каханкатваци, все здешние церкви до Атрпатакана. Григорис погиб в 338 г. и был захоронен с восточной стороны церкви, основанной Григором Лусаворичем. В начале V в. создатель армянского алфавита Месроп Маштоц основал в Амарасе первую школу, одновременно возродив христианскую веру в Арцах-Утике. В конце того же столетия, в 489 г., царь Араншагик Вачан III (Благочестивый) находит уже забытую могилу Григориса, строит над ней часовню и восстанавливает построенную Григорием Просветителем церковь. Именно эта часовня сохранилась по сей день почти без изменений под алтарем церкви монастыря Амарас. Однако в конце V в. гробница Григориса была расположена рядом с церквью. Впоследствии, в процессе многочисленных перестроек непосредственно над часовней-усыпальницей была возведена церковь.
Начиная с V в. Амарас становится одним из крупных религиозных центров. В 821 г. Амарас, как и вся область, был завоеван арабами, в XIII в. разграблен монгольскими ордами, а в 1387 г., в период нашествия Тамерлана разрушен. Однако монастырь, с постоянно функционирующей школой, оставался всегда религиозным и культурным центром. В XV-XVI вв., в тяжелых условиях, здесь были созданы многочисленные рукописи. И, вероятно, именно в этот период вместе со многими монастырями был разрушен и Амарас, т.к. уже в XVII в. он был основательно перестроен. Гандзасарский католикос Петрос во второй четверти XVII в. отреставрировал Амарас – центр варандского епископатства, и в селении Гергер, служившее летней резиденцией Амараса, построил церковь св. Григориса.
Во второй половине XIX в., после присоединения Восточной Армении к России, монастырский комплекс Амарас, имеющий довольно сильно укрепленные оборонительные сооружения, использовался в качестве приграничной крепости, а в 1832-1844 гг. – руско-персидской таможни.
В середине XIX в. Амарас обезлюдел. Архимандрит и ученый Саргис Джалалянц, с болью отметил перемены происшедшие в монастыре после его первого посещения. По всей вероятности, монастырская церковь была повреждена, потому что в отличие от сохранившихся без существенных изменений оборонительных стен и гражданских зданий, церковь вскоре ее посещения Джалалянцом была основательно перестроена. Фактически на месте старой церкви была построена новая: полностью изменилась композиция. До этого, в 1848 г., гандзасарский метрополит Тер-Багдасар получил обратно Амарас от царских властей.
Церковь была построена в 1858 г. на средства шушинских армян. В ее северном нефе установлен надгробный камень Григориса, изготовленный шушинским архитектором Микаэлом Тер-Исраеляном в 1898 г.
В конце XIX в. монастырь владел поместьями, пахотными землями, садами, мельницей. Южнее монастыря, на высоком склоне правого берега речки Амарас, прослеживаются следы строений, встречаются гончарные трубы, надгробные камни. Предполагается, что это развалины поселения Амарас.
Архитектурный комплекс Амарасского монастыря построен в равнинной местности. Он занимает территорию площадью около полугектара, окруженную прямоугольным абрисом стен. Равнинная поверхность местности позволила осуществить регулярную планировку: в пределах высоких стен, по всему периметру были построены жилые и подсобные строения, причем восточная часть комплексаотдела рядом жилых комнат, образуя два внутренних двора. В центре западного, более обширного двора возвышается основное сооружение монастыря – трехнефная базилика св. Григориса. Все жилые помещения, трапезная, двухэтажное здание настоятеля монастыря имеют выход во двор. Узкий и длинный восточный двор имеет хозяйственное назначение: вокруг него расположены хлев, конюшня, продуктовые склады монастыря. Оборонительные стены Амараса в четырех углах укреплены круглыми в плане башнями, которые в XVII в. являлись одним из обязательных элементов культовых ансамблей Армении. Единственный, юго-восточный, вход открывается в хозяйственный двор. Последний имеет оборонительное значение, т.к. образуется двухступенчатая система укреплений, и для проникновения в основную, западную, часть монастыря следует преодолеть новое препятствие: ворота между двумя дворами (ныне разрушены). Подобное композиционное решение находим и в некоторых религиозных комплексах Сюника XVII в.
Оборонительные стены Амараса и примыкающие к ним жилые и хозяйственные строения построены из грубо обработанного камня на известковом растворе. Углы зданий и окаймление предметов сложены из фельзита чистой тески.
Амарас, находясь на равнине, не мог, подобно многим монастырям Армении, защищаться и должен был иметь необходимую фортификационную систему для обеспечения своей безопасности в условиях неустойчивого политического положения. Исходя из этих соображений, его оборонительные стены довольно высоки и не имеют какого-либо проема в нижней части, что ослабило бы их неприступность. Плоские кровли жилых и хозяйственных построек, примыкающих изнутри у оборонительным стенам, предназначены также для размещения защитников при осаде монастыря. С северной и южной сторон западной стены на крышу ведут специальные каменные лестницы, которые в свою очередь укрыты сводом. Оборонительные стены выше кровли на полтора метра. По всему периметру стены, на расстоянии в 1,1 м, расположены бойницы, которые снаружи имеют треугольное консольное перекрытие. Их аналоги находим в позднесредневековых монастырях Армении, а также в бойницах, перестроенных в крепости базилик Аштарака и Парпи.
В монастырском комплексе Амараса самым интересным и ценным для истории армянского искусства и архитектуры является усыпальница Григориса. В церкви, под алтарем, расположено однонефное, сводчатое маленькое помещение, вход в которое открывается в юго-восточном углу маленького зала, пред дверью в ризницу. На шесть ступеней ниже – преддверие усыпальницы. В восточном фасаде преддверия имеется ниша в виде окна с простым наличником, по обе стороны которой высечены пальмы (хорошо сохранилась южная).
Из преддверия попадают в погребальную камеру усыпальницы. Это – прямоугольное сооружение, ориентированное на оси восток – запад. Напротив южного входа, в северной стене, открывается дверь, ведущая ко второму входу в гробницу. По форме и размерам первое помещение аналогично второму и решено симметрично ему ( во время последней перестройки этот вход был закрыт и наполовину засыпан землей).
Северный вход в усыпальницу, по всей вероятности. Был закрыт до перестройки в XIX в. церкви Амараса, т.к. более поздние посетители ее не упоминают. Тот факт, что первоначальная композиция усыпальницы Григориса не была полностью подземной, а наполовину возвышалась над землей, доказывает наличие в западной стене крипты окна. Оно завершается подковообразной аркой и, подобно другим памятникам архитектуры IV-V вв., почти не расширяется наружу.
На западе усыпальница завершается узкой и длинной нишей, оформленной подковообразной аркой, опирающейся на импосты профиля (полочка с выкружкой). Ниша с восточной стороны закрыта кладкой из необработанного камня и гальки, которая по расположению совпадает с фундаментом восточной стены церкви. Следовательно, усыпальница имела вход и с востока, что отмечают ученые XIX в. М. Бархударян и Е. Лалаян.
Восточный вход в усыпальницу был закрыт в XIX в. во время постройки нынешней церкви. Изучение кладки продольных стен свидетельствует, что первоначальна лиши часть их (т.е. построена в V в.) длиной в 0,8 м.
Ясно видно, что продолжение ниши является позднейшей пристройкой. Следовательно восточный вход в усыпальницу открылся во время основательной перестройки монастырской церкви Амарас в XVII в., когда она превратилась в четырехпилонную, купольную базилику. А мавзолей Григориса с восточной нишей имеет ту же композицию, что и крипты Гаяне в Эчмиадзине (387-439 гг.), Маштоца в Ошакане (442-443 гг.).
Изучение раннесредневековых усыпальниц Армении показывает, что подобного типа мемориальные сооружения были широко распространены в стране, прослеживаются местные корни, многообразие форм, одновременно и то общее, что есть в их композиции.
В выявлении своеобразия этих интересных и ценных произведений армянской архитектуры IV-V вв., в эволюционном развитии их форм важную роль и значение имеет усыпальница Григориса в Амарасе, как точно датированный и наиболее хорошо сохранившийся памятник данного типа.