Авторская программаАрмянеАрмянская диаспораЗнаменитые армянеКинематографКинокомпания HAYK

Кинокомпания HAYK : Армяне западного кино и ТВ (часть 1)

АРМЯНЕ В МИРОВОМ КИНО

Армяне – разбросанная по миру нация. Разумеется, невозможно назвать сферу человеческой деятельности, к которой они не были бы причастны. И кино не исключение. Живя и работая в разных странах, наши соотечественники становились блестящими французскими, польскими, американскими и русскими артистами, а объединяла их одна малость, не имеющая отношения к искусству. Это то, что все они – армяне. Итак, сегодня речь пойдет о наиболее отличившихся в мировом кино наших соотечественниках, и начнем мы с самого старшего из них.

РУБЕН МАМУЛЯН

 

Родился в Тбилиси 8 октября 1897г. в семье банкира. Начальное образование получил в Париже, в знаменитом лицее Монтеня. После окончания тбилисской гимназии Мамулян едет в Москву и поступает на юридический факультет университета. В течение нескольких месяцев посещает Студию МХАТ, руководимую Евгением Вахтанговым. Не доучившись до окончания университета два года, возвращается в Тбилиси, где занимается журналистикой, работает в основанном им и Левоном Калантаряном театре-студии. В 1920г. едет в Лондон, где в Сент-Джеймском театре дебютирует спектаклем «Стук в дверь». Режиссура спектакля была настолько впечатляющей, что его одновременно приглашают на работу во Францию и в Америку. Он выбирает Америку и оказывается таким образом в Рочестере, где организовывает оперную студию, заложив основу американской национальной оперы. Его карьера на Бродвее начинается в 1927г. постановкой нашумевшего спектакля «Порги», в котором впервые на американской сцене выступают не просто негритянские певцы, а певцы-непрофессионалы. Американский композитор Джордж Гершвин настолько был впечатлен спектаклем, что тут же начал писать на его основе оперу «Порги и Бесс». Успех спектакля превзошел все ожидания. В многочисленных рецензиях в газетах и журналах Нью-Йорка практически нет критических замечаний. Похвалы, похвалы взахлеб. «Постановка обладает магическим блеском, который создается не игрой отдельных звезд, а интенсивностью всего ансамбля», – пишет известный немецкий режиссер Макс Рейндард. И продолжает: «Я настоял, чтобы мои артисты видели «Порги». Все были так же изумлены, как и я, который хотел бы видеть эту пьесу и слышать ее еще и еще». Мамулян ставит еще несколько спектаклей на Бродвее и основательно закрепляет за собой славу талантливого театрального режиссера. В 1929г. студия «Парамаунт» приглашает Мамуляна для съемок первого звукового художественного фильма «Аплодисменты». Знаменитым театральным режиссером Мамулян стал уже после спектакля «Порги». Фильм «Аплодисменты», который начал эру звукового кино, закрепил за ним славу столь же талантливого кинорежиссера. Мамулян словно нутром чувствовал особенности еще достаточно молодого киноискусства. В своем первом фильме и в целом ряде последующих фильмов он выявляет такие возможности кинематографа, которые и для кинематографа вообще, и для множества его коллег становились открытиями. Так, в фильме «Аплодисменты» он впервые в кинематографе использует съемки с двумя микрофонами, что позволило добиться на экране одновременного звучания двух голосов. Впервые в кинематографе он ставит кинокамеру не на громоздкие неподвижные рельсы, а на легкие резиновые колеса, что делает ее очень мобильной. Он отказывается от съемок в студийном павильоне и выносит камеру на натуру, снимая эпизоды в метро, на вокзале, на крыше небоскреба. Благодаря Мамуляну впервые в кинематографе в комнате зазвучали звуки, идущие с улицы. В своем следующем, гангстерском по жанру фильме «Городские улицы» /1931/ он впервые использует закадровый текст. Впервые же в фильме этого жанра появился герой с «человеческим лицом» (актер Гарри Купер). Следующая работа Мамуляна, экранизация повести Р.Л.Стивенсона «Доктор Джекиль и мистер Хайд» /1932/, стала примером мастерски исполненного фильма ужасов. В этом фильме впервые в истории кинематографа Мамуляном был использован метод субъективной камеры, нашедший в дальнейшем широкое применение в работе целого ряда режиссеров. В течение многих лет не был раскрыт секрет съемки сцены перевоплощения Джекиля в Хайда. Работа исполнителя главной роли, актера Фредерика Марча, была отмечена премией Американской киноакадемии «Оскар». В веселом, остроумном музыкальном фильме «Люби меня этой ночью» /1932/ Мамулян оттачивает свою режиссерскую технику, продолжая экспериментировать с работой камеры и слиянием звука и изображения. Все там построено на ритме, контрапункте, стилизации, замедленном и ускоренном движении, разделенном экране. В фильмах «Песнь песен» /1933/ и «Королева Кристина» /1934/ Мамулян высветил таланты величайших американских актрис Марлен Дитрих и Греты Гарбо с новой, непривычной для них стороны.

«Бекки Шарп» /1935/ был первым художественным фильмом, снятым с только что усовершенствованным трехцветным «Техниколором». В этом фильме Мамулян использовал яркие цвета не для красивого эффекта. Впервые в истории цветного кинематографа Мамулян показал, какими возможностями обладает цвет для развития дрматургии фильма. Если создание «Бекки Шарп» было своеобразной разведкой того, на что способен цвет в кино, то все свое знание его особенностей Мамулян выразил в великолепном цветном шедевре «Кровь и песок» /1941/. Каждый кадр этого фильма можно демонстрировать как самостоятельное произведение живописи. В последующих фильмах Мамулян больше не делал открытий. Он просто демонстрировал свое отточенное мастерство. Это и «Эй, десперадо» /1936/, и «Высокий, широкий и симпатичный» /1937/, и «Золотой мальчик» /1939/, и «Кольца на ее пальцах» /1942/, и «Летние каникулы» /1947/. Всего им было снято 17 картин. В каждом из этих фильмов Мамулян демонстрирует высочайшее изобразительное мастерство, блестящее владение режиссурой. В фильмах у Мамуляна снимались такие известные актеры, как Хелен Морган, Фредерик Марч, Мириам Хопкинс, Джанетт Макдональд, Морис Шевалье, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Тайрон Пауэр, Уильям Холден, Микки Руни. Последний свой фильм он снял в 1957г. Это была веселая, остроумная кинокомедия «Шелковые чулки». Этот фильм в Советском Союзе был объявлен антисоветским, что сразу сделало Мамуляна неугодной для страны персоной. Возможность приехать в СССР Мамулян получил лишь в 1971г., в качестве гостя Московского международного кинофестиваля. Тогда же он посетил и Армению.

Мамулян всегда был связан с Арменией и никогда не скрывал своего армянства. В первые же годы пребывания в Америке ему предложили поменять фамилию. Мамулян категорически отказался. Еще в детстве Мамулян часто встречался с друзьями своих родителей, деятелями армянской культуры: писателями Сундукяном и Ширванзаде, актерами Абеляном, Папазяном, Зарифяном… Несомненно, разговоры взрослых откладывались в его детском сознании, формируя национальное самосознание. Будучи в Америке, он часто и охотно посещал всевозможные собрания армянской общины. Как-то его поблагодарили за то, что он не сменил фамилию. Мамулян удивился: «За что меня благодарить? Мой поступок вполне естествен. Было бы ненормальным, если б я поступил иначе». На рояле в доме у Мамуляна всегда лежала книга «Армянские миниатюры», в которую были вложены вырезки из армянских и русских газет со статьями об Армении. В сценарий фильма «Клеопатра», который ему предложено было снять, Мамулян включил эпизод с армянским царем Артаваздом. Мамулян планировал, чтобы могучего армянского царя привели к Клеопатре в золотых оковах. Сначала съемки фильма планировалось произвести в Египте. Потом Египет был заменен Италией. В конечном итоге снимать фильм ему предложили в …Англии. Причем начало съемок планировалось на осень. Знойный Египет в мрачной, всегда пасмурной Англии! Когда было снято уже почти 20 минут фильма, сгорели все декорации. Продолжить съемки Мамулян не захотел.

Человек очень принципиальный и требовательный, Мамулян зачастую оказывался «не ко двору». В 1944г. он приступил к работе над фильмом «Лора». В результате крупных разногласий с продюсером Мамулян отказался от дальнейшей работы. В 1958г. Мамулян начал работу над фильмом «Порги и Бесс» по одноименной опере Дж. Гершвина. Это было само собой разумеющимся, т.к. в основу оперы был поставлен его спектакль 1929г. Однако фильм Мамулян так и не снял. Разногласия с главой студии Сэмюэлем Голдвином зашли так глубоко, что Мамуляна заменили другим режиссером. Его благополучное существование в американском кино было кажущимся. Таких жестоких критических статей о себе не читал ни один американский режиссер. В 1933г. известный американский кинокритик Дуайт Макдональд так писал о Мамуляне: «Этот подражатель, армянин с ложной учтивостью и ложной тонкостью восточного человека, отличается вульгарностью». Другой критик, Ричард Гриффит, вторит ему: «Мамулян удовлетворяется воспроизводством работ великих мастеров кино. Увидеть один фильм Мамуляна значит увидеть компиляцию других режиссеров». Это о Мамуляне, о режиссере, чьим мастерством восхищался великий Орсон Уэллс! Известный американский кинорежиссер Алан Пакула сказал: «Если б я не наблюдал за тем, как вы режиссируете, если б ваша работа не стала частью моей жизни, я бы не смог снимать фильмы». Выходили в свет книги и справочники о кино, в которых Мамулян даже не упоминался. И это не только в Америке. Европейские историки Жорж Садуль и Лепроон в своих фундаментальных книгах о кино имя Мамуляна упоминают лишь вскользь. Эту плотную завесу безразличия в отношении к Мамуляну разорвал итальянский киновед Джулио Чезаре Кастелло, который в 1964г. написал о нем прекрасную книгу. Эта книга положила начало целому ряду публикаций о режиссере. Это книги Тома Милна в Лондоне, Марка Спергеля в Америке, А.Голдау и Г.Принцлера в Берлине, публикации о нем в справочниках и энциклопедиях.

Параллельно с работой в кино Мамулян много работал в театре. На Бродвее кроме «Порги» им были поставлены спектакли, которые вошли в историю американского театра.. Это «Крылья над Европой», «Конгаи», «Миллионы Марко», «Оклахома», «Карусель» и др. Мамулян автор многих статей о кино. Он также автор книги для детей «Абигайль. История кошки в яслях». В 1965г. вышла в свет книга Мамуляна «”Гамлет” Шекспира: новая версия». Режиссер проделал огромную работу, переведя «Гамлета» Шекспира со староанглийского на современный английский язык, сделав его понятнее современному читателю. Мамулян заменил в пьесе 2000 слов, переписал 100 строчек, убрал из оригинального текста 510 строк, изменил пунктуацию и произношение слов. В 1966г. в Университете Кентукки состоялась премьера спектакля «Гамлет» по мамуляновской версии.

В 70-80 гг. Мамулян – член жюри многих международных кинофестивалей. Он активно выступает по проблемам кино на различных семинарах. Лекции о кинорежиссуре он читает не только в Америке, но и в Европе. В 1980г. Мамулян был включен в «Зал славы Бродвея». Награжден Пулитцеровской премией. В 1983г. на специальной церемонии ему была вручена высшая награда Гильдии кинорежиссеров Америки – премия Д.У.Гриффита. Актер Фредерик Марч получил премию Американской киноакадемии «Оскар» за исполнение главной роли в фильме «Доктор Джекилл и мистер Хайд». Ту же премию получили операторы фильма «Кровь и песок» Эрнст Палмер и Рей Ренахан. Фильм «Эй, десперадо!» был награжден премией американских и зарубежных кинокритиков. «Весь мир театр, а люди в нем актеры, и самое важное в жизни – хорошо ее сыграть независимо от качества пьесы, в которой играешь», – это слова Мамуляна. Пьеса «Рубен Мамулян и др.» длилась 90 лет. На долю ее героя выпадали и победы, и поражения. Но ему удалось создать произведения самой высокой пробы.

Умер Рубен Мамулян в 1987г. Как вспоминает Цагик Гюрджян, молодая женщина, которая подружилась с Мамуляном и была рядом с ним последние 5 лет его жизни, за несколько дней до смерти он вдруг заговорил на армянском языке. Перед смертью стал делать руками какие-то странные движения. На вопрос, что это он делает, ответил: «Шью с бабушкой одеяло».

Похоронен Мамулян в Лос-Анжелесе. Церемония прощания с ним состоялась в армянской церкви. Отпевали его 7 священников и 3 главы епархии. Более 600 человек собралось в церкви, чтобы проводить Мамуляна в последний путь. Среди них были Элиа Казан, Керк Дуглас, Делберт Манн, Фрэнк Капра, Стенли Крамер, Френсис Коппола, Билли Уайльдер, Фред Циннеман, Сид Чаррис, Джозеф Шиффер, Франклин Шеффнер, Джин Рейнолдс, Мартин Рид, Роберт Вайс и др.

АНРИ ВЕРНОЙ

Творческая судьба другого знаменитого армянина, режиссера Анри Верноя, жизнь которого проходила во Франции, была значительно удачливее. В качестве режиссера Верной снял 42 художественные картины. Был сценаристом 27 из них. В качестве актера выступил в 6 картинах, спродюсировал четыре. Во Франции был награжден орденом Почетного легиона. Дважды получал национальную кинопремию Франции «Сезар»: в 1980г. в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший сценарий» и в 1996г. за жизненные достижения. В 1954г. получил гран-при фестиваля в Локарно, а в 1956г. – премию Американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Лучший оригинальный сценарий».

Анри Верной (настоящее имя Ашот Малакян) родился 15 октября 1920г. в городе Родосто, в Турции. В 1924г. семья Малакянов, повторив судьбу сотен тысяч армян Западной Армении, бежала в Грецию. Малакяны намеревались переехать в Мексику, однако по пути были вынуждены остановиться в Марселе, где и обосновались. В 1930г. семья переехала в Париж. Начальное образование Ашот Малакян получил во французском лицее в Экуан-Провансе. Родители строго следили за учебой сына, желая дать ему хорошее образование. Они наняли частного преподавателя, чтобы одновременно с французским их сын продолжал учить армянский. Относительно его высшего образования в различных источниках дана разная информация. В одной из статей говорится, что, закончив институт, он получил специальность морского метролога. В другой сказано о филологическом образовании. Одно точно: после окончания института Ашот начинает работать в газете «Ла Марсельез». Когда в 1945г. закончилась война, весь мир, и Франция в том числе, были озабочены стремлением сохранить и укрепить мир. Именно в этот период Ашоту Малакяну предложили выступить с рядом статей об Армянском вопросе. Статьи имели широкий отклик. Подписаны они были Анри Верной. Этот псевдоним так и сохранился за ним на всю жизнь. Позже он сам основывает газету и одноврменно ведет на радио цикл передач.

Верной был потрясен, когда еще подростком увидел первый фильм. Кино произвело на него такое глубокое впечатление, что он не переставал думать о нем. Странное совпадение, но первым увиденным им фильмом был фильм Рубена Мамуляна. Вот как об этом пишет сам Верной: «В фильме играла Грета Гарбо. Это был фильм Мамуляна «Королева Кристина». С того момента не было дня, чтоб я не посетил кинотеатр. У меня не было сомнений, что однажды и я найду в кинематографе свое место».

В 1948г. Анри Верной снимает свой первый фильм. Это документальная лента о Марселе. В последующие годы он снимает свыше 30 документальных и короткометражных фильмов.

В 1951г. Верной пишет сценарий по роману Марселя Эме «Стол для умерших» и показывает его уже тогда знаменитому киноактеру Фернанделю. Фернанделю сценарий понравился настолько, что он даже выразил желание сняться в нем. Режиссер снимает фильм «Стол для умерших», который тут же был показан на Каннском кинофестивале и сделал своего создателя если не знаменитым, то уж точно известным, потому что Верной тут же получил приглашение из Голливуда.

В 60-70 гг. имя Верноя произносилось рядом с именами таких мастеров французского кино, как Рене Клер, Жан Ренуар, Марсель Карне, Франсуа Трюффо, Кристиан Жак, Жак Дювивье. Он представлял то французское кино, которое знали и любили во всем мире. В фильмах Верноя снимались такие актеры, как Жан Габен (в пяти картинах), Жан-Поль Бельмондо (в шести фильмах), Ален Делон, Патрик Деваэр, Ив Монтан, Энтони Куинн, Генри Фонда, Омар Шариф, Клаудия Кардинале и др.

Наиболее известны его фильмы «Такие разные судьбы» /1954/, «Мелодии из подвала» /1963/, «Тысяча миллиардов долларов» /1964/, «Сицилийский клан» /1969/, «И …как Икар» /1980/. Армянскому зрителю хорошо известен его фильм «Майрик» /1991/, в котором он возвращается к своим истокам, к истории своей семьи, разделившей судьбу армян, чудом спасшихся от турецкого ятагана.

«Такие разные судьбы» – это смешная, веселая комедия с Фернанделем, Луи де Фюнесом, Полетт Дюбо и Франсуаз Арнуль. …В небольшой французской деревушке рождаются пять мальчиков-близнецов. Однажды повзрослевшие юноши ссорятся со своим отцом и уходят из деревни. Дальнейшее развитие сюжета сводится к стараниям жителей деревни найти и вернуть парней в деревню. Парни возвращаются, и у одного из братьев рождаются …шесть близнецов. Фильм был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший сценарий» /1956/.

Конечно, самым примечательным в фильме «Мелодия из подвала» является актерский дуэт – Жан Габен и Ален Делон. Прекрасно уловив особенности гангстерского фильма, актеры буквально купаются в режиссерски блестяще решенных эпизодах… Старый гангстер с богатым послужным списком (Жан Габен) разрабатывает план по ограблению сейфа казино на французской Ривьере. В качестве помощников он приглашает начинающих бандитов во главе с Франсуа (Ален Делон). В фильме звучат прекрасные диалоги и потрясающие джазовые импровизации Мишеля Маня. Фильм получил в США премию Эдгара Аллана По – как лучший зарубежный криминальный фильм, а также премию «Золотой глобус» – как лучший зарубежный фильм.

 «Тысяча миллиардов долларов» один из серьезных, разоблачительных фильмов Анри Вернея. «Ни один из известных нам режиссеров так глубоко не вскрывал жестокий и бессердечный мир власти денег, как это сделал Анри Верной», – так писала газета «Юманите» в дни выхода фильма на экраны. В основу фильма положен одноименный роман Роберта Латеса. Тысяча миллиардов долларов – это оборотный капитал 31 ведущей капиталистичской монополии. На экране – война, но война тайная. Участники боевых действий одеты не в мундиры, а в респектабельные костюмы. Их оружие не пистолеты, а содержимое портфелей и обворожительные улыбки. Но за благопристойным светским антуражем – смертельная схватка финансовых воротил, не желающих делить друг с другом прибыли. В течение двух лет режиссер собирал нужные сведения об этой огромной экономической империи, о том, что творилось в ней в прошлом, что происходит сейчас. Эти так называемые «мультинациональные компании» владели основным капиталом Запада и распространяли свои щупальца по всему миру, и часто их интересами диктовалась политика той или иной страны. Руководитель одной такой компании, чрезвычайно благовоспитнный, вежливый и любезный человек (Мел Феррер) в годы Второй мировой войны сотрудничал с Гитлером и продолжал помогать ему и тогда, когда в войну вступили США. Об этих тщательно скрываемых подробностях узнал один из известных журналистов (Патрик Дэваэр). Журналиста, конечно, уничтожают, однако его разоблачительная статья печатается в газете одного из провинциальных городов. Казалось бы, справедливость все же победила и правда стала известна всем. Но финал картины приводит к убеждению, что такие единичные случаи ничего не в состоянии изменить в мире, которым правят деньги.

Картина «Сицилийский клан» долгое время занимала место в сотне самых кассовых фильмов за всю историю французского кино. Во Франции его посмотрели около 5 миллионов зрителей. По жанру это опять гангстерский фильм с участием тех же Жана Габена и Алена Делона, плюс замечательный французский актер Лино Вентура и сын Чарли Чаплина – Сидни Чаплин… Сицилийский клан во главе с Витторио (Жан Габен) задумывает совершить дерзкое похищение коллекции драгоценностей, перевозимой в Нью-Йорк. Для осуществления плана организуется невероятный побег известного бандита Роже (Ален Делон), которого перевозит в тюрьму полицейский Ле Гофф (Лино Вентура). План приводится в действие профессиональными преступниками Франции и Америки. Пассажирский «Боинг», перевозивший бриллианты, мастерски угоняется. С отточенным мастерством, в точном ритме Верной детально воспроизводит процесс подготовки и совершения преступления. Финал фильма неожиданен, его с трудом вычислили бы даже самые заядлые любители детективов. Прекрасную музыку к фильму написал композитор Эннио Морриконе, который получил немыслимый по тем временам гонорар – 1000000 долларов.

Фильм «И… как Икар», действие которого происходит в некоей вымышленной стране, очень похожей на США, снят в жанре политической фантастики. Над ним режиссер работал четыре года… Убит президент. Расследование предполагаемого заговора ведет прокурор (Ив Монтан), готовый во имя справедливости на любые разоблачения, даже если это связано с риском для жизни. Он успевает раскрыть многие нити заговора, но сам становится жертвой убийцы. Разумеется, все сразу узнали в фильме убийство Кеннеди. В интервью, данном газете «Юманите диманш», Верной говорит: «Я читал доклад Уоррена и все, что публиковалось вслед за ним, все расследования. Они не прояснили тайны. И я представил себе некоего прокурора, человека, о котором мечтала вся Америка, но на самом деле не существовавшего». Верной использует в фильме эпизод, основанный на эксперименте, проделанном в лаборатории Йельского университета профессором-психологом Стенли Милграмом. Участникам эксперимента предложили воздействовать на больного, страдающего потерей памяти, электрическим током, «наказывая» его за каждую ошибку в запоминании определенного теста все более сильными разрядами тока, начиная с 25 вольт. Были случаи и довольно частые, когда испытуемые доводили «наказание» до смертельной дозы – 450 вольт. Милграм предполагал, что только один или два процента учатников эксперимента будут в состоянии использовать эту смертельную дозу. Однако оказалось, что 60 человек из 100 способны на такую жестокость. Испытуемые настолько добросовестно выполняли задание, что, даже видя невыносимые страдания больного, продолжали повышать напряжение. Конечно, роль больного исполнял актер и не было никакого тока. Но вершители наказания об этом не знали. Так психологи установили, что люди зачастую становятся убийцами, просто выполняя приказ. Верной полностью включил этот эксперимент в фильм как подтверждение собственного тезиса о том, что «ни один диктатор не смог бы уничтожить всех своих врагов. Ему необходимы миллионы исполнителей, которые выполняют частицу его работы, сохраняя при этом чистую совесть. «Я лишь выполнял приказ» – это старая и слишком знакомая песня». Как писал С.Лашиз в «Юманите диманш», фильм «И… как Икар» стал настоящим событием в жизни французского кино.

Анри Верной никогда не порывал связи со своими корнями. После Спитакского землетрясения он принял участие в качестве режиссера-постановщика в съемках  музыкального клипа песни «Тебе, Армения», написанной Шарлем Азнавуром и композитором Джорджем Гарваренцем. Два его последних фильма, снятых в 1991г., – «Майрик» и «Улица Паради, дом 588» – также были подсказаны его армянским происхождением. Оба фильма были навеяны воспоминаниями о родной семье, мыслями о судьбе родного народа. «Я читаю, пишу по-армянски. Если удается 2-3 дня подряд говорить на родном языке, то мой армянский становится ясным и чистым. Отказаться от корней – значит отказаться от самого себя. С пяти лет держал свечи в армянских церквях. А церковь не только вера, она и культура. Пел литургию великого нашего Комитаса. И если я сын армянской церкви, значит и сын армянской культуры».

Скончался Анри Верной 11 января 2002г. 17 января его отпевали в армянской церкви в Париже. Президент Франции Жак Ширак сказал: «Верной – это часть легенды французского кино».

ЕЖИ КАВАЛЕРОВИЧ

В конце 70-х гг. в Армению на премьеру своего фильма «Смерть президента» приехал известный польский кинорежиссер Ежи Кавалерович. Он был уже всемирно известным классиком мирового кино. Мне посчастливилось провести интервью с Ежи Кавалеровичем на Армянском телевидении, в заключение которого я спросила об его армянском происхождении. И на всю Армению зазвучал его ответ: «Да, мои предки были армянами. Мои бабушка и дедушка хорошо говорили по-армянски. Они часто пели армянские народные песни». Однако умерли они рано, и связь Кавалеровича с армянством прервалась в раннем детстве. С армянской общиной связей он не имел и считал себя поляком. Будучи в Армении, он посетил исторические памятные места республики и был на удивление хорошо осведомлен о событиях, связанных с историей армянского народа, знал о Геноциде армян в Турции. Однако не помнил, выходцами из каких мест были родители. Кавалерович побывал в армянской деревне, где с удовольствием ел бртучи с сыром и зеленью и деревенский мацун. На обратном пути в Ереван, он долго сидел в машине тихо и задумчиво, потом сказал: «У меня такое чувство, что все это со мной уже было. Все это мне было знакомо… Это, наверное, воспоминания моих генов». В приватной же беседе Кавалерович сказал, что обладатели всех польских фамилий, кончающихся на «ич», – этнические армяне.

Родился Ежи Кавалерович 19 января 1922г. в маленьком провинциальном украинском местечке Гвоздеве (Гвозджец) в интеллигентной семье. Традиционным в семье было увлечение живописью. Его дядя был профессиональным художником и после смерти оставил племяннику палитру, мольберт и краски. Так Ежи рано пристрастился к рисованию. В городке не было ни театра, ни музеев, поэтому живопись восполняла раннее увлечение юноши искусством. Позже, по окончании гимназии он приезжает в Краков, где поступает в Художественную академию. Уже в академии увлекается киноискусством и одновременно посещает занятия во вновь организованном киноинституте. В 1947г. поступает ассистентом режиссера на съемки польского фильма «Запрещенные песенки». В 1951г. вместе с Казимежом Сумерским снимает свой первый фильм «Громада», в котором отчетливо проявился интерес Кавалеровича к вопросам формы в кино. Но никогда игра пластическими формами не привлекала режиссера сама по себе и никогда, экспериментируя, он не оказывался в положении художника, отделенного от зрителя пропастью. «Я хочу, чтобы зритель не слушал меня, а думал вместе со мной о жизни». Эти слова станут формулой его творчества. В каждой новой работе он не только будет искать форму, наиболее соответствующую материалу, но и новые возможности «сотворчества» с зрителем.

Ежи Кавалерович с поразительной быстротой завоевал признание и на родине, и далеко за ее пределами. Каждый его последующий фильм оказывался лучше, искуснее, тоньше и очень отличался от предыдущих. Творчестве Кавалеровича – пример мастерства, которое непрерывно возрастало. С каждым новым фильмом усложнялся его язык, совершенствовалась форма произведений. Но никогда последняя не становилась в его фильмах самоцелью и не довлела над содержанием. Между зрителем и режиссером никогда не возникало непонимания. Он всегда была любим зрителями, а его фильмы всегда шли при переполненных залах. И не только в Польше.

Фильмография Ежи Кавалеровича не так уж велика, всего около 20 фильмов. Но среди них такие блестящие картины, как «Тень» /1956/, «Настоящий конец большой войны» /1958/, «Поезд» /1959/, «Мать Иоанна от ангелов» /1962/, «Фараон» /1966/, «Смерть президента» /1978/, «Камо грядеши?» /2001/.

В фильме «Настоящий конец большой войны» (у нас в стране он демонстрировался под названием «Этого нельзя забыть») рассказывается история человека, который через несколько лет после окончания войны возвращается к жене из концентрационного лагеря, больной эпилепсией, немой, с провалами в памяти, но с нормальным мышлением. Жена борется между чувством долга перед мужем и любовью к другому мужчине. Старая домработница преданно любит больного и ненавидит жену за ее, как она думает, эгоизм в отношении к мужу. Герои бьются в ситуации без выхода, разрываясь между обязанностями, моральным долгом и чувствами. Любовь к людям, ненависть к войне и искренняя озабоченность человеческим счастьем – эти чувства пронизывают фильм и в них главное его достоинство. Фильм проникнут также чувством поразительной безысходности. Для героев фильма конец войны так и не наступил. Название фильма звучит как предостережение людям. Главные роли в фильме блестяще исполнили Люцина Винницка и Роланд Гловацкий. Эта роль у Люцины Винницкой была второй в кино. В дальнейшем она стала создательницей многих женских образов в фильмах Кавалеровича.

Действие фильма «Поезд» происходит в спальном вагоне поезда, везущего к морю на отдых группу горожан. В фильме нет единой, связной сюжетной линии. Кавалерович виртуозно ведет рассказ, беспрерывно прерывая и переплетая различные сюжетные линии, добавляя все новые черточки к характеристикам героев, находя все новые и новые приметы места и времени, тонко влияющие на развитие действия и поступки персонажей. Как невозможно пересказать музыку, так же невозможно словами передать тончайшие нюансы актерской игры Люцины Винницкой, Леона Немчека, Збигнева Цибульского. Героев фильма очень много, и каждый из них несет определенную задачу в раскрытии своеобразного среза польского общества. Кавалерович убедительно вскрывает психологию каждого из пассажиров поезда, иногда с помощью точно найденной детали, а иногда с помощью сложной системы образных средств. «Поезд» – это чисто режиссерский фильм. Как, впрочем, и все фильмы Кавалеровича. Режиссер обращается к ассоциативному мышлению зрителей. Он признавался, что не стремился к показу в «Поезде» «больших идей»: «Я снимал фильм только о чувствах, о мимолетных контактах, рождающихся у людей, об общности, появляющейся даже за одну ночь». Режиссер говорит, что ему хотелось привлечь внимние зрителей к некоторым, обычно стыдливо умалчиваемым вопросам. Этот фильм Кавалеровича, как впрочем и большинство его фильмов, не кончается в кинозале. Мысли о нем уходят вместе с зрителем.

Свой следующий фильм – «Мать Иоанна от ангелов» – Кавалерович поставил в тот период в польском кинематографе, когда шли интенсивные поиски ответов на вопросы, поставленные современностью. Как и большинство польских режиссеров, Кавалерович искал причины душевного неблагополучия людей. И он ставит диагноз современной душевной болезни поляков, дав бой самому мрачному и злобному из того, что гнетет их. В интервью журналу «Искусство кино» Кавалерович так сказал об этой своей картине: «В фильме сталкиваются две силы: любовь и вера, и в этом заключается трагедия его героев. Религиозная вера убивает челевеческую любовь». Кавалерович выступает против церкви и религиозного мышления, а не против Бога или его служителей, он выступает против убеждения некоторых людей в превосходстве веры над разумом. Фильм очень необычный, сложный и многослойный. Замысел картины вынашивался в течение нескольких лет, в нем выверен каждый кадр и сделан он с виртуозной легкостью. Это фильм высокого общественного звучания. В основу фильма положена повесть Я.Ивашкевича. И в повести, и в фильме герои – исторические лица. Реальных прототипов имели и Иоанна, и иезуит Сурин. Историческая Иоанна Бельтцер – горбунья, дочь очень состоятельных родителей, постриглась в монастыре урсулинок недалеко от Парижа. Вскоре она объявила, что по ночам ее посещают для плотского греха некий ксендз Грандье и насланные им дьяволы. По приказу кардинала Ришелье ксендз был арестован и заживо сожжен. Иезуит Сурин был тем, кто изгонял из Иоанны дьяволов. Иоанна скончалась в монастыре, больная и физически, и психически. Кавалерович никак не изменил исторические факты. Действие фильма также происходит в монастыре. Роль Иоанны исполняет любимая актриса режиссера, Люцина Винницка, выявившая в этом фильме новые грани своего таланта. Если в предыдущем фильме она живописует свою героиню очень тонко, еле заметными нюансами актерской игры, то в фильме «Мать Иоанна от ангелов» ее игра отличается широкими жирными мазками, порой переходящими почти в графику. Режиссер и актриса создают на экране несломленный характер. В отличие от Иоанны Ивашкевича, героиня Винницкой здорова физически и нравственно. Это умная и прекрасная женщина. Она вынуждена подчиняться законам, обязательным в ее мире. Но она не хочет и не может быть рабой. В 1966г. фильм получил специальный приз на Каннском кинофестивале.

Фильм «Фараон» – это экранизация одноименного романа знаменитого польского романиста Болеслава Пруса. Режиссер очень современный, Кавалерович обратился к прошлому только для того, чтобы с его помощью подумать о проблемах современной ему Польши. Фильм дает ему возможность разобраться в механизме политики и власти и выступить против лицемерия в жизни и политике. Особенно его заинтересовала тема борьбы фараона с жрецами за власть. В одном из интервью он отметил, что, приступая к съемкам, он понимал, что фильм будет очень злободневным. При этом он имел в виду убийство президента Кеннеди. Режиссер считал, что зрители непременно проведут параллель между смертью Кеннеди и убийством фараона, организованным хранителями золота, и его фильм многое поможет им понять.

После «Фараона» Кавалерович снял фильмы «Игра» /1968/, «Маддалена» /1971/ и «Смерть президента» /1978/. Замысел последнего фильма он вынашивал в течение 30 лет. Действие картины происходит в 1922г. и основано на подлинных исторических документах. И опять тема: – политика, государство и власть. Разбираясь в событиях давно прошедших дней, режиссер постоянно думает о современной Польше. Время не позволяло ему честно и прямо говорить о том, что его тревожило и волновало в Польше, которую он очень любил. Будучи мастером высокого класса, Кавалерович все же сказал в фильме все, о чем думал, и зрители его поняли. В 1979г. фильм получил «Серебряного медведя» на Международном кинофестивале в Берлине.

Последняя работа кинорежиссера, фильм «Камо грядеши?» /2001/ – экранизация романа польского писателя Генриха Сенкевича. Оставаясь верным букве романа, Кавалерович создает масштабное произведение, посвященное теме возникновения христианства в Древнем Риме. Прекрасные актеры, мастерски снятые массовые сцены, блестящее использование цвета сделали фильм очень популярным. Он был показан во многих странах мира.

Умер Ежи Кавалерович 27 декабря 2007г. Похоронен в Варшаве.

АТОМ ЭГОЯН

До 1993г. имя канадского кинорежиссера Атома Эгояна в Армении было знакомо, вероятно, единицам. Информация о нем пришла вместе с фильмом «Календарь», частично снятом Эгояном в Армении. Мы открывали для себя режиссера, которого уже хорошо знали в Канаде, Европе и Америке.

Родился Атом Эгоян в Каире в 1960г. Когда ему было три года, семья эмигрировала в Канаду и обосновалась в Виктории. Жили на доходы от мебельного магазина. Атом был ребенком, когда его бабушку увезли в дом престарелых. Это событие так расстроило мальчика, что он перестал говорить по-армянски и даже затыкал уши, когда слышал армянскую речь. Когда герой его фильма «Семейный просмотр» 17-летний Ван (наполовину армянин) оказывается в подобной ситуации, он не просто навещает свою бабушку, как это делал юный Атом, но и забирает ее к себе. О своей национальной принадлежности Эгоян никогда не забывал. Более того, армянская тема в той или иной степени присутствует во многих фильмах режиссера. А в 2002г. он снимает фильм «Арарат», основная тема которого – Геноцид армян в Турции. Армянские корни оказались навсегда вросшими в его суть. Фильмы Эгояна трудно назвать автобиографичными. Однако многое из его жизни находит в них отражение. В юности он несколько лет работал в роскошном отеле «Монархиня» в Виктории. Действие в фильме «Роль с текстом» /1989/ почти полностью происходит в отеле. В 1989г. сгорел мебельный магазин родителей Атома. В фильме «Страховой агент» /1991/ у героя сгорает дом. Когда Эгоян писал сценарий фильма «Экзотика», главная роль была рассчитана на актрису Арсине Ханджян – жену режиссера, актрису, снимающуюся почти во всех фильмах режиссера. К моменту начала съемок фильма Арсине была на седьмом месяце беременности. Этот факт их общей биографии тут же включается в сценарий и, естественно, обыгрывается в фильме. Но это все позже, а пока Атом Эгоян – студент Торонтского университета. Избрав профессию дипломата, он учится на факультете международных отношений. Одновременно берет уроки игры на классической гитаре. Круг его интересов очень широк: пишет рецензии на фильмы, пробует себя в драматургии и в написании киносценариев. Вступив в университетское армянское общество, он возобновляет занятия армянским языком. Свои первые награды Эгоян получил за короткометражный фильм «В частности Говард», снятый в университете и показанный на кинофестивале в рамках Национальной канадской выставки. Будучи студентом выпускного курса, Атом Эгоян по собственному сценарию снимает фильм «Открытый дом» /1982/, права на который приобрело канадское отделение CBS. Первый полнометражный художественный фильм Эгояна «Ближайшие родственники» вышел на экраны Канады в 1984г. и был снят на деньги, полученные им за фильм «Открытый дом».

 Фильм «Ближайшие родственники» сразу привлек к себе внимание… Молодой парень из англо-саксонской семьи уходит от своих вечно ругающихся родителей- протестантов и находит приют у армянской супружеской пары, выдавая себя за их давно потерянного сына. Уже в первом фильме присутствует все то, что будет прослеживаться почти во всех его фильмах: тема потери, возврат в прошлое, в воспоминания, использование видеозаписи в развитии сюжета, наблюдательное око кинокамеры. Фильм получил премию «Золотой дукат» на кинофестивале в Мангейме. Именно этот фильм сблизил Эгояна с киноактрисой Арсине Ханджян, которая вскоре стала его женой. Фильмы Эгояна очень трудно пересказать. В них практически отсутствует определенная сюжетная линия. Они будоражат своей зашифрованностью, таинственностью. Не случайно его любимые режиссеры Ален Рене, Андрей Тарковский, Ингмар Бергман, Луис Бунюэль.

Второй фильм «Семейный просмотр» /1987/ был представлен на 20-ти крупных фестивалях, где собрал многочисленные награды. Молодой человек, который только-только заканчивает школу, много времени проводит со своей бабушкой-армянкой. Но отец парня отправляет бабушку в дом престарелых, чтобы попытаться забыть свою семейную жизнь и все, что с ней связано. Однажды сын находит спрятанные кассеты, на которых запечатлено детство его отца, его отношения с матерью и бабушкой, его встречи с любовницей. Под впечатлением от увиденного, герой собирается построить новую жизнь, освободившись от влияния отца. И начинает он с того, что забирает бабушку из дома для престарелых. Видеокамера в фильме становится точной метафорой расстроенной и бесплотной памяти. Именно этот фильм создал ауру интереса вокруг Атома Эгояна. В 1988г. фильм получил премию ФИПРЕССИ на кинофестивале в Локарно. Во многих своих фильмах Атом Эгоян обращается к семейной тематике, частной проблематике. И все же его фильмы в большей степени психологические драмы.

Выход на экраны каждого нового фильма делает Атома Эгояна все более и более известным. Его фильмы демонстрируются на фестивалях, завоевывают все более престижные призы и премии. Это «Роль со словами» /1989/, «Страховой агент» /1991/, «Экзотика» /1993/. На Канском кинофестивале 1994г. фильм «Экзотика» получила приз кинокритиков ФИПРЕССИ.

Фильм «Календарь» /1993/, с которого началось знакомство Эгояна с Арменией, занимает особое место в творчестве режиссера. Впервые в фильме Эгояна армянская тема становится не сопутствующей, а главной. История фотографа, который приезжает в Армению с целью сделать для календаря фотографии 12 армянских церквей, оборачивается для него глубокой драмой – жена влюбляется в гида, сопровождавшего их в поездке. Об этом фотограф узнал, лишь просматривая видеозаписи жены, сделанные им во время поездки по Армении. Тема личной и национальной идентификации выражена в этом фильме особенно явно. Наивысшей славы Эгоян достиг в 1997г., когда его фильм «Славное будущее» был представлен на премию Американской киноакадемии «Оскар» сразу по двум номинациям: за режиссуру и за сценарий. Фильм Эгояна «Арарат» /2002/ наделал много шума сначала на Каннском фестивале, затем на Московском. В обоих случаях фильм был представлен вне конкурсной программы. Сделал это Эгоян намеренно. «Я пытался угомонить политические страсти вокруг фильма. В ретроспективе это было проще. То, что показано в фильме, достаточно монументально. Потому что этот фильм не только о Геноциде армян. Он более универсален, так как дает возможность понять, что значит быть жертвой того, что не признано окружающими». Фильм «Арарат» – это самый масштабный и самый интимный фильм Эгояна. Всемирно известный режиссер Сароян (Ш.Азнавур) снимает фильм о Геноциде армян 1915 года. В его орбиту втягиваются несколько персонажей, и все они ищут национальные корни с целью примирения со своим прошлым. Это юноша Раффи (Дэвид Алфей), помогающий Сарояну, и его мать (А.Ханджян), исследующая творчество замечательного американского художника Аршила Горки – армянина по национальности, и сам Горки. Остальные персонажи существуют, чтобы оттенить, а иногда и подчеркнуть главную мысль. Это таможенник (Кристофер Пламмер), арестовавший пленку, которую Раффи вез из Турции, и офранцузившийся турок, снимающийся в фильме Сарояна. В процессе съемок этого полифоничного фильма Эгояну понадобилось знание теории контрапункта. «Я внимательно изучал теорию контрапункта. Мой любимый композитор – Бах», – говорил Эгоян в своем интервью «Ведомостям». Использование контрапункта очень важно для усиления главной идеи «Арарата». Зритель может создавать свои собственные ассоциации, не забывая о ведущей идее. Пользуясь возможностями кинематографа, национальную драму Эгоян представляет с режиссерской, личной, политической, исторической позиций. Фильм, конечно, вызвал шумные протесты Турции. Тем не менее, он участвовал в фестивалях, демонстрировался в разных странах, неизменно вызывая зрительский интерес.

В 2005г. Атом Эгоян снимает полудетективную, полупсихологическую драму «Где скрывается правда». Популярнейший комический дуэт Ленни (Кевин Бейкон) и Винса (Колин Ферт), проводивший благотворительный марафон в пользу больных полиомиелитом, находит в своем номере труп неизвестной блондинки. У Ленни и Винса железное алиби. Но спустя 20 лет другая блондинка (Элисон Ломан), журналистка, мечтающая о бестселлере, преследует друзей, пытаясь выяснить, что же тогда случилось. Фильм во многом отличается от того, что делал Эгоян раньше, но все же многие его посчитали одним из самых запоминающихся и самых чувственных фильмов года.

Атом Эгоян еще молод, и мы вправе ждать от него новых интересных работ

Светлана Гулян, старший научный сотрудник института искусств НАН РА, киновед

http://national-idea.am/articles.php?id=51&l=R

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button