В мире интересногоВсе о самом интересном..Жизнь замечательных людей..Знаменитые армянеЧтобы помнили

«Книга скорбных песнопений» — лирико-мистическая поэма Григора Нарекаци в 7 частях.

 

«Книга скорбных песнопений» — лирико-мистическая поэма Григора Нарекаци, сыграла значительную роль в развитии армянского литературного языка. Нарекаци не использовал нарративную сюжетную линию, однако у поэмы есть начало и конец, внутреннее развитие и целостность. В поэме представлены трагические переживания автора, сомнения по поводу своей способности соединения с Богом.

Автор: Григор Нарекаци

У книг есть свойство вести к другим книгам. Когда я читала Айтматова ( Ч.Айтматов “И дольше века длится день” ), меня привело к Григору Нарекаци, и этот армянский монах Х в. настолько поразил меня своими сетованиями в “Книге скорби”, что мне захотелось найти бумажную версию этого памятника (а это случается далеко не всегда). Пытаясь разместить Нарекаци в линейке немногочисленных любимых поэтов-философов, я осознала, что он мне так приглянулся, потому что я понимаю его намного больше своих современников. И это притом, что Григора от меня отделяет переводчик (пусть и замечательный Наум Гребнев) и больше тысячелетия исторических перипетий. “Книга скорбных песнопений” в чем-то схожа с “Исповедью” Августина: то же уничижение, тот же страх, те же попытки понять божественный замысел.

И сонмы сил, недобрых и благих – Любовь и гнев, проклятья и молитвы, – Блистают острием мечей своих И дух мой превращают в поле битвы!

Григор Нарекаци, как поэт, надеется, что его песнопения помогут потомкам обрести себя в Церкви, в Боге, и эти прошения о памяти, о не-забвении вырываются из религиозного контекста, вставая в один ряд со строками о нерукотворных памятниках. В конечном счете, “Книга…”, наполненная библейскими мотивами, читается не как религиозное произведение, а скорее как чуткое размышление, обращение к надежде, попытка наполнить наше бренное существование глубинным смыслом. За такие моменты сближения с прошлым, когда время сворачивается и исчезает, за такие мгновения близости с людьми, которых я никогда не видела и никогда не узнаю лично, я и люблю книги.

Собранье песен сих, где каждый стих Наполнен скорбью черною до края, Сложил я – ведатель страстей людских,- Поскольку сам в себе их порицаю
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/1000197675-kniga-skorbnyh-pesnopenij-grigor-narekatsi

«Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци – вершина развития армянской средневековой литературы, аккумулировавшая достижения пятивековой духовной армянской поэзии.

Творчество Нарекаци выросло на армянской церковной традиции, уходящей корнями в византийские толкования и практику написания духовных текстов и в восточнохристианскую экзегетику в целом. Однако армянская духовная школа, формировавшаяся почти одновременно с византийской,
обретала собственные средства выразительности и содержание. Так, из комментариев к текстам Писания первых святых отцов Месропа Маштоца, Саака Партева
выросли жанры кцурда (тропаря), кацурда (праздничной песни), шараканов, канонов, мегеди, впоследствии тагов, гандзов и мистической поэмы.

Новое содержание требовало не только новых жанров, но и языка, системы понятий – менялась вся парадигма литературы. Языческое мышление оперировало больше знаками, эмблемами, христианство все больше актуализировало абстрактные сущности:
«Вспомним еще раз, – подчеркивает С. Аверинцев при анализе ранневизантийской поэзии, – что универсальной формой средневекового мышления и восприятия был символ, не смешивающий предмет и смысл (как это происходило в язычестве) и не разделяющей их (как это намечено в иконоборчестве и завершено в
рационализме Нового времени), но дающий то и другое “неслиянно и нераздельно”»1
. Это черта всей христианской литературы: происходило сгущение духовных
смыслов, через символы нужно было говорить о высшем, непознаваемом, передавать сущности, которые с трудом поддавались вербализации. Язык, основанный
на типологическом (параллелизм эпизодов Ветхого и Нового заветов), аллегорическом и символическом толковании Священных текстов, вырабатывался в течение веков. Словарь символов, указывающий на евангельские события, лица, насчитывает сотни обозначений: например, ковчег – Церковь, Древо– Крест, Новый
Иерусалим – Новозаветная Церковь и многое другое.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *