Авторская программаЖизнь замечательных людей..По страницам истории

Чужой земли мы не хотим ни пяди, Но и своей вершка не отдадим.

Михаил Шахназаров

Монастырь Дадиванк – арм. Դադիվանք, или Хутаванк (арм. Խութավանք), от армянских слов «хут» (холм) и «ванк» (монастырь): дословно «монастырь на холме» — монастырь IX—XIII вв. в полукилометре к северу от реки Тертер в Арцахе.

Монастырь расположен в западной части гавара Верхний Хачен (известного также как Цар, современный Карвачарский район), на левом берегу реки Трту в полукилометре к северу от берега на южном склоне лесистой горы, на высоте 1100 м над уровнем моря и 75 метров над берегом.

На левом берегу Трту, по обеим берегам её небольшого притока, ниже монастыря расположено село Дадиванк, называвшегося в древности Хут или Хутаванк.

Кроме того, в окрестностях монастыря сохранились несколько часовень: одна в 300 м к западу на высоте 155 метров относительно основных построек, другая — в 300 м на юго-восток от монастыря и выше него на 30 м. Еще три часовни расположены в непосредственной близости от монастыря к северу и северо-востоку от него на высоте 5-10 м.

Историей своего основания монастырь обязан ещё нескольким вариантам своего названия. В ряде армянских источников монастырь называется также Аракелоц (то есть Апостольский), а Мхитар Гош его прямо зовет «Аракеладир», то есть «основанный Апостолом».

Хачкары в колокольне. Поставлены настоятелем монастыря Атанасом — сыном князья Верхнего Хачена Гасана II Допяна и братом Григора II Допяна

Ссылки на историю об основании монастыря можно найти в «Хронике» патриарха Михаила Сирийца (1126—1199): Тадэос, один из семидесяти, который по приказу Тадэ, отправился в Великую Армению и Северные края, и услышав о смерти Абгара, возвратился в Малый Сюник и там монашествовав тайно скончался и, на том месте был построен монастырь и был наречен его именем

Возможно, первая часовня на могиле погибшего в I веке н. э. Св. Дади была построена в том же веке. А после принятия Арменией христианства, вероятнее всего, уже в IV веке, была построена первая церковь Дадиванка. Первые упоминания монастыря в письменных источниках относятся к IX веку.

В первой половине XIII века монастырские сооружения, разрушенные до основания сельджуками, были восстановлены, появились новые постройки. Это время считается периодом расцвета монастыря. Соборная церковь монастыря была основана в 1214 году супругой великого князя Атерка Вахтанга — Арзухатун. Первой половиной века также датирован притвор-часовня епископа Григора.

Длинная надпись в 19 строк подробно рассказывает об Арзу-Хатун и основании ею церкви: «Благодатью всемогущего бога-отца и единородного сына его Исуса Христоса и дарением наисвятейшего духа я, покорная слуга Христоса Арзу-Хатун, дочь князя-князей великого Курда и супруга владыки Атерка и всего Верхнего Хачена цареродича Вахтанга, с великим упованием построила святой собор на месте могилы мужа моего и детей моих — Хасана, первенца моего, и Григора, ушедших к богу во младенчестве…».

До конца XVIII века монастырь являлся крупным культурно-религиозным центром, обслуживало его большое селение Хут.

Начиная с XVII века, монастырь начинает терять свои земли, население десятков соседних деревень, в том числе и принадлежащих монастырю, было насильственно переселено в Персию. В конце XVIII века 300 семей покинули Хут и переселились в Эриванскую губернию.

В XIX веке монастырь окончательно опустел. Посетивший монастырь в середине века архиепископ Саргис Джалалянц описывал руины, которые «служили укрытием для разбойников, совершавших набеги на Арцах» (в конце XVIII века по приглашению Ибрагим хана на территории монастыря поселились курды и айрумы).

Древние святилища были превращены в пастбища «для стад овец и скота». Перед погребами и комнатами раскинулись заброшенные обширные сады, где ещё продолжают расти уже одичавшие плодовые деревья.

В конце того же века журнал «Арарат» писал: «Монастырь Тадея своими сооружениями похож на богатый квартал многолюдного города, которому дыхание и жизнь придает только присутствие людей».

После присоединения Восточной Армении к России, в 1830-е годы митрополит Багдасар Асан-Джалалян начал движение по возвращению монастыря церкви, поддержанное позже католикосом всех армян Нерсесом V и новым настоятелем монастыря иереем Аствацатуром.

В начале 1910-х годов управляющим монастырских владений был назначен житель Тифлиса, Левон Микаэлович Тер-Аветикян, который, собрав необходимые документы, обратился в суд.

Вопреки положительному для монастыря постановлению суда кочевники долгое время не желали покидать присвоенные земли. Однако к 1917 году Тер-Аветикяну удалось добиться передачи монастырю многочисленных пастбищ.

С установлением советской власти все монастырские владения были национализированы, а Дадиванк был передан в подчинение азербайджанским властям и вновь обезлюдел.

Вскоре после перехода контроля над монастырём к Арцаху в марте 1993 года, здесь были начаты реставрационные работы на средства Армянской Апостольской Церкви и государства. Работы продолжаются до сих пор.

В 1994 г. Дадиванк был вновь освящён и в настоящее время является действующим монастырем Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви.

21 июля 2007 года в Дадиванке были произведены раскопки, в результате которых под стелой возле алтаря были обнаружены мощи святого Дади. По словам предводителя Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископа Паргева Србазана, находка имеет общехристианское значение, является величайшим событием для христиан всего мира

Комплекс монастыря ДАДИВАНК состоит из главной церкви Св. Богородицы и других церквей, притвора-часовни, колокольни и других подсобных помещений. Основные помещения монастыря огорожены каменной стеной, подсобные строения расположены в южной части комплекса.

Старинная церковь монастыря расположена в его северо-восточной части. Представляет собой прямоугольную в плане однонефную базилику. Имеет два входа: с запада и юго-востока, наличники входов покрыты орнаментами. Ныне отсутствующий свод церкви опирался на три пары пилястров.

К первой церкви с юга примыкает другая “малая” базилика — также древняя, но гораздо меньших размеров.

Молельный зал церкви разделён стеной на две равные части. Восточная часть представляет собой прямоугольную комнату без ниш и углублений, она, судя по всему, служила притвором. В западной половине находятся три парыпилястров.

Исследовав кладку церкви, Шаген Мкртчян пришёл к выводу, что «церковь восстанавливалась, но сделано это было так бережно, что первоначальный вид сооружения остался без изменения».

Соборная церковь Арзу-Хатун расположена в восточной части монастырского двора. От главных ворот к церкви с запада на восток ведёт длинный коридор («проспект») из религиозных и светских зданий.

Церковь является купольной залой с крестообразным изнутри и прямоугольным снаружи планом. Во всех четырёх углах церкви расположены двухэтажные ризницы. В ризницы, расположенные на втором этаже, можно добраться по консольным лестницам.

Пилястры и арки сооружены из белого и серого камня, покрыты орнаментами. Стены изнутри были покрыты штукатуркой с роскошными фресками, которая сохранилась лишь местами.

В сохранившихся фрагментах прослеживаются традиционные черты армянской фресковой живописи: богатая цветовая гамма, простой стиль росписи, любовь к орнаментике, лица с ярко выраженными восточными чертами.

По утверждению Шагена Мкртчяна, качество фресок свидетельствует о таланте арцахских художников того времени, владевших «как техникой настенной живописи, так и искусством иллюстрирования рукописей».

Собор является композиционным центром всего ансамбля. Единственный вход церкви находится на западной стороне, обращенной к главным воротам монастыря.

Восточный фасад церкви украшает аркатура из трёх декоративных арок. Самая широкая и высокая арка находится посередине? она содержит узкий оконный проём с завершением в виде декоративной пилястры.

Выше окна находятся барельефыктиторов, область ниже окна покрыта надписями. Две треугольные ниши по обоим сторонам срединной арки обозначают алтарь. Полукруглые бровки ниш покрыты орнаментом.

Южный фасад решён аналогичным образом. Однако, в отличие от восточной стороны, на композиции с ктиторами представленные во весь рост две фигуры держат макет церкви. Площадь над аркой занимают строительная надпись и различные дарственные надписи с конкретными датами или без них.

Северную стена выполнена нехарактерным для армянских памятников образом: в ней находится глухой декоративный портал. По мнению Шагена Мкртчяна, «орнаменты этого портала и, особенно окаймляющие вход арки, сделаны с таким изяществом, что оставляют впечатление ювелирной филиграни».

Барабан церкви полуколонками и опирающимися на них арками разделён на 16 высоких и широких граней, имеющих попеременно либо треугольные ниши с арками, либо узкие окна. Кровля купола веерообразная, каждой грани на барабане соответствует грань на кровле.

Выполненная из тщательно отёсанных и плотно пригнанных плит тёмно-серого цвета кровля в сочетании со светло-розовыми гранями барабана и тёмно-серыми полуколонками, арками и фризом барабана создает сильный контраст светотени. Благодаря этому эффекту объём и расчлененность купола бросаются в глаза ещё издалека, благодаря чему этот купол выгодно отделяется от аналогичных.

Притвор соборной церкви представляет собой удлинённую залу, примыкающую к церкви с запада. Южная стена залы представляет собой аркаду. Зала покрыта двускатной крышей, свод которой опирается с одной стороны на южную стену малой базилики, а с другой — на аркаду. Центром интерьера является богато орнаментированный портал соборной церкви, кроме которой в залу выходят двери малой базилики.

На стенах притвора сохранились три надписи, две из которых сильно повреждены. Третья надпись является строительной, однако дата на ней была стёрта ещё в советское время. Благодаря тому, что до этого надпись была переписана Шагеном Мкртчяном, известно, что зала была построена в1241 году Смбатом.

Церковь Хасана Великого расположена к югу от колоннады, представляет собой небольшое центральнокупольное сооружение. Интересной деталью является то, что в кладке церкви использован кирпич (из него сделан купол), что нехарактерно для этих мест. Какое-то время купол церкви находился в разрушенном состоянии, позже был восстановлен в послевоенные годы.

В стенах можно найти маленькие хачкары с дарственными надписями, самая ранняя из которых высечена на хачкаре, находящемся в стену у левой ниши изнутри, и датируется летом 1182 года.

Притвор-часовня епископа Григора примыкает с запада к старинной базилике. Купол здания имеет световое отверстие (ердик), опирается на четыре колонны в центре зала. Здание имеет единственный вход в левой части южной стены. Портал входа орнаментирован, слева от него имеется строительная надпись, указывающая, что она была построена в 1224 году епископом Григором.

Здание сложено из неотёсанного камня, изнутри облицовано тёсаными блоками. Изнутри в стенах встречается большое количество вставных хачкаров с дарственными надписями. В центральной части восточной стены находятся девять таких хачкаров, выложенных в ряд.

Пол притвора покрыт надгробными плитами: в течение многих веков он служил родовой усыпальницей княжеского дома Верхнего Хачена. Часть надписей на плитах с течением времени стерлась.

Колокольня находится в западной части монастыря, примыкает восточной стеной к притвору церкви Арзу-Хатун. Вход на первый этаж находится в западной стене прямо напротив ворот монастыря. Колокольня была построена в середине XIII века епископом Саргисом — сыном князя Вахрама из рода Допянц.

Колокольня представляет собой двухэтажное сооружение. На первом этаже напротив входа находятся два чудотворных хачкара размерами 3,05 х 1,00 м. Второй этаж колокольни представляет собой ротонду о четырёх колоннах, под куполом которой были подвешены колокола.

Отдельного внимания заслуживают хачкары, которые некоторые исследователи склонны считать одними из самых прекрасных армянских хачкаров.

К юго-востоку и юго-западу от церкви Хасана Великого находится множество зданий светского назначения. Среди них особенно выделяется зал пиршеств или Трапезная, который по своей архитектуре представляет определенный интерес. Построил его тот же епископ Григор, как указывает надпись, в 1211 г.

Этот большой зал построен подобно обычным церковным притворам. Одновременно он созвучен с более древним образцом архитектуры — народным жилищем. Стены его снаружи сложены из грубоотёсанных, изнутри — из отёсанных камней.

Богатством форм и декоративных деталей выделяются, в особенности, четырёхгранные базы и капители колонн, а также перекрытие центральной части и каменная скамья вдоль северной стены. В восточной части находятся пять различных комнат.

На этом же склоне, к западу от трапезной, расположены ещё четыре сооружения. Убранство их довольно скромно. Впоследствии на этих сооружениях были построены жилые комнаты с открытыми галереями.

В разных частях юго-западного «квартала» монастыря расположены гостиницы, мастерские, книгохранилище, маслодавильня, давильни винограда, монашеские кельи и другие постройки. Всю площадь южнее монастыря некогда занимали монастырские сады, большая часть которых ныне срослась с лесом.

Александр Бакулин

Вид верхней части монастыря, 2009 год
Вид на монастырь с юго-запада
Вид на церковь Св. Богородицы
Виды монастыря
Колокольня, вид со стороны ворот
Общий вид монастыря, на переднем плане справа часовня-притвор, слева старинная церковь, за ней крыша малой базилики, на заднем плане справа колокольня, слева купол церкви Хасана Великого.
Общий вид монастыря
Общий вид монастыря
вне строк

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button