

Обмен журналистскими группами между Арменией, Азербайджаном и Арцахом привлек немалое внимание публики. Конфиденциональность визитов была, пожалуй, обусловлена намерением избежать лишнего шума и оградить журналистов от давления.
Было бы наивно полагать, что журналистский обмен может стать значимым шагом на пути к миру. Это может быть только первый шаг, но надо понять, к чему.
К новым журналистским обменам или общению между обществами? Такое общение было, но власти в Баку в какой-то момент решили его торпедировать. Это исходило из политики военного шантажа, на которой строится дипломатия Азербайджана. Армянофобия не предполагала общения с армянами.
Нельзя с одной стороны общаться, а с другой ненавидеть армян. А эту ненависть официальный Баку возвел в ранг не только политики войны и дипломатии шантажа, но и компонента «азербайджанской идентичности».
Готовы ли власти Азербайджана отказаться от армяноненавистнической политики? Вот главный вопрос, который может привести к общению уже на других уровнях.
Если официальный Баку продолжает политику армянофобии, риторику о завоевании Арцаха и Армении в придачу, то подготовка у миру становится самообманом.
Поэтому и сопредседатели Минской группы, которые, безусловно, изыскивают пути долгосрочного мирного управления статус-кво, и армянская сторона, которая пытается в этом помочь им, должны получить ответы на эти вопросы. Не исключается, что они получат их не от Алиева, который вряд ли имеет ответы, а от других кругов в Баку, которые также являются сторонниками мирного управления статус-кво. Даже при желании Ильхам Алиев не может стать партнером в этом в этом вопросе. Только в одном случае – если он оставит власть.
Кому? Сопредседатели, Армения и Арцах могут помочь Баку найти ответы на эти вопросы.