Святой Григорий Просветитель (арм. Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ также арм. Գրիգոր Պարթև, Сурб Григор Лусаворич или Григор Партев, греч. Γρηγόριος Φωστήρ или Φωτιστής, Грегориос Фостир или Фотистис; ок. 252 — 326) — просветитель Армении и первый Католикос всех армян. Один из семи католикосов-неармян в христианской Армении[источник не указан 567 дней].
Святой Армянской апостольской церкви, а также Русской православной (где известен как Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении[4]) и других Православных церквей, Римско-католической и Англиканской церквей.
Житие св. Григория описано Агафангелом, автором V века, описавшем историю обращения Армении в христианство. Помимо жития в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, почему эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»).
В книге рассказывается, что отец Григория, парфянин Апак (Анак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещён именем Григория и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим и поступил там в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (Трдату III), желая усердною службою загладить вину своего отца.
Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Трдат велел бросить Григория в казематы или колодец Арташата (Артаксата), где тот был в заточении 13 лет, поддерживаемый благочестивой женщиной.
Между тем Тиридат впал в безумие, но был исцелен Григорием, после чего в 301 году крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении. Таким образом, Армения стала самой первой страной, принявшей христианство на государственной основе. Повсеместно в стране началась кампания по искоренению многовекового наследия армянской дохристианской культуры.
В 302 году Григорий был рукоположен в епископы от епископа Леонтия Кесарийского в Кесарии, после чего строит храм в городе Вагаршапате — столице царя Трдата III. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает «сошёл Единородный» (то есть Иисус Христос) — который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма.
В 325 году Григорий был приглашен на Первый Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего сына Аристакеса, который, вместе с ещё одним посланником по имени Акритис, привёз в Армению Никейские постановления.
В 325 году Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где скоро умер (в 326 году) и был похоронен в Эчмиадзине. Армянское архиепископство долго оставалось в роде Григория.
Почти тысячу лет могила св. Григория служила местом поклонения. В течение последних 500 лет мощи св. Григория хранились в армянской церкви в Неаполе, а 11 ноября 2000 года были переданы Католикосу всех армян Гарегину II и в настоящее время хранятся в построенном в 2001 году Ереванском кафедральном соборе Св. Григория Просветителя. На месте узилища святого Григория находится монастырь Хор Вирап, в Араратской долине, у самой государственной границы с Турцией. Название монастыря в переводе с армянского означает «глубокая яма» (арм. Խոր Վիրապ).
Житие Григория было переведено на греческий язык приблизительно в конце VI века. В X веке Симеон Метафраст включил его в свои «Жития святых». С греческого текста был сделан перевод на латинский, грузинский и арабский языки. Существует также эфиопская редакция, тесно связанная с арабским переводом. Текст жития содержится также в русской Минеи (память 30 сент.). Канонизирован Римско-католической церковью в 1837 году при участии папы Григория XVI; память 1-го октября