Представитель Азербайджана в ОБСЕ обнародовал позицию Баку по карабахскому урегулированию. Это произошло за несколько часов до встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Братиславе, на полях СМИД ОБСЕ.
Азербайджан заявил о своей позиции на следующий день после визита в Баку министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который говорил, что просматривается компромиссный вариант урегулирования и приветствовал взаимные визиты.
Азербайджанская пресса говорит о том, что Баку впервые прочерчивает «красную черту», хотя публично она озвучивалась неоднократно.
Какова была цель обозначить эту черту документально? Пытается ли Баку до встречи Мнацаканян-Мамедьяров ужесточить позицию и принять оборонительную позицию на случай обсуждения нежелательного для него вопроса?
Скорее всего, принятие документа несет в себе не ситуативный, а более глубинный нарратив. Экспертное сообщество практически не сомневается в том, что в Азербайджане происходит изменение внутриполитического статус-кво, и Ильхам Алиев плавно передает власть супруге Мехрибан. Этот процесс в Азербайджане начался давно и уже близится к финалу. Баку пытается таким образом выбраться из серьезнейшего тупика, в который его загнала собственная политика военного шантажа. Баку пытается по возможности сохранить лицо, соблюдая безопасность для двух правящих кланов Алиевых и Пашаевых, чтобы сохранить власть.
Задача сложная. Это должно подготовить к миру Азербайджан, который усилиями Алиева полон ненависти к армянам и страдает от комплекса поражения. Иного пути нет, потому что иначе смена власти будет тут же лишена всякого смысла. Готовиться к миру означает готовиться к миру без предусловий, то есть, без формулы «территории в обмен на что-то».
Визуально это входит в противоречие с «красной чертой» Баку. Но в более широком смысле это попытка освободить от обязательств Мехрибан Алиеву. Вот тут-то и кроется мотив документирования давней позиции Азербайджана.
Алиева не может позволить себе роскошь миротворческой риторики, но она не может оказаться и в роли заложника собственной воинственной риторики. Так что, опубликованный документ выглядит как «акт приема-сдачи» власти Азербайджана.
В то же время, Баку пытается таким образом вступить в торг с сопредседателями и Арменией, в надежде получить более мягкие условия для отступления.
Визит Лаврова в Баку – тому свидетельство. В какой мере это удастся Азербайджану, зависит от позиции Армении. Ереван обозначил свою позицию: до встречи в Братиславе премьер-министр Армении встретился с министрами иностранных дел Армении и Арцаха.