Ованес Драсханакертци (католикос Иованнес VI Драсханакертци, 40-е годы IX в.) в своем труде, продолжая следовать Мовсесу Хоренаци (5 в., кн. I, гл. 14), отмечает, что греки “назвали эту страну Протин Армения, что переводится как Первая Армения”. Потомок Айка “Арам, рассказывают, [совершил] много подвигов мужества в войнах и расширил многими набегами пределы Армении на все четыре стороны. Из-за блистательных, великих деяний могущественного мужа народы, что окрест нас, прозывают нас совокупно по его имени арманеаками.
Он с доблестным мужеством завоевал и подчинил себе не только тех, коих легко победить, но и Капуткец и назвал ту первую страну по своему имени Арменией – этим именем греки и поныне называют эту страну”.
Ованес Драсханакертци, следуя М. Хоренаци, пишет, что в наследственное владение Кадмосу, сыну Араманеака (Арменаку), внуку Айка отдается Господское обиталище — дом, который строит Айк в земле Арарадской (помимо значения “дом Божий”, этот термин может означать также храм знаний и религиозных церемоний. ”И шестым был Фирас (арм. Тирас), от которого [родились] наши Асканаз и Торгом и который управляемую им страну по имени своему прозвал Фракией, и Киттим, который подчинил себе
македонян.
Сыновьями же Фираса (Тираса) были: Асканаз, от которого [произошли] сарматы, и Рифат, от которого произошли савроматы, и Торгом, который, согласно [пророку] Иеремии, страну нашу Асканазову соблаговолил своим именем [назвать] домом Торгомовым. Ибо сперва именно Асканаз своим именем означил наш народ по причине своего старшинства. А от Елисы [сына] Иавана, предка греков, [произошли] сицилийцы и афиняне. От Фарсиса [произошли] иберы и тирренцы, а от Хетаима – римляне”. Иаван – четвертый сын Тираса.
Торгом — отец Айка (Хайка). Отсюда — обычное наименование Армении как дома Торгомова или страны народа Асканазова (ср.: Иез. 27:14 и 38:6). Армяне определяли себя как жители “страны Асканазовой” — по имени старшего брата Торгома — Асканаза. Пророк Иеремий (51:27) призывает: “…трубите трубою’ ярости, вооружайте против него (Вавилона) народы, созовите на него царства Араратские, Минийские и Асканазские…”. Призыв символизирует мотивы истории борьбы армянского героя Айка с Белом – героем греческих и вавилонских (аккадских) мифов.
“Фирас, что был третьим после Йафета, родил трех сыновей – Асканаза, Рифата и Торгома. И, так как фракийцев Фирас производил от самого себя, стало необходимым, чтобы и прочие доставшиеся ему в удел пределы он, разделив их на три части, отдал во владение своим сыновьям. Так совершил он мудрое дело. Асканазу, который изначала назвал наш народ своим именем – “Асканазовым”, достались во владение сарматы, Рифату – савроматы, а Торгом, получив во владение наш народ, вместо прежнего прозвания – “Асканазов” придал ему свое имя – “дом Торгомов”.
Итак, ты убедился, что речь идет о родоначалии нашего народа, который, знай, зовут “[народом] Асканазовым” и “домом Торгомовым”. Впрочем, кое-кто повествует [об этом] иначе и по-другому, хотя божественный Моисей здесь не уделяет времени каждому из наших [сказаний], почитая это предметом, не достойным истории. Однако, сопоставляя родословие Сима с [родословием] нашего Йафета, находим, что до Торгома и до начала владычества сына его Хайка прошло четыреста лет, а от Йафета до первочеловека Адама – две тысячи двести сорок два года.
И вот, как было сказано выше, божественное Писание раскрыло нам историю до нашего Торгома, сочтя недостойными упоминания его потомков, а именно, каким образом, откуда, почему, кто овладел страной Армянской и от кого возникли независимые ее нахарарства” (Ованес Драсханакертци).
Таким образом, армянские историки свидетельствуют о родоначалии нашего (армянского) народа, отмечая, что народ (армении, живущие в Армении в 5 в. до н.э.) происходит от родственных (братских) потомков двух сыновей Фираса (Тираса) – Асканаза (которому впоследствии достались во владение сарматы) и Торгома (которому достались во владение армении — народом Асканазовым, домом Торгомовым), а также армении Айка (сына Торгома) после столпотворения и переселения с родственниками из Вавилона в дом отцов (Айастан). К Айку присоедились (добровольно подчинились) числом небольшим люди, проживающие в доме Торгомова.
Переселились в Айастан также люди пришлые из Вавилона вместе с Айком. Река Евфрат, возможно, связана с Фирасом (Тирас), а Тигр — Торгомом. Именем Тир называется бог письма у языческих армян. “Гир” на арм. письмо (“гри” – писать, “греци” — написал). По информации Иосифа Флавия Фирас был родоначальником фракийцев (ИД Кн.1, гл.6:1), союза племен локализованного на юго-западном побережье Чёрного моря (Болгария, Румыния, Молдавия, Северо-восточная Греция, европейская и северо-западная часть азиатской Турции, восточная Сербия и часть Македонии). По дааным Иосифа Флавия — Фирас же назвал тирянами подвластное себе племя, имя которого греки переделали в фракийцев. Фирас — евр. Тирас. Фирас (Быт 10:2, 1Пар 1:5) сын Иафета, сына Ноева.
Некоторые почитают его родоначальником фракиян, древнего и великого народа, который сначала жил при Эгейском море, и оттуда распространился по Греческим землям и островам и по Малой Азии; от него происходят Геты и Даки, жившие по сторонам Истера и Днестра, который прежде назывался Фирас. Другие разумеют Тирсенов, так называемый морской разбойнический народ между Малой Азией и Грецией и причисляемый у Геродота к пелазгам и часто соединяемый с италийскими Тирренами. (Православие и современность. Электронная библиотека, http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikifor/encyclopedia/4022.html).
вне строк