Последняя неделя ознаменовалась «газовыми» событиями. В Турции состоялось открытие последнего отрезка трубопровода ТАНАП, по которому азербайджанский газ будет поступать в Европу через Грузию и Турцию. Эрдоган был в главной роли – вместе с президентом Азербайджана и премьер-министром Грузии. Причем, открытие газопровода ознаменовалось скандалом – во время речи Эрдогана, который заявил о намерении продолжать нефтеразведку в водах Кипра, зал покинул министр экономики Греции.
А на востоке России состоялось открытие газопровода Сила Сибири, по которому российский газ будет поступать в Китай. Старт дали по Скайпу президенты России и Китая Путин и Си Циньпин. Договоренности о прокладке газопровода Россия достигла с Китаем на фоне противостояния с Западом по вопросу Крыма, представив это как альтернативу.
На деле Сила Сибири на фоне ТАНАП представляет собой альтернативу отношениям России не с Западом, а Турцией. Китай не является альтернативой Западу для Москвы, потому что только при поддержке Запада Россия может хоть как-то противостоять китайской экспансии.
А вот турецкой экспансии, о которой в последний раз Эрдоган заявил в Баку, Россия может противостоять только при поддержке Китая. А поддержка России ох как нужна, поскольку турецкий фактор не только осадил Россию извне, но и давно уже проник в страну и нарастает довольно серьезными демографическими темпами.
И на этом фоне символично, что на антироссийский ТАНАП Путин отвечает силой Сибири, которая давно уже является китайской силой.
Уже анонсирован визит Путина в Турцию 8 января. В повестке встречи Путина и Эрдогана армянская тема будет неизбежной. Армянская тема постепенно близится к точке Х в российско-турецких отношениях – 100-летию заключенных в 1921 году российско-турецких договоров, когда Москва и Анкара должны будут определиться, на какой базе будут выстраивать дальнейшие отношения – на приверженности договорам, нивелирующим армянский фактор, или признав армянскую субъектность, со всеми последствиями.
Помощь Китая нужна России и в этом вопросе. Москва не в состоянии одна предъявить претензии Анкаре на признание армянской субъектности, если не будет мощных аргументов либо с Запада, либо с Востока. В данном случае предпочтительнее Восток – для сдерживания зависимости от Запада на Кавказе. Пекин, который строит в Ереване второе по размерам посольство в Евразии, после Москвы, крайне важен для Москвы.
Анкара, безусловно, видит масштабы строящегося в Ереване китайского посольства, как воочию видела, как на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге рядом с Путины и Циньпинем сидел Никол Пашинян, а до этого в Пекине Циньпин заверял Пашиняна в том, что не позволит «повторения трагедии армянского народа», который является «цивилизационным партнером».