Министерство культуры и туризма Азербайджанской Республики не раз и не два делало заявления, подталкивающие к тому нетривиальному мнению, что если человек произошел от обезьяны, то культура, скорее всего, от Азербайджана. Не совсем так.
Кто спорит: наши соседи известны не только отменными восточными сладостями, но и памятниками материальной культуры. Но не в таком же несметном количестве! Здесь я обращусь к фрагменту одного из заявлений, сделанных в свое время азербайджанским Минкультом. Слушайте и запоминайте!
«НА ТЕРРИТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА (ИМЕЕТСЯ В ВИДУ НАГОРНЫЙ КАРАБАХ) армянскими вандалами было уничтожено 13 исторических и культурных памятников мирового значения, 192 — государственного значения и 330 — местного значения.
Кроме того, в период агрессии и оккупации азербайджанских территорий со стороны армянских агрессоров были разрушены 808 клубов, 972 библиотеки, 22 музея и их филиалы, 4 театра, 4 картинные галереи, в фонде которых хранилось 100 тысяч ценных экспонатов, 2 концертных учреждения, 1892 здания учреждений культуры и искусства…»
Поражает не только число представленных к оплакиванию объектов, сколько возможные культурологические последствия, если бы названные заведения и впрямь употреблялись по своему назначению. Это какая же прорва интеллектуально развитых и духовно возвышенных граждан Азербайджана должна была уродиться с каждого гектара оспариваемых земель, пусть даже если бы культпросвет трудился вполовину своей мощности и уходил на обед в установленное время!
Представьте себе: двадцать два музея (с их филиалами) переполнены тружениками полей и садоводческих товариществ; до дыр зачитаны все умные книги во всех девятистах семидесяти двух библиотеках; те, кому не досталось, музицируют на флейте или с любовью реставрируют сто девяносто два культурных памятника государственного значения, в том числе армянские… Можете вообразить себе такое? Не имеет смысла.
А ТЕПЕРЬ ИЗ ДАВНО ИЗВЕСТНОГО, НО ТРЕБУЮЩЕГО НАПОМИНАНИЯ.
1998 год. С армянского кладбища в Нахиджеване удалено восемьсот хачкаров. Вмешалась ЮНЕСКО, разрушение было приостановлено.
2002 год. Погромы на кладбище возобновляются с новой силой.
2006 год. От кладбища не осталось и следа: хачкары разрушены либо превращены в стройматериал, ландшафт выровнен.
2006 год. Власти Азербайджана запрещают комиссии Европейского парламента осмотреть бывшее армянское кладбище.
2010 год. Сообщения очевидцев о разрушении кладбища подтверждает Американская ассоциация содействия развитию науки. Поскольку в Джульфу не пустили и американцев, то выводы делаются на основе сделанных со спутников снимков.
Минкульт Азербайджана объясняет варварство чаще всего с изяществом монахини, танцующей фокстрот: получается не столь смешно, сколь нелепо.
О СМЕШНОМ ОТДЕЛЬНО. «Любовь господина Пиотровского к армянской культуре, — говорилось в одном из заявлений азербайджанского Минкульта, — исходит из его воспитания со стороны матери-армянки Рипсиме Джанполадян и любви его отца, академика Академии наук Армении, археолога и востоковеда Бориса Пиотровского к армянской культуре…»
Все верно. Неувязка в том, что господин Пиотровский ровно так же любил и точно так же относился ко всей мировой культуре, вследствие чего аргумент насчет матери-армянки вянет на глазах.
Любовь Мстислава Ростроповича к азербайджанской культуре тоже ведь в значительной мере исходила из его теплых воспоминаний детства, проведенного великим музыкантом в Баку. И что? Могло ли это быть причиной, чтобы армяне перестали ходить на его концерты?
Сергей БАБЛУМЯН
«Голос Армении»