Когда речь идет об армянах Европы, наше подсознание автоматически переносит нас во Францию. Так сложилось, что именно Франция стала европейским прибежищем армян после геноцида 1915 года. Однако армянская диаспора Европы формировалась задолго до геноцида. И тому свидетельство — наследие армян в этой части света. В рамках документальных фильмов «Армянский след» и одноименной рубрики газеты «НнД» мы, время от времени, будем возвращаться в Европу и рассказывать о грандиозном наследии армян. Как делали это в других частях света. С этого номера мы с вами отправимся по карликовым государствам Европы, — Мальте, Сан-Марино, Монако, Ватикану, Лихтенштейну и Андорре, — в поисках армянских следов. Узнаем и о современном положении общины. Турне же начнем с Мальты.
ЧАСТЬ 1. В СТАНЕ РЫЦАРЕЙ
Рейс на Мальту начался у меня с рейса национального авиаперевозчика Air Malta. Поэтому, находясь уже на борту самолета, я смог ближе познакомиться с мальтийцами, многих из которых было бы не отличить от пассажиров самолета рейса на Ереван. «Ничего удивительного», – подумал я тогда. – «Южане. Мало ли таких южноевропейских народов, похожих на армян?». Тем не менее, связь мальтийцев с армянами таки имеется. Самая что ни есть тесная. Но об этом позже. Сначала о самих мальтийцах несколько строк.
В мире мальтийцев не так уж и много. Их общая численность — всего 740 тыс. человек. Из них около 400 тыс. проживают на Мальте – крохотном островном государстве в Средиземном море, площадь которого 316 км². Мальтийцы – народ своеобразный. Их язык семитской языковой ветви и родственен ивриту и арабскому. А все дело в том, что мальтийцы являются потомками финикийцев, колонизировавших Мальту в древности, но на протяжении веков они попадали под власть карфагенян, римлян, византийцев, арабов, норманнов. В более позднее время Мальтой владел Орден Иоаннитов, или Мальтийский, а в 1800 г. Мальта была колонизирована Великобританией. В 1964 г. Мальта получила самоуправление в рамках Содружества наций. В 1974 г. провозглашена республикой. Словом, кого на Мальте только не было. И все оставили свой отпечаток: как в культуре мальтийцев, так и в языке.
Впервые нога армянина ступила на Мальту в самом начале XI в. н.э. По сути, армяне так же внесли свою лепту в формирование мальтийцев. Судите сами: взаимоотношения Армянского царства с Мальтийским орденом зародились в 1097 году. Начиная с 1149 г. Мальтийский Орден (Иерусалимский Орден Госпитальеров) в Киликийском армянском царстве стал обладателем земельных владений. В 1163 г. Орден получил новое пожалование — крепость в районе города Маместия, а при Левоне II — две крепости в Селевкии. Орден просуществовал в Киликии до 1375 года. После падения Киликийского армянского царства многие армянские рыцари и простые граждане переселились на остров Мальта.
Одним из исторических примеров присутствия армян на Мальте является церковь Та`Льезе, которая была построена в 1620 году на средства, выделенные рыцарем Жаном де Белейом Балли де Армения, одним из потомков рода Лузиньянов. Храм расположен в живописном месте в Валетте с видом на Средиземное море, недалеко от берегов Гранд-Харбора и Башни Ласкариса. В течение 120 лет здесь располагалось армянское монашество, переехавшее на остров Мальта из Киликии. А в 1740 году храм был переделан французами с благословения испанского прелата и епископа Мальты Бартоломео Рулла.
В 1942 году храм Та`Льезе подвергся бомбардировке немецкими Luftwaffe. Лишь спустя 10 лет, 21 февраля 1952 года, он был снова реконструирован и открыт для посетителей. В настоящее время в Та`Льезе богослужения не проходят. Здание церкви является национальным памятником 1-го класса и включено в Национальный инвентарь культурных ценностей Мальтийских островов.
По счастливой случайности, на остров я прибыл аккурат в Дни армянской культуры на Мальте, организаторами которого являлись президент Европейского фонда поддержки культуры Константин Ишханян и дирижер Мальтийского филармонического оркестра Зигмунд Мифсуд. Однако изначально я не знал, что попаду «с корабля на бал». Поэтому был удивлен огромному количеству армян с кофрами для музыкальных инструментов в мальтийском аэропорту Luqa. К сожалению, в моем распоряжении были только сутки, а фестиваль проходил три дня. Насладиться творчеством армянских музыкантов не удалось, зато за день объехал почти всю страну и узнал массу любопытного благодаря своему гиду Ашоту Бояджяну – местному предпринимателю и супругу председателя Армянской общины Мальты Веры Бояджян.
– Численность армян на Мальте достигает нескольких тысяч, однако самоидентифицируются лишь 300—350 человек, так как многие из них давно ассимилировались с местным населением, и считают себя мальтийцами, — говорит Вера Бояджян. – Об армянском происхождении некоторых мальтийцев свидетельствуют их фамилии или документы, сохранившиеся в семейных архивах. Например, одну из сотрудниц правительства Мальты, работавшую в департаменте культуры, звали Анна Фиона Армена. Как-то ей задавали вопрос по этому поводу, но она понятия не имела, откуда у нее такая фамилия. Конечно же, все они потомки киликийских армян, поэтому не удивительно, что можно встретить здесь мальтийцев с армянскими именами и мальтийскими фамилиями или, наоборот, мальтийскими именами и армянскими фамилиями. Если вы встретите где-нибудь, к примеру, Эрванда Фенеку или Эрмангара Заркиса, будьте уверены – это потомки киликийских армян.
Большая часть армян и идентифицирующих себя таковыми – это, как правило, те, что перебрались на Мальту в последние десятилетия из стран бывшего СССР. Однако немало и тех, что нашли убежище на острове после геноцида в Турции 1915 года. В память об этом в Валетте, близ установленного Верой и Ашотом Бояджянами хачкара в Hastings Gardens имеется таблица, на которой написано: «В знак дружбы между мальтийским и армянским народами. Армения благодарит Мальту за поддержку, оказанную армянам, нашедшим убежище на этом острове в трагические для армянского народа дни 1375 и 1915 годов».
Тем не менее, у берегов Мальты не всегда штиль, как может показаться на первый взгляд. Мальта настолько мала, что за считанные часы мне удалось посетить несколько городов. Чтобы вы представили масштабы этого крохотного государства, замечу, что остров в 13 раз меньше Арцаха и за весь световой день я умудрился побывать в таких городах, как Валетта, Луга, Мадина, Рабат, Сент-Джулианс, Слима и Флориана. В этой стране очередной город начинается там, где заканчивается предыдущий. Мальта настолько тесна, а население меланхолично, что здесь легко проводить любую пропаганду. Особенно когда она подпитывается конкретной валютой. Например, в годы правления ливийского диктатора Муаммара Каддафи Мальта, которая находится всего в 350 км от Ливии, была всегда рада ливийцам, спускавшим свои нефтедоллары на развлечения и угощения, а портреты ливийского раиса украшали стены некоторых фешенебельных отелей. Каддафи не стало. Ливийцы на Мальте нынче гости не частые. Да и карманы у них уже не те. Зато место ливийцев прочно заняли азербайджанцы из нефтяной компании Азербайджанской Республики SOCAR. И не удивительно, что здесь, на Мальте, одном из самых спокойных уголков Европы, было совершено громкое убийство мальтийского журналиста Дафне Каруана Галиции. Женщину убили после того, как ее журналистское расследование обнародовало «Панамский архив» – данные о коррупции в высших эшелонах власти в нескольких странах мира, среди которых значилось имя жены премьер-министра Мальты, владеющей оффшорной компанией, и получавшей деньги от властей Азербайджана. В списке также были имена членов семьи президента Азербайджана Ильхама Алиева, данные их счетов в оффшорных зонах… Машина журналиста взорвалась вскоре после ее выезда из дома.
Кстати, о журналистах. Среди таковых на Мальте имеется и этническая армянка Астхиг Аццопарди – ведущая программы новостей на телевидении Мальты. Однако из-за насыщенности графика моего пребывания на Мальте и нехватки времени мне не удалось встретиться с Астхиг. Договорились увидеться в Шри-Ланке, где я непременно буду, и где сама Астхиг проводит зимовку. А пока поспешим в самолет и возьмем курс на другие «карлики», на континентальную Европу.
Вадим АРУТЮНОВ, Мальта