Юлия Гюлоян: «Присвоение и уничтожение культурного и духовного наследия армянского народа и неоосманская политика Турции: вызовы и угрозы»
Одним из явных проявлений политики неоосманизма Турецкой Республики на современном этапе является продолжение политики присвоения и уничтожения культурного, исторического и духовного наследия армянского народа. Политики, которую на протяжении всего времени проводили турецкие правительства – будь то султанская, младотурецкая или кемалисткая. Она приняла особенно ужасающие формы в годы геноцида армянского народа в 1894-1923 годах совершенного турецкими правительствами в Западной Армении, Киликии и Османской Турции. А так как своевременное осуждение со стороны мирового сообщества этого ужасающего преступления против человечества и цивилизации, и возмещение причиненного ущерба пока полностью не произошло, то геноцид продолжается и по сей день, приняв различные формы, в том числе и как культурный геноцид. В этом контексте необходимо обратить внимание о дальнейшей судьбе наследия цивилизации, которую часто называли и называют сегодня «колыбелью», учитывая, что она относится к тем, с которых начинались духовность, гуманизм и культура нашего мира. Значительная часть древней цивилизации, плоды культурного и духовного наследия, принадлежащего армянскому народу, к сожалению, сегодня находятся в руках того государства, которое само и совершило это злодеяние, которое умышленно демонстрирует всему миру свое варварское отношение к культуре другого народа – создателя этих ценностей. Приходится признать, что на протяжении долгого времени, неоосманская политика Турции, «развивая» традиции младотурков, тщательно, последовательно и методично продолжает их традиции по уничтожению культурного и духовного наследия армян. После физического истребления огромной части коренного армянского населения страны во время геноцида на протяжении конца ХIХ и начала ХХ веков, еще более интенсивным становится процесс искоренения всего того, что было и принято считать сегодня армянским. Начиная с 28-го года прошлого века, идет процесс переименования всего того, что было историческим, национальным на территории Западной Армении. Более 90% армянских топонимов отуречены, географические названия Западной Армении заменены. Сотни архитектурных памятников армянского народа превращены в мечети, уничтожается все, что имеет армянское происхождение или имеет отношение к армянам, армянской культуре и истории. Памятники, церкви, шедевры зодчества используются в качестве мишеней во время военных учений турецкой армии, что дико для любого современного государства, если конечно не говорить о террористических формированиях вроде ИГИЛ! Те немногие церкви, что еще остались целы, служат в качестве хлева, склада, тюрем. Создаются новые и фальсифицируются иные официальные документы, поощряются псевдонаучные публикации, в которых армянская история и культура искажена или предается забвению. Сформирована целая «нормативная база» о т.н. «законном вандализме», легализующим снос памятников, их использовании в качестве стройматериалов, незаконные поиски драгоценностей и незаконные раскопки. «Золотоискатели» под покровительством правительства Турции уничтожают все без исключения! Такие памятники принадлежат не Турции, они — наследие человечества. Их потеря непоправима. Уничтожение или присвоение армянских культурных памятников — это продолжение геноцида армян. За физическим уничтожением последовал культурный геноцид! Приведем несколько примеров из множества. Гора Немрут — это пантеон античных армянских богов. Там расположены 8-9 метровые статуи богов Арамазда, Митры, Ваагна, Анаит, Астхик и других. Среди них скульптура Антиоха I Теос. Возведена в 62 г. до н.э. в честь царя Антиоха I Теос из армянской династии Ервандидов. Сегодня турки присвоили данное наследие, выдавая его за свое. Портаблур — (Гебекли Тепе (турк.), Пупочная гора (рус.)). Городище, с храмовым комплексом и обсерваторией, расположенный на Армянском нагорье. Является древнейшим из крупнейших мегалитических сооружений в мире. Ему более 12 000 лет. Портаблур — одно из самых важных открытий нашего времени. Это первый храм созданный человеком. И он тоже переименован на турецкий манер. Город Ани — памятник армянского «золотого» века. Древняя столица армянского Анийского царства была одной из самых крупных городов в мире. От «города 1000 и одной церкви» остались только руины, и даже их по сей день разрушают вандалы. Турки переименовали Ани в «Аны» и пытаются через ЮНЕСКО сделать его культурным наследием Турции. Они посягнули и на библейские ценности — один из основных символов армян – на гору Арарат, переименовав ее в «Агры»! Духовное наследие. Согласно официальным данным, к началу 1914 года общее количество церквей и монастырей на территории Западной Армении и Османской империи составляло 2549 (в том числе уникальные раннехристианские памятники IV-V веков), большая часть которых была ограблена, сожжена и разрушена во время геноцида. По данным ЮНЕСКО 1974 года, после 1923 года из 913 сохранившихся армянских историко-архитектурных памятников 464 полностью уничтожены, 252 лежат в руинах, 197 нуждаются в капитальном восстановлении. А сегодня уже почти нечего восстанавливать – Турция их планомерно уничтожала. Современная политика последователей неоосманизма проявляется также в нежелании возврата резиденции киликийского католикосата в Сисе, присвоенного турецким государством в начале 20-го века в результате геноцида. Современная политика Турция привела к тому, что западноармянский язык оказался под угрозой исчезновения из-за депортации армян Западной Армении и не возможности вернуться на свою историческую Родину, и там использовать его, реализуя свое естественное право. Наглядным примером политики неоосманизма и ассимиляции в Турции является отношение к амшенским армянам, которые в большинстве своем были насильственно исламизированы. Многие потеряли свои корни и национальную идентичность, не признают себя потомками армян, называют себя хемшилами. Читая молитвы на западноармянском языке (например «Отче наш»), некоторые убеждены, что эта хемшилская молитва на турецком языке. А шедевры зодчества — уникальные средневековые амшенские арочные мосты, турки без зазрения совести приписывают к своим достижениям. И мы должны использовать все возможности для того, чтобы помочь нашим амшенским братьям и сестрам вернуться к своим армянским корням. Турки выдают армянские ковры за свои, привозя их даже из Армении или копируя, не смотря на армянские символы, цвета и т.д., утверждая, что все указанное является достоянием турецкого народа. Они на столько беспринципны, бездарны, что присвоили нашу патриотическую песню «Зартнирь лао мерним кзи» — единственную колыбельную в мире, в которой мать будит сына защищать Родину, песню, с которой наши воины-фидаины шли в бой. Турецкая футбольная команда ее присвоила и использует как свой гимн, естественно, заменив слова на турецкий. Древняя армянская национальная кухня тоже «экспроприирована» соседями, что легко доказать, если обратиться к истокам, изучив из чего и как приготовлено блюдо. Приведем пример с пшеницей, хотя можем и с другими продуктами. Известно, что родиной пшеницы является Армянское нагорье. До сих пор 3-4 ее вида считаются исконно армянскими. Именно армяне издревле занимались предварительной обработкой пшеницы. Блгур, похиндз, коркот, дзавар, ачар — это все обработанные по разному пшеничные крупы используются в армянской кухне. Все те блюда, которые турки и другие соседи «при помощи» ЮНЕСКО пытаются присвоить или уже присвоили — являются исконно армянским изобретением, так как имеют чисто армянскую технологию приготовления – в тондыре и имеют армянские названия. То же относится к лавашу и маднакашу.