В Армянском музее Москвы и культуры наций прошла лекция Александра Черёмина — историка, архивиста. Это уже вторая встреча Александра Александровича со слушателями лектория. Его первая лекция называлась «Семен Лазарев и Священная Дружина».
Александр Черёмин родился 8 декабря 1958 года в Астрахани. Занимается изысканием и внедрением в научный оборот неизвестных событий, бывших тайной, по истории России и сопредельных государств. Ответственный секретарь Союза краеведов России.
Улус Джучи (Улу Улус) в современной русской традиции называется Золотой Ордой. Армянские диаспоры в городах Улуса Джучи были двигатели торговли и процветания государства. Толерантность в золотоордынских городах была залогом политики армян. Заслуга армянских диаспор из городов после уничтожения населённых пунктов Тимуром, в восстановление торговли и ремесла и самих городов.
Участником дискуссии об армянах Улус Джучи стал известный журналист Эдуард Сахинов. Фото НаринЭ
Участником дискуссии об армянах Улус Джучи стал известный журналист Эдуард Сахинов. Фото НаринЭ
Александр Черёмин также представил свои книги: «Старая Астрахань. XIII-XVI века», «Брест. История приграничного города» (X-XXI века), «Полоцкое княжество» (IX — XIV века), «Касимовское ханство. XV — XVII века».
Для армянского читателя очень интересной будут научные изыскания Александра Черемина по теме Старой Астрахани. Автор долгое время работал в архивах Астраханского государственного объединенного историко-культурного музея-заповедникка. Обычно, говоря о массовом поселении армян на территории России, отмечают их переселение из Исфахана. Хотя в Поволжье армяне живут с XII века.
ПОРТРЕТЫ ЛАЗАРЕВЫХ КИСТИ КРЕПОСТНОГО ХУДОЖНИКА ИВАНА АРГУНОВА
Многие знают о судьбе рода, который идет от сына Лазаря, ведавшего якобы сокровищницей шаха Аббаса II. Его потомок Лазарь Назарович переселился в 1747 году из Джульфы в Россию вместе с малолетними сыновьями. Александр Чёремин акцентирует наше внимание на том, что уже в XIII веке в Астрахани (Ас-Тархане) армянские купцы были уже частью большого торгового цеха. Заметим, что это цеховство возникло задолго до развития мануфактур в средневековой Европе. Важно отметить, что когда в XVI веке традиционному занятию армян (они также держали в Улус Джучи постоялые дворы) стали мешать войны и в регион пришла работорговля, армяне как истинные христиане не стали менять свое убеждение и заниматься торговлей людьми. В это время они переселяются в Западную Европу.