Наш собеседник – экс-депутат Верховного совета, бывший политзаключенный Азат Аршакян.
Оппозиция в последнее время активизировалась. В частности, АРФД стала занимать более глубокие позиции. Как вы расцениваете ситуацию?
Политическая жизнь в Армении начинает обретать политическую форму, потому что до сих пор политика в Армении была крайне аполитичной. Теперь Бархатная ситуация создает условия для политической деятельности. АРФД как социалистическая партия должна занять свое место на политической палитре. Нам нужны силы, приверженные социалистическим идеям и ценностям. АРФД должна вернуться к своей миссии защиты трудящихся. После нокаута на выборах в декабре прошлого года АРФД нужно время, чтобы оправиться. Сейчас они пытаются делать первые шаги в качестве оппозиции. АРФД, конечно, должна быть в оппозиции, она не может вступить в коалицию с либералами. Ее коалиция с РПА была аполитичной акцией. Они должны быть против криминально-олигархического дикого капитализма. И настала пора исправляться, выступить с определенной программой, ведь они, как-никак, входят в Социнтерн.
Остальные силы, либеральные по сути, уже вступают в конкуренцию с Гражданским договором и хотели бы прийти на смену этой партии на следующих выборах. Но для того, чтобы вступить в политику, нужно сначала модернизировать Конституцию, закон о партиях, Избирательный кодекс. Кроме того, есть программа Армана Бабаджаняна, который пытается консолидировать невластные, конструктивные силы, не революционные, но приветствовшие революцию. Так что, активность АРФД имеет свою симметричную оппозицию в лице Армана Бабаджаняна.
Как вы расцениваете информации о том, что Грант Маркарян призывал АРФД наносить партизанские удары власти?
Дашнакцутюн – партия особая, консервативная, и ее методы восходят к прошлому. Скажем, говорят, что бывших дашнакцаканов не бывает. Например, Овик Агазарян и Гарник Исагулян – бывшие дашнакцаканы. Агазарян снял дашнакский мундир, но не перестал быть дашнакцаканом. Все его заявления – дашнакские, он партизан по сути, в правящей партии Мой шаг. Он проводит партизанскую антиагитацию против Пашиняна. Гарник Исагулян делает это более свободно. Думаю, слухи о том, что будут диверсии, прочее теракты, несерьезны. Никто не анонсирует террор и диверсии заранее. Наоборот, это заявление говорит о том, что у АРФД нет таких планов. Но СНБ все равно надо усилить, чтобы обеспечить защиту важных объектов.
В какой мере власти оправдывают надежды общества и адекватны вызовам?
Это непросто, общенародная поддержка, которую они получили, показалась им автопилотом. Между тем нужны определенные навыки, которые только сейчас начинают появляться. В целом, я считаю, что если революция была отличной, но постреволюционное государственное строительство – не совсем, и мы вправе ожидать большего. Но для этого надо прилагать усилия.