18 декабря 2019. Инфотека24. 12 декабря в Академии наук Эстонии прошла организованная посольством Армении лекция профессора Танера Акчама из Университета Кларка в Массачусетсе, США, и профессора философии в Манхэттенвилльском колледже, Нью-Йорк. После мероприятия известный турецкий историк дал интервью ведущей эстонской газете “Eesti Päevaleht”, в котором коснулся вопроса признания Геноцида армян Сенатом США, а также политики Турции в отношении этого события.
По мнению Акчама, необходимо подчеркнуть два момента принятия резолюции, признающей Геноцид армян. Прежде всего, США отличаются от всех других стран. Вот почему признание Геноцида со стороны США оказывает гораздо большее влияние на Ближний Восток и, в частности, на Турцию, чем, например, Франция или Германия.
Во-вторых, признание важно из-за одной особенности правовой системы США. В соответствии с законодательством США любое правительство, правительственное учреждение, банк или частная компания могут подать иск в суд, если могут доказать две вещи. Прежде всего, организация, против которой подается иск, должна иметь отношение к этому событию, в данном случае к Геноциду. Во-вторых, она должна быть связана с Соединенными Штатами. Если эти два условия совпадают, то необходимо третье: Соединенными Штатами это событие должно быть признано преступлением против человечества, которое не имеет временных ограничений. Таким образом, могут быть предъявлены иски на миллионы долларов. Штаты могут заморозить счета этой организации. Это может создать огромные проблемы для Турции.
В Калифорнии, например, ожидается целый ряд судебных процессов. До сих пор все они были в режиме ожидания официального признания геноцида. Теперь из трех источников власти – президента, Палаты представителей и Сената, два признали Геноцид, и, по мнению большинства юристов, этого достаточно.
Турецкий историк сравнил Геноцид армян в Османской Турции с Холокостом и с событиями в Югославии, отметив, что все они являются преступлениями против человечества и не имеют никакого оправдания.
Танер Акчам также отметил, что отрицание Геноцида – это доминирующая традиция и основополагающая идеология Турецкой Республики, назвав ее “тайным насилием”.