Утес Мгери Дур(«Дверь Мгера»)
По завещанию умершей матери Мгер приехал в город Ван. Доехав до равнины Вана, он увидел там говорящую ворону и стрелой ранил ее. Ворона скрылась в одной из пещер. Мгер верхом на коне погнался за птицей, но в пещере ноги коня увязли в земле, а дверь закрылась, и остался он там до конца света. ******** Дверь Мгера, или Акравукар(«Камень вороны») Говорят, когда некогда один пастух спал под дверью дома Мгера и ему приснился сон, в котором добрый дух сообщил ему тайну волшебной двери. Пастух, проснувшись, произнес сокровенные слова, вырезанные на двери, и она тут же открылась. Оказалось, это был вход в пещеру. Когда пастух вошел в пещеру, он увидел там кучи золота и алмазов. Набив мешок драгоценностями, пастух повторил слова. Дверь открылась снова, и он вышел вон, но тут хватился палки, оставленной в пещере. Войдя опять внутрь, пастух взял палку и уже хотел выйти, как вдруг забыл сокровенные слова. Говорят, что и сейчас он находится в пещере и оттуда слышны его душераздирающие крики. Мгери дур («Дверь Мгера») высечена в утесе Акравукар («Камень Вороны») неподалеку от г. Ван провинции Васпуракан (ныне центр иля Ван в Турции). По свидетельству академика И.А.Орбели, Дверь Мгера – большая стена, высеченная в скале, с клинописной надписью, по форме и отделке напоминает дверь. Мгер – герой армянского эпоса «Давид Сасунский». Эпос складывался с IX-XI вв., в период освободительного движения против владычества Арабского халифата. ******** Мгер(имя восходит к Митре), у армян бог небесного света и солнца, сын Арамазда. В древней Армении М. были посвящены храм в Багааридже (на территории современной Турции), жертвенник Мхери дур («дверь Мхера») в горах близ города Ван, а также, по-видимому, и храм в Гарни (1 в. н. э.). Следы почитания М. обнаруживаются: в древнеармянском календаре в названиях восьмого дня каждого месяца — михр, седьмого месяца (февраль) — мехекан; в армянской ономастике (включая топонимику) — более 150 наименований, производных от имени М. Влияние культа М. после распространения христианства проявилось в армянских духовных песнях (шараканы), сложившихся в 5-8 вв. В них Христос отождествляется с божеством света, его называют «свет», «творец света», «излияние света», «солнце правды», «мысленный свет», «солнечный свет», «источник света». В трансформированном виде образ М. перешёл в эпос «Сасна црер» («Давид Сасунский»), где вместо единого М. выступают Мгер Старший (дед) и Мгер Младший (внук). Мгер Старший, сын Санасара и Дехцун, дочери царя каджей, — исполин, наделённый богатырской силой. Подобно Митре, Мгер совершает ряд подвигов. Он вступает в бой с чудовищным львом, преградившим дорогу, по которой в Сасун доставляли хлеб; руками он раздирает льва на части (отсюда его прозвище «львораздиратель»), после этого жители Сасуна получили хлеб в изобилии. Мгер одолевает дэвов; убив чёрного быка (символ тьмы и преисподней) и лишив тем самым главного Белого дэва магической силы, Мгер одолевает его в битве. Мгер Младший, сын Давида Сасунского и Хандут-хатун, проводит жизнь в странствиях, в постоянной борьбе с несправедливостью, со злыми силами. Он побеждает дэва Купа, старуху-людоедку, иноземные полчища, угрожавшие Сасуну; спасает город Джезиру от наводнения, сбросив утёс в протекавшую через него реку и тем самым разделив её на два рукава. Встретив возвращающегося в Сасун Давида, Мгер, не ведая, что это его отец, вступает с ним в единоборство и валит его наземь (вариант: отца и сына разнимает Габриел Хрештак). Опозоренный Давид проклинает сына: он обрекает его на бессмертие и бездетность. Мгер оказался не в силах истребить несправедливость в мире; его больше не держит земля: Мгер и его конь (Куркик Джалали) вязнут в земле. Мгер идёт за решением своей судьбы к могилам родителей. Он слышит их голоса, предлагающие ему удалиться в скалу и ждать изменения мира. Согласно варианту, путь к скале Мгеру указывает посланник богов — вещий ворон (аграв), поэтому скала получила название Агравакар («воронова скала»). От удара меча Мгера скала разверзлась и приняла его вместе с конём. Один раз или дважды в год (вариант: в каждую субботу) Мгер выходит из скалы и пробует, не окрепла ли земля. Убедившись, что по-прежнему она не выдерживает его тяжести, Мгер возвращается в скалу. Одному пастуху, увидевшему Мгера в приоткрывшейся скале, он сказал, что совсем оставит скалу, когда разрушится старый и будет создан справедливый мир, когда пшеничное зерно будет крупнее ореха, а ячменное — больше плода шиповника. Согласно отдельным версиям сказаний, в скале, в которой пребывает Мгер, горит вечная свеча (или лампада), вращается чархи-фалак («колесо судьбы»); когда колесо остановится, Мгер выйдет из скалы и разрушит несправедливый мир. Существует вариант мифа, по которому Мгер Младший оказывается по воле верховного божества прикованным к скале и ворон клюёт его почки. Этот мотив возник, по-видимому, под влиянием представлений о богоборцах, об Артавазде, прикованном цепями в пещере, с которым древнеармянская мифология связывала спасение мира.
Недалеко от города Ван расположены остатки древней столицы урартского царства Русахинили. Город был основан в конце VIII века до н. э. царем Русой I. На территории этого памятника есть отдельно стоящий утес, в стене которого вырезаны врата. В армянском народе их называют «Двери Мгера» или «ворота Бога». Ещё с дохристианских времён, в Армении, входившей в тот период в состав империи Ахеменидов, поклонялись богу Солнца и справедливости — Михру (Мгер).
Об этой двери Мгера упоминается в армянских духовных песнопениях, в древнеармянском календаре, где 7-й и 8-й месяцы называются «Мегеки» и «Мигр», а также в легендарном эпосе «Сасна Црер» (Давид Сасунский). В эпосе есть персонаж по имени Мгер (Михр, арм. Միհր), — сын Давида Сасунского и Хандут-хатун. Согласно армянским мифологическим традициям Мгер находился в постоянных странствиях, во время которых боролся со злыми силами и совершал подвиги, чтобы спасти мир от сил зла и несправедливости. В своей борьбе Мгер сражается даже со своим отцом, не узнав его и одерживает над ним победу. За что отец проклинает сына и заточает Мгера в скале. С тех самых пор Мгер только один раз в год может выйти из скалы, чтобы посмотреть не наступила ли справедливость в мире. Согласно некоторым версиям, в скале, где пребывает Мгер, горит вечная свеча и вращается чархи-фалак («колесо судьбы»). И как только колесо остановится, Мгер выйдет из заточения и разрушит несправедливый мир.
В одной из работ академика И.Орбели говорится, что высеченная в вертикальной скале стена с клинописной надписью — это своего рода алтарь, на котором проводились жертвоприношения. Помимо этого утеса, в языческом храме Гарни (ранее именуемого Багаарич), также находился главный храм поклонения богу Михре.
С этим местом также связана очень интересная легенда. Говорят, что в давние времена, старый пастух пас овец вблизи утеса Агравакар (Скала ворона). После долгой работы пастух притомился, прилёг у подножья скалы и уснул. Ему приснился вещий сон, в котором добрый дух открыл ему тайну двери в стене скалы. Пастух проснулся, произнёс волшебные слова и двери в скале перед ним распахнулись, открыв вход большую пещеру с несметными богатствами. Набив мешки золотом и драгоценными камнями, пастух вышел из пещеры, оставив в ней свой посох. Вернувшись за любимым посохом, старик позабыл волшебные слова, отпирающие двери и не смог найти выхода. С тех пор, люди, проходя мимо волшебной двери, уверяют, что слышали крики и возгласы пастуха из скалы.
Может всё-таки «Утёс…»? Как говорил классик: «Не надо экономить на двух точках». Тем более, что на армянском это слово имеет совершенно иное значение. 😉