Жизнь замечательных людей..Знаменитые армянеЧтобы помнили

Жизнь замечательных людей : Артемий Айвазян.

Фотография Артемий Айвазян (photo Artemy Ayvazyan)
   

День рождения: 26.06.1902 года
Возраст: 73 года
Место рождения: БакуАзербайджан
Дата смерти: 14.11.1975 года
Место смерти: БакуАзербайджан

Биография

Джазовый композитор, дирижёр, виолончелист

Джазовый композитор, дирижёр, виолончелист. Создатель и руководитель Государственного эстрадного оркестра Армении. Народный артист Армянской ССР (1964).

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

 

Руководитель одного из самых популярных оркестров в Советском Союзе. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1939), Народный артист Армянской ССР (1964).Окончил Тбилисскую консерваторию (1923) по классу виолончели, ученик К. А. Миньяр-Белоручева. Продолжил обучение сначала в Ереване, а затем — в Московской консерватории по классу виолончели С. М. Козолупова. Лауреат первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1933), но как виолончелист карьеры не сделал.В 1938 году А. С. Айвазян организовал Государственный эстрадный оркестр Армении и прославился благодаря песням («Джан-Ереван», «Шагай вперед мой караван…») и джазовой ориентации коллектива. В 1956 году уступил руководство оркестром Константину Орбеляну.В 1943—1945 годах руководил Ереванским театром музыкальной комедии.Автор оперы «Тапарни-кос» (1938), «Господин Минтоев в Париже» (1965, поставлена в Ереванском театре оперы и балета); оперетт «Ашуг Мурад» (1942), «Восточный дантист» (1943), «Счастливый день» (1945), «Кадж Назар» (1946), «Старая болезнь» (1953), «Любовь под звёздами» (1970) камерно-инструментальных, вокальных и других сочинений.Синеокая — Артемий (Арутюн) Сергеевич Айвазян Артемий Айвазян писал музыку к фильмам («Перед рассветом», «О чём шумит река», «Сердце матери») и мультфильмам («Снежная королева»).

 

Этот год юбилейный не только для Еревана, отмечающего 2800-летие, но и для армянского джаза. Ровно 80 лет назад во главе с Артемием Айвазяном был создан Государственный джазовый оркестр Армении.

До Левона Малхасяна (Малхас) был Константин Орбелян (Котик), во времена Константина Орбеляна были Мартын Вартазарян (Булик), вместе с ним Армен Тутунджнян (Чико), затем Аксел Бакунц (Кока — племянник писателя Аксела Бакунца), и другие знаменитые джазмены. А кто был раньше всех?

Раньше всех был Артемий Сергеевич Айвазян, создавший в 1938 году Государственный эстрадный оркестр Армении, единственный в СССР музыкальный коллектив «легкого» жанра, не распущенный во время гонений на джаз в конце 1940-х.

Зачем понадобилось устраивать гонения на джаз? Затем, что этот вид музыкального искусства, возникший из сочетания европейской и африканской культур, плюс импровизация, плюс неровный ритм и темп, — это вам не танец маленьких лебедей Петра Ильича Чайковского. Это всегда подозрительно, это черт знает что, потому как: «Сегодня слушаешь ты джаз, а завтра Родину продашь».

Потенциальные изменники родины пятидесятых годов прошлого века кучковались в так называемом саду «Флора», где на месте сегодняшнего концертного Дома камерной музыки стоял дощатый павильон, со сцены которого раздавались звуки музыки, сочетавшие в себе «европейскую и африканскую культуру плюс импровизацию, неровный ритм и темп». Проще говоря, именно здесь чаще всего выступал оставленный в живых эстрадный оркестр под управлением Артемия Айвазяна.

Оркестр был любим, его руководитель тоже, но все поголовно, от мала до велика, были влюблены в «Караван» — непобежденный шлягер тех лет, визитная карточка оркестра. Песню написал сам Айвазян, а первым ее исполнителем стал солист оркестра Мартик Ованесян.

«Эти глаза напротив…», «Я встретил девушку полумесяцем бровь…», «Летят перелетные птицы…», фокстрот «Рио Рита» — помножьте их популярность на два и получите эффект всенародного признания «Каравана».

Тем не менее, автор воздерживается от совета предложить песенку сегодняшнему слушателю: ни мелодия, ни слова, ни тем более сладкий тенор с восточным надрывом солиста Мартика Ованесяна не произведут на питомцев рэпа должного впечатления. Более того, возможен вопрос: а при чем тут джаз?

Джаз тут, в самом деле ни при чем. Тогда что? А вот что. Для того чтобы играть джаз, надо было, кровь из носу, но подтвердить свою политическую благонадежность, преданность идеям родной коммунистической партии. Иначе — кирдык…

Вот послушайте:

О, родимый край, о родная земля.
Ласкают взор реки, горы, поля.
Эй, караван, шагай, звеня,
Мой Айастан зовет меня.

Ощущаете бьющую через край любовь к родной Советской Армении? Вот и цензоры ощущали, значит, с благонадежностью все в порядке.

Между тем, до «Caravan» Дюка Эллингтона, одной из знаменитых джазовых композиций XX века, оставался один шаг. Он был сделан — Артемием Айвазяном, Олегом Лундстремом, Эдди Рознером, Виктором Кнушевицким.

Джаз в Армении пробивался к своему слушателю не только с профессиональных концертных площадок. Спросите своих бабушек и дедушек, они подтвердят: почти каждый уважающий себя вуз, проектный институт или что-нибудь в этом роде имел свой джаз-бенд, который не обязательно был «биг». Но даже если и не был «биг», а маленький оркестр, из него часто вырастали гиганты. Такие, например, как Георгий Гаранян.

В Ереване шестидесятых, не уступая Политеху, «Ереванпроекту» и другим знаковым организациям столицы, во весь голос звучал джаз-оркестр Института русского и иностранных языков имени Брюсова. Институтские вечера как правило начинали с айвазяновского «Каравана», а завершали буги-вуги — предвестником рок-н-ролла. Иначе говоря, опять требовалась идеологическая прокладка: происходило это во времена, когда джаз-банды нередко путали с организованной преступностью.

Что получилось в сухом остатке? Получился тот уровень музыкальной культуры, который сформировал из ереванцев профессиональных слушателей высокого класса, понимающих, что такое хорошо и что такое плохо.

Музыкальная история недавних дней на Северном проспекте столицы о том же: «Верни мне музыку без музыки — тоска…». Слова Андрея Вознесенского, музыка Арно Бабаджаняна, любовь к музыке — наша. Правда, величину децибел и часы ее звучания хорошо бы упорядочить.

Артемий Айвазян сдал оркестр Константину Орбеляну в 1956 году. Занялся написанием камерно-инструментальных, вокальных и других сочинений. Скончался осенью 1975 года, похоронен в Ереване. На стене дома, где жил, установлена мемориальная доска.

Будете проходить по проспекту Саят-Нова, обратите внимание…

https://ru.armeniasputnik.am/

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button