Несмотря на то, что Азербайджан при поддержке Турции пытается укрепить армию и позиции в Нахиджеване, но армянские вооруженные силы не позволяют этого, и в 2019 году имело место тактическое улучшение позиций в направлении Нахиджевана, формируются эффективные инфраструктуры контроля и укомплектование боевой техникой. Об этом заявил начальник Генштаба ВС Армении Артак Давтян.
2019 год ознаменовался формированием примечательной среды вокруг Нахиджевана. Пару недель назад на встрече с председателем Верховного совета Нахиджевана Алиев прозрачно намекнул о недовольстве Баку ситуацией в Нахиджеване. В бюджете 2020 года Азербайджан существенно сократил дотации Нахиджевану. Алиев заявил, что Нахиджеван должен сам наращивать свои возможности.
Как это скажется на Нахиджеване, если учесть, что Нахиджеван пребывает преимущественно под турецким влиянием, а отмашку бархатным процессам в Азербайджане дали в Москве?
Может ли Нахиджеван стать точкой столкновения московских и турецких настроений? Тем более, что более обширный мотив для этого присутствует – русско-турецкий Московский договор, 100-летие которого исполнится в 2021 году. Этим договором определен статус Нахиджевана. Москва и Анкара должны решить, как отнестись к этому – продлевать договор или нет, и в этом случае возникает необходимость новой договоренности по статусу Нахиджевана.
А пролонгирование договора может произойти уже в новых региональных реалиях при возросшей международной и региональной роли Армении, которая в глубинном смысле была констатирована обеими палатами Конгресса США. Приписываемые по недоразумению ухудшению турецко-американских отношений эти резолюции на деле тесно связаны с новой системой региональной безопасности, и игнорирование этого может привести к серьезным последствиям для Москвы.
В этом контексте представленные начштабом Армении реалии – то, что Армения не позволила Баку при содействии Анкары укрепить позиции в направлении Нахиджевана – означают, что Армения противостоит турецко-азербайджанским потугам. А на какой стороне Россия?
Этот вопрос Ереван на политико-дипломатическом уровне поднял накануне – МИД Армении выступил с заявлением в связи с 100-летием армянских погромом в нахидежванском Агулисе, намекнув, что это была не просто этническая чистка, она несла в себе деликатные пласты региональных реалий в контексте международной политики. В совокупности ставится вопрос – какова позиция России? И Нахиджеван становится знаковой точкой. В глубинном смысле именно здесь сосредоточен основной спор по поводу новой системы безопасности, который после Апрельской войны и Бархатной революции армянской стороне, вроде, удалось прекратить на Арцахском направлении.