ЕЗИДЫ– одни из крупных этнических меньшинств Армении. В научной среде к этнониму «езиды» относятся осторожно, так как большинство ученых полагают, что езиды – это те же курды, но со своей особой религией и традициями, которые сложились в результате оторванности части курдского народа от основной массы своих соотечественников. Некоторая же часть исследователей полагает, что езиды – отдельный этнос, который хоть и разговаривает на курдском диалекте курманджи, но имеет отличительные черты. В частности, отличается антропология езидов.
Основная масса этого народа проживает на севере Ирака, где у них свои святыни и места компактного проживания. Духовным центром езидов считается Лалеш – регион на севере Ирака.
Первые упоминания о езидах Закавказья встречаются в
XII в., когда грузинские цари вовлекали этнических езидов в ряды своей армии. Десятки езидских племенных вождей со своими семьями перебираются в Грузию, впоследствии полностью ассимилируясь с грузинским населением. Вторая значительная группа оказывается в Грузии после 1870 года. Из армянской области Карс во главе с вождем Чобан-ага свыше 2000 езидов переселяются в Грузию. Часть нынешних езидов Армении – это остатки самых ранних переселенцев. Известно, что армянские цари также помогали находящимся под исламским гнетом этническим и религиозным меньшинствам переселяться в более безопасные места. Именно таким образом в Восточной Армении появились первые езидские поселения.
Однако основная масса все же переселилась на территорию нынешней Армении в результате геноцида армян 1915 года. Известно, что турки беспощадно уничтожали езидов по всей территории Анатолии и Западной Армении вплоть до Северного Ирака. Были истреблены тысячи мирных жителей в регионах Батман, Ван, Битлис, Хнус, Игдир и др. В уничтожении езидов туркам помогали и местные курды, что запечатлено в исторической памяти езидов. Национальный герой Армении Джангир-ага, перебравшись в Армению в 1914-1916 гг., защищал армян и езидов от турок, а его полк (700 всадников) разбил турецкие отряды во время битвы при Баш-Апаране и Сардарапате.
Погромы и уничтожение езидского населения в Турции зафиксированы до 1955 г.
Стоит отметить, что езиды Армении идентифицируют себя в качестве отдельного этноса и если в Грузии имеются езиды, относящие себя к курдам, то езиды Армении имеют совершенно иную точку зрения относительно своего происхождения.
Основная масса езидов Армении проживает в регионах Арагацотн, Гехаркуник, Армавир, Арарат, Котайк. Езидское население имеется также в регионах Ширака и Лори.
В столице Армении езиды компактно проживают в районе Авана. Большинство езидских населенных пунктов расположено либо в высокогорных районах, либо в Араратской долине. Езидские села Армении в основной своей массе весьма многолюдны. В селах езидов в среднем проживают от 500 до 1000 жителей.
В высокогорных и приграничных районах, однако, села не особо многолюдны – в среднем 200-400 жителей.
По официальным данным, в Армении проживают 40.000 езидов. Однако сами езиды приводят иные данные – 70-80 тысяч. И если бы не эмиграция начала 90-х, то их численность в Армении ныне достигала бы 120.000 и более.
Езиды – выходцы из Армении проживают в Краснодарском крае России, а также в Нижегородской, Новосибирской, Тамбовской, Ростовской, Томской, Волгоградской, Костромской областях, в Ставропольском крае, в Москве.
Самое значительное число езидов – выходцев из Армении проживает в Ярославской области. Они не теряют связи с Арменией, где у них множество родственников. Некоторая их часть в начале 90-х из Армении переехала в Германию, Францию, Польшу и Чехию, но также сохраняет прочные связи с оставшимися родственниками в Армении.
Езидская молодежь Армении – одна из патриотично настроенных групп армянского общества. В то же время езиды – принципиально закрытое общество. Их традиции являются важнейшим символом для сохранения этнической принадлежности, которая является древней и меняется очень медленно. Поэтому ассимиляция езидов с армянами имеет место только в городах, и то в отдельных случаях. Многовековые преследования и дискриминация, а также эндогамия и своеобычная религия способствовали их изоляции и формированию собственного национального самосознания.
По словам экспертов, езидская община Армении сохраняет традиционный уклад жизни лишь только в Армении и Северном Ираке, а в Грузии и других странах СНГ они давно потеряли национальную самобытность и считаются курдами. Традиции и культура этой этнической группы основываются на религии – езидизме, который, по оценкам специалистов, вобрал элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства.
Во время карабахского движения сотни езидов принимали участие в освободительной борьбе. Они были одними из первых, кто сражался против азербайджанской агрессии. Множество молодых езидов отдали свою жизнь за независимую Армению и Арцах. С 1990 г. в Армении издается газета «Дангс Эздя» («Голос езидов»).
Примечательно, что езидская молодежь, особенно с высшим образованием, начинает активно интегрироваться в общественно-политическую жизнь Армении. В 2011 году в Ереване состоялась церемония официального открытия новой общественной организации «Ассоциация молодых езидов Армении».
Как отметил один из учредителей и сопредседателей организации Саид Авдалян, в Армении созданы все условия для активной общественно-политической деятельности проживающих в республике молодых езидов. По его словам, одной из основных целей создания «Ассоциации» является стремление освободиться от существующего ошибочного мнения о том, что курды и езиды – один и тот же народ.
Другой учредитель и сопредседатель «Ассоциации молодых езидов Армении» Князь Сароян заявил, что организация намерена активно участвовать в общественно-политических процессах Армении, а также представлять и пропагандировать историю и культуру езидского народа. Согласно заявлениям учредителей, «Ассоциация» также ставит целью объединение молодежи и стимулирование ее активной общественной деятельности, обмен опытом и проведение культурных мероприятий.
В своем недавнем обращении езидская молодежь заявила, что и сегодня готова встать на защиту армянского народа и исторических армянских земель. Езидская община Армении всегда резко осуждает военную провокацию азербайджанской стороны на линии фронта.
Среди езидов Армении много знаменитых спортсменов. Езидом по происхождению является, в частности, двукратный чемпион по греко-римской борьбе, лучший спортсмен Армении 2011 года Роман Амроян.
Езидами также являются выходцы из Армении российский боксер, двукратный чемпион России, обладатель Кубка мира (2008 г.), чемпион мира (2011 г.) Миша Алоян, знаменитый российский боец смешанного стиля Амар Сулоев и многие другие.
Председателем Союза езидов Армении и мира является Азиз Тамоян.