Убийство в аэропорту Ирака влиятельнейшего иранского генерала Касема Сулеймани вызвало настоящий шок в регионе, где изменились правила игры.
Во-первых, Иран, фактически, вышел из соглашения о ядерной программе, тем самым анонсировав вероятность получения ядерного оружия. Ранее из этого соглашения вышли США. Не случайно именно в эти дни премьер Израиля Нетаньяху «случайно оговорился», что Израиль станет ядерной державой, потом поправился – «энергетической».
Ранее о том, что Турции не позволяют получить ядерное оружие, заявлял президент Турции Эрдоган. США обсуждают вопрос о вероятности вывода своего ядерного оружия с базы Инджирлик в Турции, и Эрдоган, видимо, всерьез на него претендует. Вашингтон явно не доверяет Турции и не намерен передавать ей ядерные технологии, не исключается, что в качестве «ядерного союзника» США и Израиль рассматривают Иран, как это ни звучит парадоксально.
Так или иначе, Иран получил почти открытый доступ к ядерному оружию, и нет сомнений, что вскоре об этом будет заявлено – наряду с заявлением Израиля о «ядерной державе». Надо полагать эта тема обсуждалась и во время телефонного разговора Путина и Трампа буквально за несколько дней до убийства Сулеймани. Турция проигрывает.
Во-вторых, убийство Сулеймани может стать детонатором неких внутренних процессов в Иране. Миру хотелось бы видеть в Иране более сговорчивых партнеров, и США не раз обращались к народу Ирана с призывом сбросить власть аятолл. Иран может стать главным союзником Запада в регионе, на который будут возложены многие функции, ныне приписываемые Турции. Кроме того, Иран может стать мостом между Западом и Китаем. Турция, у которой уйгурские проблемы с Китаем, опять проигрывает.
И третье правило, которое может измениться и трансформировать регион. Президент США Трамп сказал, что США не выведут свои войска из Ирака до тех пор, пока Багдад не расплатится за построенную на американские средства военно-воздушную базу, которая обошлась в миллиарды долларов. Это значит, что США не намерены уходить из региона, куда уже вложили миллиарды. И голос Вашингтона будет звучать все громче и решительней, особенно, в преддверии выстраивания нового миропорядка.
Начало этому процессу было положено резолюциями двух палат Конгресса США, которыми Вашингтон, фактически, анонсировал сомнения в легитимности нынешних границ в регионе. Турция опять проигрывает.