На первый взгляд, понятие «библейская геополитика» выглядит весьма странным и даже может показаться нонсенсом. Однако на самом деле, если комплексно рассмотреть основные положения религии, то здесь действительно много идентичных геополитике компонентов.
В любой религии имеются элементы мягкой силы – духовная компонента, представленная идеологическими и нравственными установками, системой ценностей, мировоззрением и т.д., а также жесткой силы – материальные компоненты, представленные определенным территориальным пространством, народом или народами, живущими в его пределах и связанными как с данной территорией, так и друг с другом.
Все это, согласно религиозным воззрениям, дано Богом, и в случае нарушения элементов мягкой силы отдельные личности и целые народы могут лишиться компонентов жесткой мощи, в частности территории, и наоборот. Примерами такого виртуального контекста могут служить изгнание из рая, Всемирный потоп, крушение государств и образование новых, исчезновение одних народов и возвышение других.
Конечно, в каждой религии, особенно национальной, главным действующим лицом предстает народ – создатель данной религии, и территория, которую он получил по божественному провидению. В языческих религиях на данной территории вместе с людьми зачастую живут и сами боги. Гора Олимп в Греции, например, была местом пребывания древнегреческих богов во главе с верховным богом древних эллинов – Зевсом.
Среди священных территорий особое место занимает Армянское нагорье. Еще в дохристианских верованиях армян территория нагорья считалась священным местом обитания богов. Такой подход вписывается в рамки уже указанной национальной религии.
Однако мы не будем останавливаться лишь на представлениях древних армян о своей родине. Армянское нагорье занимает весьма важное место и в верованиях и религиях других народов, где эта территория предстает колыбелью человечества, фактическая первосвятость которой признается соседними народами.
В данном контексте важнейшим источником упоминания Армянского нагорья выступает Библия, где имеются две ссылки на Армянское нагорье в качестве человеческой прародины. Первое упоминание касается рая.
Эдем, согласно Книге Бытия, располагался на востоке (Быт.2:8), и оттуда вытекали четыре реки, среди которых упоминаются Тигр и Евфрат (Быт.2:10-14), которые, как известно, берут начало на Армянском нагорье. Можно предположить, что двумя другими реками являются Кура и Аракс, хотя они названы Фисон и Гихон [1, pp. 320, 322, 362]. Именно здесь Бог и создал Адама и Еву, т.е. людей.
Другим важным упоминанием Армянского нагорья («горы Араратские») в Библии предстает легенда о всемирном потопе и горе Арарат. Аналогичные легенды были и у других народов Передней Азии, в частности у шумеров, для которых Армянское нагорье было священной территорией и местом обитания богов [2, 3].
Общеизвестно, что сам топоним «Нахиджеван» означает «первая остановка», т.е. место, где Ной и его семья остановились на послепотопной земле. Именно здесь, в соответствии с Библией, после потопа Ной и построил первый алтарь для жертвоприношений Богу и здесь же Всевышний заключил договор с Ноем1. Получается, что первый договора между Богом и людьми были заключен на Армянском нагорье.
Надо отметить, что имеется и весьма интересная, но малоизвестная легенда еще об одном месте, непосредственно связанном с ковчегом и обновленным миром. Согласно этой легенде, когда Ноев ковчег пристал к Арарату, то от него откололся осколок в форме большого бруска и вода принесла его на место (в Арцахе), где ныне расположена деревня Шош Аскеранского района Нагорно-Карабахской Республики. Это место назвали «Тапанакерт» и данный брусок со временем пустил корни и начал давать побеги (на арцахском диалекте армянского языка – շոշ/шош), отчего село и получило свое название.
С Армянским нагорьем был связан призыв Иеремия поднять против Вавилона (который в 586 году до н.э. уничтожил Иудейское царство и пленил евреев) соседние страны, из которых первым значатся именно царства Араратские.
Армянское нагорье имеет особое значение не только в мифологии соседних народов и стран. Оно играет важную роль и для стран, которые географически были достаточно удалены от этого региона. В данном контексте хотелось бы особо отметить весьма важные для русского народа и России эпические сказания – былины о русских богатырях.
Один из центральных персонажей и главный богатырь земли Русской – Илья Муромец. Он получает благословление от легендарного богатыря Святогора, который приглашает Илью к «Святым горам да Араратским» [4, cc. 25-26].
Все вышеприведенное является лишь малой частью свидетельств о роли и месте Армянского нагорья в библейской геополитике. В данном контексте возникает необходимость ответить на два логических вопроса. Во-первых, с чем связано столь важное значение, придаваемое Армянскому нагорью, в древнейших религиозных текстах и мифах различных народов? Во-вторых, какова практическая значимость всего этого для армянского народа?
Возможные ответы на данные вопросы лежат в двух плоскостях – идеализме и материализме. Если опираться на постулаты идеализма и богословия, то надо будет безоговорочно признать верность библейских преданий о рае, потопе и т.д. Армянское нагорье в данном тексте предстает богоизбранной территорией, прародиной человечества; вместе с тем, человечество, наказываемое Богом за грехи и будучи уничтоженным, снова возрождается на Армянском нагорье.
Если же подходить с точки зрения материализма, то столь важное значение, придаваемое этому региону связано с тем, что регион Армянского нагорья был одним из древнейших очагов человеческой цивилизации. Так, раскопки расположенной в Арцахе (Гадрутский район Нагорно-Карабахской Республики) Азохской пещеры [5; 6, pp. 325-410; 7-9] позволяют сделать вывод, что эта территория была среди важнейших связующих звеньев в становлении таких процессов.
Особый интерес представляет и теория о том, что именно Армянское нагорье находится в центре региона исторической прародины индоевропейцев и протоиндоевропейского языка [10-16].
Армянское нагорье является также родиной многих ремесел. Целый ряд ученых считают, что именно на Армянском нагорье была изобретена технология плавки железа [17]. Армянское нагорье также было важнейшим центром зарождения земледелия [19, cc. 386-387]. Этому во многом способствовали и природные условия Армянского нагорья, и наличие здесь культурных растений. Так, на территории Армении чрезвычайно велико видовое разнообразие пшеницы: здесь выявлено более двухсот разновидностей из общего числа 650 [20, c. 68].
Армянское нагорье является и одним из древнейших районов возникновения религии. Одним из наиболее примечательных в данном контексте предстает расположенный у юго-западной оконечности Армянского нагорья храмовый комплекс Портасар. Его возраст составляет не менее 12. 000 лет и он является древнейшим на земле храмовым комплексом [21-23].
Важность Армянского нагорье также определялась географией. Одно лишь то, что такие реки, как Тигр и Евфрат, без которых невозможно было развитие и становление цивилизаций Междуречья, берут начало на Армянском нагорье. Это было достаточно, чтобы было соответствующее отношение к этому региону. Хотя, конечно, без развитой цивилизации, богатой материальной и духовной культуры, географические факторы имели бы второстепенное значение.
Естественно, что все вышеуказанные аспекты соответствующим образом запечатлелись в генетической памяти древних людей, проявлениями которых и стали мифы, сказания и легенды. Именно поэтому Армянское нагорье и предстает у разных народов в качестве рая, местом спасения человечества от мирового потопа и т.д.
Рассматривая важность Армянского нагорья в мифологии и религиях разных народов, стараясь обосновать основания для такого восприятия, необходимо попытаться выявить практическую значимость всего этого для армянского народа. Конечно, вопросы мифологии и религии на данном этапе развития человечества имеют свою специфику. Для верующих людей эти аспекты актуальны, а для их оппонентов намного более важными предстают иные факторы.
Но одно предельно ясно: Армянское нагорье – Родина армянского народа является источником вдохновения, постоянно подпитывающим духовные силы армянства. Такой источник энергии создает мощную духовную мотивацию у армянского народа, позволяющую сохранять баланс сил с соседями, некоторые из которых имеют не столь уж доброжелательные, более того, враждебные цели и планы.
Давид Бабаян андидат исторических наук: 1 Genesis 8.21. Источники и литература www.noravank.am
Alessandro Scafi, Mapping Paradise: A History of Heaven on Earth. – London: University of Chicago Press, 2006.
Хрестоматия по истории древнего Востока. – М., 1963.
Крамер С., История начинается в Шумере. – М., 1991.
Былины. – М.: «Терра», 1998.
Fernández Jalvo, Yolanda; Hovsepian-King // María Dolores Soria Mayor et. al., Notas para la historia reciente del Museo Nacional de Ciencias Naturales, Madrid, Consejo Superior de Investigaciones Científicas, 2009.
Moloney N., “Azokh Caves Excavations 2002-2006: Middle Upper Palaeolithic Transition in Nagorno-Karabagh” // María Dolores Soria Mayor et. al., Notas para la historia reciente del Museo Nacional de Ciencias Naturales, Madrid, Consejo Superior de Investigaciones Científicas, 2009.
Рогинский Я., Проблемы антропогенеза. – М.: Высшая школа, 1977.
Лазуков Г.И., Гвоздовер М.Д., Рогинский Я.Я., Природа и древний человек. – М.: «Мысль», 1981.
Шрадер О., Сравнительное языковедение и первобытная история. – С-Пб., 1886.
Илич-Свитич В., Проблемы индоевропейского языкознания. – М., 1964.
Гамкрелидзе Т., Иванов В., Индоевропейский язык и индоевропейцы.
Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры, том II. – Тбилиси, 1984.
Renfrew, Archaeology and Language: The Puzzle of Indo-European Origins. – NY: Cambridge University, 1987.
Gamkrelidze T., Ivanov V., “The Early History of Indo-European Languages”, Scientific American, March 1990.
Luigi Luca Cavalli-Sforza, Genes, Peoples and Languages. – NY: North Point Press, 2000.
Russell D. Gray & Quentin D. Atkinson, “Language-tree divergence times support the Anatolian Theory of Indo-European origin,” Nature, vol. 426, Nov. 26, 2003.
Nicholas Wade, “Biological dig for the roots of language,” International Herald Tribune, March 18, 2004.
Leslie Aitcheson, A History of Metals, Vol. I, II, Interscience. – New York, 1960.
David M. Lang, Armenia: Cradle of Civilization. – London, 1970.
Торосян Р., Микаелян Г, Деведжян С., Разведки древнейших памятников Армении. – М., 1970.
Долуханов П., «Палеогеография и первобытные поселения Кавказа и Средней Азии в плейстоцене и голоцене», Պատմա-բանասիրական հանդես (Историко-филологический журнал), №2, 1979.
Scham Sandra, The World’s First Temple, Archaeology, Vol.61 N6, November/December 2008.
Mann Charles, “The Birth of Religion: The World’s First Temple,” National Geographic, Vol. 219, N6, June 2011.
Banning E., “So Fair a House. Göbekli Tepe and the Identification of Temples in the Pre-Pottery Neolithic of the Near East”, Current Anthropology, Vol.52, N5, October 2011.