об АрменииТуристическая АрменияХристианство

Сагмосаванк и Ованаванк — монастыри над пропастью

Прекрасная Армения

Недалеко от Еревана, в 20 км к северу, на краю глубокого каньона, прорезанного рекой Касах, стоят древние армянские монастыри — Сагмосаванк и Ованаванк. Расстояние между ними около 5 км, стоят они на одной трассе, поэтому легкодотупны для туристов. Эти монастыри дают возможность ощутить всю мощь и древность армянской архитектуры без особых затрат времени и денег. Скажу от себя — обители ущелья реки Касах произвели на меня сильное впечатление, наверно самое сильное за время моего путешествия по Армении, особенно монастырь Ованаванк, и это несмотря на их высокую туристичность. Возможно так получилось из-за того, что я посетил их в вечернее время, когда людей там было немного, а лучи садящегося солнца придали древним строениям особую таинственность.


Стоит также признать, что попал я туда весьма нетривиальным способом — не из Еревана, а спускаясь с вершины вулкана Арагац. После осмотра замка Амберд, меня согласился спустить вниз гид на автобусе с немецкими туристами, кстати, это был единственный случай, когда меня подвез экскурсионный транспорт, как правило, гиды тур.групп стараются не распылять свое время на каких-то левых попутчиков. Экскурсовод армянин, даже озаботился тем, как меня лучше подвезти, и без какого-либо намека на деньги.

Каньон реки Касах.

Итак, первым на моем пути был монастырь Сагмосаванк.
Старейший храм монастыря — Сурб Сион (Святой Сион) был возведен местным армянским аристократом Ваче Вачутяном в 1215 году. Это было время последнего «золотого века» в истории Армении, когда большая часть Армянского нагорья вошла в состав Грузинского царства при царице Тамаре. Армяно-грузинские войска в 1203 г. дошли на юге до сирийского города Алеппо. В те годы расцвело строительство храмов и монастырей по всей Армении.

Великий спасалар Закарэ, главнокомандующий Грузинского царства, дал власть над здешними землям своему вассалу Ваче Вачутяну и назначил его ишханц ишханом — князем князей. И повел строить монастыри и замки по всей округе. Вачутян возвел монастыри — Тегер, Сагмосаванк, Ованаванк и многие другие.

Одним из первых храмов и стал Сурб Сион, построенный князем Ваче и его женой Мамахатун. Затем в 1235 г. была сооружена церковь Сурб Аствацацин (Св.Богоматери), пристроенная к главному храму, наверно в это же время пристроили большой гавит — притвор, и в 1255 г. возвели книгохранилище -матенадаран.
На фото, большое квадратное сооружение спереди — притвор, башенка справа — книгохранилище и глава сзади — церковь Сурб Сион.

Портал гавита-притвора оформлен в ощутимо «восточном» стиле, чувствуется влияние мусульманской архитектуры Средней Азии Ирана.

Массовое строительство притворов началось в Армении с 12 века, видимо под влиянием мусульманской архитектуры, которую принесли сельджуки. Ближайший аналог гавита-притвора — это видимо многоколонный зал мечети. Хотя конструктивно многие гавиты напоминают деревянные дома Закавказья, типа грузинских дарбази. Армяне, имея богатый опыт каменного строительства, доработали колонные залы мечетей сообразно своему вкусу.
Крыша гавита со световым окном в центре.

Суровый аскетизм армянских церквей создает впечатление невероятной древности сооружений. Этот хачкар в гавите Сагмосаванка напоминает какой-то древний языческий алтарь.

Но, в большинстве случаев, возраст храмов в Армении не только кажется, но и присутствует во всей своей реальности, ведь даже церковь начала 13 века здесь будет считаться относительно «молодой». Существует множество армянских церквей 10, 7 и даже 5 веков. Часто это простые однонефные базилики, как, например, старейшее христианское сооружение 5 века в Ованнаванке, куда мы скоро отправимся. А сколько таких базилик разбросано по всем армянским городкам и деревням, я был сильно удивлен такой невероятной плотности строительства и главное сохранности древних церквей. Пусть многие из них дошли не в лучшем виде, но, так или иначе, они сохранились — почти в каждой армянской деревне есть храм старше 13 века!

В алтарной апсиде матенадарана стоит икона Пресвятой Богородицы, т.е. фактически хранилище совмещало функции церкви и библиотеки. В связи с этим, есть некоторая непонятность, что считать церковью Сурб Аствацацин, возведенной в 1235 году, видимо это небольшая часовня, которая была закрыта во время моего посещения.
Стоит вспомнить, что библиотека в средневековом понимании, это место, где хранится хоть десяток книг. Мы привыкли, что книги стоят на полках тысячами, а в древности одна рукописная книга могла стоить больше всего монастыря. Поэтому, пара десятков книг — это уже огромное собрание, для которого строили отдельное помещение
.

Фрески в библиотеке.

Боковой вход в притвор и фасад библиотеки.

Фасад богато украшен сотнями крестов-хачкаров. Некоторые из них выглядят схематично, эти кресты вырезали паломники, видимо в честь своего посещения обители, или каких-то важных событий.

Сагмосаванк был возведен не на пустом месте, еще в 1 тыс. до н.э. здесь располагалась видимо урартская крепость, хотя точной информации о ней я не нашел, но табличка на кладке из крупных валунов там висела.
Правда, крепостные стены здесь, что древние, что средневековые выступают из земли лишь частично, понять, что там к чему очень сложно.

Зато в следующем монастыре — Ованаванке, с фортификацией дела обстоят намного лучше. Первый раз, в Армении, я увидел остатки серьезной оборонительной системы именно в там. Я отправился в Ованаванк, поймав попутку, идущую в сторону Еревана. Ехать там совсем мало, от одного монастыря до другого около 5 км по прямой.

Ущелье реки Касах и монастырь Ованаванк вдали.

Дороги Армении.

Монастырь Ованнаванк находится в деревне Оганаван, также рядом с ущельем реки Касах.
Его тоже возвел ишханц ишханов Ваче Вачутян рядом с более древним храмом — базиликой Сурб Карапет (Св.Иоанна Крестителя), основание которой связывают с именем Григория Просветителя — легендарного крестителя Армении. А до прихода христиан на этом месте существовал языческий храм.
Главную церковь монастыря Катогике построили почти одновременно с Сагмосаванком — в 1217 году. В 1248 — 1250 гг. к храму пристроили гавит, и наверно в это же время комплекс окружили крепостными стенами.

Хотя, с укреплениями монастыря не так все просто, судя по циклопической кладке, стены много старше 13 века, тем более, известно, что первую церковь христиане возвели на месте какого-то языческого храма. Возможно, что укрепления принадлежали еще этому капищу.

Фортификация монастыря сохранилась не полностью, но общий план крепости прослеживается хорошо, кое-где стены сохранились до 5 м. в высоту.
Сейчас все входят и въезжают в монастырь через участок разрушенной крепостной стены. Но раньше вход осуществлялся через парадные ворота, которые защищались двумя массивными круглыми башнями.
Почему-то на многих планах монастыря рисуют только одну башню у ворот, хотя отчетливо видно, что их две, также они хорошо видны на гугл-картах. Чем вызвано сие, мне неведомо)

Циклопические стены Ованаванка.

Но, пока, отвлечемся от стен монастыря, надо признаться я убил на Ованаванк тьму кадров, поэтому этот пост стал у меня рекордным по числу фотографий)

Храмы здесь, также, как в Сагмосаванке, соединены вместе. Спереди виден огромный притвор, а сам собор Св. Катогике стоит за ним, слева находится древняя базилика 5 века, здесь ее не видно.

Люди расходятся после вечерней молитвы.

Огромное окно гавита.

Церкви Ованаванка стоят близко к краю ущелья, буквально нависая над ним.

Восточный фасад Катогике. В течении одного вечера собор несколько раз менял окраску — когда я только приехал, он имел желтоватый оттенок, потом стал розовым, а под конец серым.

К сожалению, Ованаванк сильно пострадал после землетрясения 1919 года, вся верхняя часть собора, включаю главу, были разрушены. Восстановили его только в 1970-1990 гг. Так что, все, что мы сейчас здесь видим, это новодел.

Гавит Ованаванка отстроил Курд Вачутян — сын Ваче, следующий владелец этих земель.

Строительство монастыря описал Закарий Канакерци (1626-1699 гг.) — дьякон Ованаванка, он стал послушником в 13 лет и всю свою жизнь отдал монастырю. В своей «Хронике» он изложил всю историю Ованнаванка.
Выдержки из «Хроники» Закария Канакареци.
О строительстве гавита монастыря:
«Ишхан Курд, получив повеление это, тотчас собрал всех каменотесов и в 699 (1250) году начал пристраивать с западной стороны Катулике великолепный и дорогостоящий притвор из черного камня с девятью оглавиями на четырех столпах и другими украшениями и удивительными крестообразными окнами. А на кровле двенадцать столпов, а на столпах маковка, обрамленная карнизом. На верхушке маковки подножие креста, с железным крестом в рост человека. Между столпами подвешен колокол [для] заутрени.»

Световое окно притвора Ованаванка самое большое в Армении.

Все стены притвора и собора покрыты памятными надписями, они рассказывают о дарах храму.
Надписи Ованнаванка по «Хронике» Закария Канакареци:

Надпись на северной стене притвора:
«В 699 (1250) г. в правление Шахиншаха, сына великого Закария, я, Курд, сын Вачэ, и жена моя Хоришах, дочь Марцпана и Мамкан, снискав, благодаря Богу, милости чужеземного войска стрелков, посвятили себя армянским церквам. Из любви к Богу вновь приобщились к [обители] Святого Карапета и принялись строить этот великолепный дом и, затратив большие средства, завершили его. И служители святые назначили служить в год двадцать обеден: десять мне, Курду, и десять – Хоришах. Пока мы живы, десять Вачэ и десять Мамахатун, а после нашей смерти – нам, начиная с Нового воскресения, и пусть неуклонно исполняют. Кто нарушит, ответит за наши грехи. Исполнителей нашего завещания да благословит Господь. Аминь.»

На южной стене храма:
«В 732 (1283) г. волею добродетельного Господа я, ишхан Хасан, сын ишханац ишхана Курда и матери [моей] Хоришах, из рода Мамиконянц, внук великого Вачэ, и моя благочестивая супруга Арусхатун из рода Укананц, преждевременно покинув сей мир, во цвете лет отдали [Богу] свои души…»

На западной стене храма:
«В 1088 (1639) г. волею Святого Духа я, ереванец Аваг, сын Агабаба, и супруга моя Дастагул приобщились [к Святой обители]…»

На южной стене притвора:
«В 1033 (1584) г. я, Довлат-бек, внук Махлута, купил на благоприобретенные мои средства немного земли и передал ее храму Святого Карапета на память обо мне…»

Интересны армянские имена — Курд, может намекать на курдское происхождение, Хасан — арабское имя, популярное и у турок, Арусхатун, Мамахатун — хатун (госпожа) тюркский женский титул, «сын Агабаба» — ага -турецкий титул: или военный, или символ зажиточности, Баба — персидское слово, означающее — святой, как правило, так называли суфийских шейхов, Довлат-бек, Довлат, Давлат — арабское имя, популярное у татар, бек — тюркский аристократический титул.
И при этом, все эти люди были христианами, так как жертвовали дары монастырю. Территория Армении лежала в центре всех путей — и торговых, и военных, поэтому население здесь было очень смешанным, что лишний раз доказывают исследования армянских генетиков ородстве турок и армян.

Главный портал — вход в собор, украшенный хачкарами.

Изображение над входом — Иисус Христос и разумные, и неразумные девы из Евангелия Матфея 25:1-13. Правда, почему-то все девы с бородами, причем и разумные, что слева, со свечками, и неразумные, что справа)
Объяснение сей причуде простое — в армянском языке слово дева не имеет рода, поэтому резчик изобразил здесь мужчин.

Каменные кресты — хачкары, Ованаванка имеют уже богатую орнаментику, характерную для 13 века. Как я писал выше, хачкары вырезались по случаю разных событий — похорон, дарений, побед, паломничеств — всего известно до 50 событий, по поводу которых вырезались эти каменные кресты.

Несмотря на то, что хачкар является чисто армянским символом, их резьба может отображать орнаментальную стилистику наверно со всего мира, тут и какие-то азиатские узоры, и византийские, и даже что-то скандинавское.

Хачкар с головой Христа.

Купол Катогике — главного собора Ованнаванка.

Древнейшая базилика — Сурб Карапет. Какое-то сооружение существовало здесь и в 4 в., но эту базилику, скорее всего, возвели в 5-6 вв., известно, что 553 г. ее деревянную крышу заменили каменными сводами.
Больше всего мне там понравились полы — абсолютно затертые, продавленные плиты, все на разном уровне — именно так должен выглядеть пол, которому больше 1500 лет…

Считается, что в церкви Сурб Карапет хранится часть мощей Св. Иоанна Крестителя.

В армянских церквях, мне кажется, присутствует какой-то дух от древних персидских храмов огня — он создается от созерцания железных столов со свечами и старых закопченных стен. Кажется, что именно огонь является здесь основой культа, учитывая аскетичность обстановки вокруг, отсутствие ярких фресок, фактически, при входе в подобную церковь, первое, что производит впечатление — это полутьма и горящие огни.

Небольшой фрагмент росписи стен. Честно говоря, не могу определить возраст, рисунок кажется совсем современным.

Ну, а теперь продолжим осмотр территории монастыря, которая еще раз доказывает, что Армения — страна камней, что-что, а с камнями тут все в порядке.
Некоторые валуны особенно внушают.

Честно говоря, я не ожидал такой мощи, тем более, что у большинства армянских монастырей укрепления сейчас вообще не просматриваются, чем это было вызвано непонятно, то ли их не было изначально, то ли их потом растаскивали в первую очередь, но огромные храмы в Аруче и Талине стоят сейчас совершенно открыто.
Что касается Ованаванка, то тут есть еще один интересный момент, дело в том, что в здешнем селе Оганаван есть еще одна подобная крепость, правда ее я так и не нашел из-за наступления темноты.
Надо сказать, что я с трудом нашел ее изображение даже в интернете, с информацией по крепости тоже туговато, кроме утверждения (непонятно на чем основанного), что ей якобы 4 тыс. лет, т.е. она еще доурартская.

Интересно, что рядом с циклопическими стенами крепости существовала еще одна древняя церковь, ее руины сохранились — это однонефная базилика 10-го века Григор Лусаворич. Ее фото тоже есть в посте уважаемого yaxontoviy Т.е. можно предположить существование еще одного монастыря с очень древними стенами рядом с Ованнаванком.

Циклопические стены этой крепости не уступают стенам монастыря. В связи с этим, возникает сразу несколько вопросов, во-первых, почему здесь скопилось так много крепостей, ведь учитывая малоразличимую древнюю цитадель в Сагмосаванке, это уже три существенных укрепления на 5 км. А второй вопрос, возможно отвечает на первый — можно ли предположить, что камни древней циклопической крепости в Оганаване пошли на строительство средневековых стен монастыря, благо здесь недалеко, около пары километров? Но скорее всего, что все три крепости существовали параллельно, тем более если известно, что монастырь строился на месте языческого храма, и как я писал выше, стены монастыря могут принадлежать еще этому капищу.

Стены Ованаванка сохранились на высоту 3 и более метров почти по всему периметру. Толщина стен тоже весьма значительна — 4 метра минимум. Первоначальная высота стен неизвестна, тем более их постоянно реконструировали до 17-18 вв., но можно предположить, что они были, как минимум, в два раза выше.

Снаружи стены имели нарядную облицовку, она сохранилась частично на башнях. Например, вот остатки башни у самого края обрыва, как не странно, здесь облицовка сохранилась, а сама башня исчезла.

Некоторые камни внушают настолько, что мне даже сложно предположить, для чего они использовались, тем более зная, что здесь стояли еще языческие строения.

Вся территория монастыря — это месиво из камней, тут нельзя сказать, что они просто лежат на поверхности, скорее вся земля ими просто пропитана.
Кое-где угадываются прямоугольники разрушенных построек, как здесь, что это были за постройки неизвестно.

В разрыве стен виднеется каменный памятный обелиск. Признаюсь честно, из-за его невероятной сохранности я решил, что обелиск относительно новый — 19 века, примерно. Оказалось, что я сильно ошибся — обелиск датируется 1311 годом!

По какому случаю его поставили, я так и не выяснил. Сейчас вокруг него пасутся коровы, стоит обелиск в некоем дворе, окруженном еще одной, внешней стеной.

Руины построек внутри крепостных стен монастыря.

Главные ворота.

Северная стена самая мощная, она лучше сохранилась, и как видно, ее сложили из самых больших камней. Некоторые камни здесь не уступают по размерам блокам, из которых сложили пирамиды в Гизе.

Самый высокий участок стены скрепили раствором видимо уже недавно, так как в других местах его присутствие не очень заметно.

Каньон реки Касах весьма глубок, в районе Ованаванка его высота более 100 метров.

Под монастырем существуют многочисленные пещеры, некоторые весьма внушительных размеров. Я не стал в них забираться из-за надвигающийся темноты. Пещеры, безусловно, как-то использовались монахами, и скорее, именно они дали основание для известной в здешних краях легенды о спасшихся от Тамерлана прихожан монастыря.

Легенда повествует, что когда Тамерлан напал на деревню Оганаван, настоятель Ованаванка испросил у завоевателя разрешение на последнюю молитву всему местному населению в соборе монастыря, на что был получен положительный ответ. В итоге, все прихожане вошли в церковь и закрыли двери храма, когда за ними направились воины Тамерлана —  собор оказался пуст, все они исчезли, только было видно голубей, разлетающихся по округе. Настоятель поведал воинам, что господь превратил всех людей в птиц.

Возможно у легенды есть реальная основа, так как известно, что пещеры под монастырем весьма обширны, а главное соединяются с собором подземным ходом, ныне заложенным. Население Оганавана могло спуститься вниз, и оттуда, из пещер, запускать голубей.

Было это на самом деле, или нет, неизвестно, но виды Ованаванка со стороны ущелье впечатляющие.

Рядом с монастырем находится древнее кладбище, сплошь усеянное могильными камнями.

На кладбище есть какие-то постройки, это видимо руины часовни-мавзолея.

Камней здесь не меньше, чем в самом монастыре, также как и мусора — видимо сказывается частое посещение Ованаванка туристами.

Когда-то кладбище было огорожено каменным забором, он до сих пор выступает из земли.
Этой земле как никакой другой подходят слова древность и вечность..

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button