Традиционно на Ближнем Востоке проживают многочисленные группы армян. Среди них отличаются некоторые армянские общины со своей этноконфессиональной спецификой. Одной из таких групп являются так называемые латинизированные армяне и, в частности, армяне, ставшие частью маронитского общества.
Первые группы армян среди маронитов появились еще во времена Киликийского армянского царства, когда часть армян была подвергнута гонениям со стороны византийцев, а затем арабов и сельджуков. Найдя убежище в Антиохии и в горном Ливане, часть армян приняли католицизм. Влияние Римской католической церкви было огромным, и отдельные армянские общины не смогли противиться этому влиянию, ассимилировавшись с местным населением, в том числе с маронитами. Судя по историческим данным того периода (1100-1500 гг.), в Горном Ливане уже проживали так называемые латинизированные армяне, контактирующие с доминирующей религиозной группой региона — маронитами.
Имеют ли потомки латинизированных армян хоть малейшее представление о своих утраченных национальных корнях? И какова их роль в современном маронитском обществе?
Большинство латинизированных армян и ныне живут в Горном Ливане. Это районы Кесруана, Метна, Алея, Баабда и Шуфа. Кроме того, традиционными местами проживания латинизированных армян считаются некоторые районы Северного Ливана, где доминируют ливанские марониты. Это — Згарта, Батрун, Бишари, Кура и Триполи. Остальная часть проживает в Захле и Джезине.
Латинизированные армяне и, в частности, представители отдельных семейств играли ключевую роль в общественно-политической жизни Ливана. Стоит отметить, что президент Ливана – Элиас Саркис, руководивший страной в 1976-1982 гг., родом из латинизированной армянской семьи.
Активную роль в ливанской политике сыграла также представительница другой латинизированной армянской семьи — Соланж Тутунджи, жена президента Ливана Башара Жемаиля, который был убит в 1982 году. После убийства мужа Соланж активно занялась политикой и сформировала альянс против военного присутствия Сирии в стране.
Другой представитель латинизированных армян – Карим Пахрадуни (Багратуни) возглавлял радикальную христианскую партию фалангистов «Хаттаб», сыгравшую значительную роль во время гражданских войн Ливана.
Президент Ливана Камиль Нимр Шамоун, который руководил страной в 1952-1958 гг., также происходил из латинизированной армянской семьи. Его считают одним из самых ярких христианских лидеров Ливана во время гражданских войн 1975-1990 гг. В своей биографии он указывал об армянском происхождении, отмечая, что, по семейному историческому преданию, его предки происходят от армян, принявших католицизм и ставших маронитами.
Представительницей семьи латинизированных армян является также жена бывшего президента Ливана Амина Жемаиля, Джойс Таян. Она также активно была вовлечена в политическую жизнь Ливана. От политики отошла после убийства сына, видного политического деятеля Ливана Пьера Амина Жемаиля.
Известными армянскими семьями среди маронитов считаются также семьи Саба, Кессарджи, Бояджи, Тала, Налпант, Джозеф-Аяди и другие.
Стоит отметить, что марониты не всегда имели дружественные отношения с армянской общиной Ливана. Во время гражданских войн 1975-1990 гг. армянские добровольческие отряды защищали армянонаселенные районы, в том числе от маронитов, которые упрекали армян в нежелании поддержать того или иного деятеля из маронитской общины в борьбе за власть. Позиция политических сил армян Ливана всегда была однозначной – лояльность, что не всегда нравилось оппонентам. Однако сейчас в Ливане происходят процессы армяно-маронитского сближения на фоне возрастающего исламского фактора в стране. Марониты стали осознавать, что постепенно теряют рычаги влияния на общественно-политическую жизнь страны и что сотрудничество с армянской общиной, имеющей достаточный вес, дает возможность удержать власть. Ведь президента страны традиционно избирают из маронитов. Ключевые посты в правительстве также занимают марониты и имеют множество мандатов в парламенте Ливана. Что интересно, особое отношение к армянской общине страны начали проявлять именно маронитские деятели, имеющие армянское происхождение.
Следует также отделять армян-католиков Ливана от армян из маронитской среды. Первые составляют активную часть общины, и армянская идентичность для них важная составляющая, чего нельзя сказать о второй группе, которая по объективным причинам утратила национальные черты, лишь частично сохраняя историческую память. В целом феномен армян маронитской среды почти не изучен даже в армянских кругах Ливана.
Арман Акопян
https://noev-kovcheg.ru/mag/2012-03/3065.html