АналитикаНовостиПолитика

Апрельская война: армия сделала свое дело, а где было руководство?

Расследование событий апреля 2016 г. парламентской комиссией целесообразно, если на то есть общественный спрос, заявил министр обороны Армении Давид Тоноян, не уточнив, есть ли такой спрос.

Парламентская комиссия по расследованию обстоятельств Апрельской войны уже провела первое заседание, однако, пока не ясно, какие ответы хотело бы получить общество и намерена ли комиссия отвечать. Минобороны обещало сотрудничать с комиссией, но восприняло идею о создании комиссии без особого воодушевления.

Считают ли в минобороны, что создание комиссии имеет некие неприемлемые внутриполитические мотивы? Или минобороны уверено, что корни Апрельской войны следует искать не в армии, а во внешнеполитическом пространстве? Например, сможет ли комиссия ответить на вопрос, при каких условиях было заключено перемирие 5 апреля, знали ли Сейран Оганян, Серж Саркисян о том, что начальник Генштаба Юрий Хачатуров собирается заключить перемирие? Судя по информациям того времени, генштаб, президент, министры иностранных дел и обороны действовали не в одной команде.

Кроме того, за год до Апрельской войны были предприняты «подготовительные» шаги, которые, возможно, способствовали тому, что удалось удержать позиции во время войны. В частности, ответственность за принятие решений была возложена на полевых командиров, и общие приказы не спускались. Будет ли этому дана политическая оценка?

Чтобы ответить на эти вопросы, вовсе не обязательно расследовать действия армии, которая, кстати, взяла на себя главный удар – и военный, и политический. Первые два дня политическое руководство  Армении и Арцаха вообще не показывалось – люди сами собирали помощь, сами мобилизовались и оправлялись на фронт, сами закупали военную технику.

Давид Тоноян в дни апрельской войны занимал должность заместителя министра обороны. Отвечая на вопрос журналистов, почему виновные за ошибки в ходе апрельской войны не были наказаны, Тоноян сказал, что во время боевых действий возможно всякое, в том числе и ошибки, но не все они уголовно наказуемы. “О какой ошибке идет речь? Шаги были предприняты, может быть, они были немного запоздалые. Но, как видите, эти парни не зря положили свои жизни. И кто сказал, что к уголовной ответственности не были привлечены? Кроме того, насколько я знаю, по факту апрельских событий и в Армении, и в Арцахе были возбуждены уголовные дела, но против Азербайджана”, – сказал он.

«Из апрельских боев 2016 года, в первую очередь, были сделаны военные выводы. Азербайджану не будет позволено сохранить за собой монопольное право определять место, время и масштабы эскалации ситуации. Мы изменили оперативную дислокацию войск, ход выполнения боевых задач на передовой, а также обеспечение вооружением и военной техникой. Посредством технических и процедурных решений мы также исключили фактор внезапности при противодействии будущим нападениям», сказал Тоноян.

«Я прочел десятки, если не сотни страниц секретных материалов о четырехдневной войне, и не нашел в этих материалах ничего, что бы свидетельствовало об отсутствии или недостатке разведданных», – в свою очередь сказал премьер-министр Никол Пашинян.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button