На протяжении веков Византийская и Армянская Церкви неоднократно совершали попытки объединения: первая была предпринята в 654 году в Двине при правлении императора Византии Констаса II (641-668 гг.) и Католикоса Нерсеса III (641-661 гг.), следующие — в VIIIи IX вв. Самую серьезную попытку объединения Церкви предприняли в XII веке. Этот век в истории Армении был ознаменован тем, что армянский народ мигрировал в восточные провинции Византии.
В начале 1165 г. между епископом Нерсесом Шнорали, который являлся ревностным сторонником идеи объединения Византийской и Армянской Церквей, а также византийским протостратором Алексом, зятем императора Комнина, состоялся разговор о различиях между Церквами. Алекс попросил епископа записать их разговор и ответить на ряд вопросов, интересующих греческих архимандритов. Нерсес подготовил и передал протостратору «Изложение веры Армянской Церкви» в двух частях. В первой части речь шла о воплощении Христа и Святой Троице, а во второй – об особенностях совершения обрядов в Армянской Церкви.
Алекс сам лично вручил «Изложение веры Армянской Церкви» императору Мануилу. Обсудив этот текст с Патриархом Константинопольским, император решил, что «Изложение веры» может стать основой для объединения Византийской и Армянской Церквей. Св. Нерсес, уже будучи Католикосом Армении, выслал императору еще одно письмо, в котором он уточнял, что объединение Церквей должно осуществляться не по принципу «хозяин и слуга», а на равных условиях, на основе Библии и Св.Предания. И если обнаружатся некие обрядовые и богословские отклонения, они должны быть обязательно подкорректированы.
В ответ на послание Нерсеса Шнорали император и Патриарх Михаил III в 1172 г. предложили армянам принять ряд условий:
- исповедовать, что в Господе Иисусе Христе две природы, две воли, два воздействия, и одно лицо;
- предать анафеме Диоскора, Евтихия, Тимофея и Севериана, исповедующих одну природу Иисуса Христа;
- Трисвятую песнь исполнять без добавления слов «распныйся за ны»;
- такие великие праздники как Рождество Христово, Благовещение, Сретение и др. отмечать совместно с византийцами;
- совершая таинство евхаристии, использовать квасный хлеб и вино, разбавленное водой;
- св. Миро готовить только на оливковом масле;
- при совершении св.литургии народ, за исключением кающихся, должен находиться в церкви, а не стоять в притворе;
- избрание Католикоса Армении должен утверждать император;
- принять решения IV, V, VI, VII Вселенских Соборов.
Св.Нерсес, будучи яростным защитником идеи объединения Церквей, был разочарован таким ответом. Через посланника императора, он ответил, что примет решение только после созыва Национально-Церковного Собора. В 1179 году обещанный Собор был созван в г. Ромкла.
В Соборе приняли участие епископы Армении, Киликии, представитель Патриарха Сирийской Яковитской Церкви, католикос Агванка. С одной стороны, созванный Собор утвердил толкование Армянской Церкви о едином естестве, отвергнув учение о двух природах, двух волях, двух воздействиях, с другой стороны – осудил крайности монофизитства.
О решении Собора в Константинополе узнали уже после смерти императора Мануила (+1180). Последователи императора не проявили никакого интереса к объединению Армянской и Византийской Церквей.