Госсекретарь США Майкл Помпео обсудил в ходе телефонного разговора с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу обстановку на Ближнем Востоке и роль, которую играет в регионе Североатлантический альянс. Помпео вновь заявил, что НАТО должна играть более существенную роль в регионе.
На днях об этом говорил и президент США Трамп, который даже предложил расширить НАТО на Ближний Восток. О каких странах идет речь, Трамп не уточнил, но идея явно генерирует политические обсуждения по практическим шагам и формирование повестки.
Судя по всему, этого не произойдет, и США намекают об этом Турции. Вашингтон направляет Анкаре четкий мессидж о снижении ее региональной роли: либо Турция окажется на задворках новой ближневосточной игры, либо будет играть по правилам игры США.
Убийство иранского генерала Сулеймани позволило США сформировать в ближневосточном регионе совершенно иной расклад, где в центре событий уже Иран.
Иран реализует эту роль в первую очередь за счет Турции и России. США, судя по всему, склонны договориться с Россией, и в этом будет велика роль Армении – с одной стороны, благодаря различным каналам коммуникаций с Россией, а с другой в силу того, что вот уже четверть века Армения сохраняет авторство новой военно-политической архитектуры в регионе, которая приходит на смену российско-турецкой архитектуре.
Роль Москвы в большой иранской игре Вашингтона будет рассматриваться, если Москва адекватно расценит значимость Армении. Речь в данном случае идет об отказе от традиционных претензий на суверенитет Армении для регионального торга с Турцией.
Вот почему США помогли России предотвратить теракт в Санкт-Петербурге, а Турции прозрачно намекают, что у Анкары нет перспектив для самостоятельно региональной игры, и играть она может только в рамках НАТО.