На Вселенских Соборах (325 и 381 гг.) уточняются догмы о Святой Троице и Божественности Христа. Перед Христовой Церковью встает очередная серьезная проблема – единение Божественного и человеческого во Христе.
На III Вселенском Соборе, состоявшемся в 431 году в Эфесе под председательством Кирилла Александрийского, было осуждено учение Нестора, последователя Антиохийской школы, о двух естествах и лицах Христа. После Эфесского Собора сторонники этого учения укрылись в Персии и стали распространять сочинения Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарского, работы которых не были осуждены на III Соборе. В своих посланиях Патриарх Константинопольский Прокл и Епископ Мелитины Акакий предостерегали об этом Католикоса Армянской Церкви Cahakа. Католикос Cahak писал им в ответ, что в Армении проповедники подобной ереси пока не были замечены. Эта переписка стала фундаментом армянской христологии. В 553 году письмо Святого Cahaka, адресованное Патриарху Проклу, было зачитано на V Вселенском Константинопольском Соборе в качестве образца православия.
Что именно послужило расколом Церкви? Как взяла реванш антиохийская школа? Кто реабилитировал Феодорита Кирского? Принимают ли 12 анафематизм Св. Кирилла на Халкидоне? Кто такой Карташев и что он думает о богословии Св. Кирилла?
Когда свв. Cahak и Месроп Маштоц узнали о том, что «в Армении появились привезенные лживые книги, пустословные предания некоего ромея по имени Феодорос», они незамедлительно предприняли меры для того, чтобы осудить последователей этого еретического учения.
В 451 году Халкидонский Собор принял новое вероопределение о двух естествах Господа Иисуса Христа.
Из-за напряженной борьбы с персидской зороастрийской религией, Армянская Церковь не могла регулярно следить за христологическими спорами, которые развернулись в Византийской Империи, чтобы определить свою позицию. Армения и Армянская Церковь смогли немного перевести дух лишь в период марзпанства Bahaнa Мимиконяна (485-505 гг.). За это время в Христианской Церкви произошел раздел на три ветви: в Византии стало господствовать монофизитство в духе Энотикона императора Византии Зенона, в Риме и на всем Западе – халкидонство, а в Персии – несторианство.
В 506 году на I Двинском Соборе, в котором принимали участие епископы Армении, Агванка и Грузии, Армянская и соседние Церкви официально приняли Энотикон. Также на этом Соборе было отвергнуто несторианство и вероопределение Халкидонского Собора.
В 518 году престол Византийской Империи занял Юстин I (518-527 гг.). Для того чтобы восстановить прерванные связи с Римом, он осудил Энотикон и провозгласил Халкидонский Собор святым и Вселенским.
Находясь за пределами Византийской Империи, Армянская Церковь была свободна от напора со стороны византийской власти, поэтому вероопределение Халкидонского Собора, активно распространяемое в Византии, уже никак не могло повлиять на Армянскую Церковь.