Новая концепция безопасности Персидского залива остается на столе, заявил министр ИД России Сергей Лавров. Лавров напомнил о выдвинутом Россией несколько месяцев назад предложении по созданию на Ближнем Востоке международной организации безопасности и сотрудничества – наподобие ОБСЕ.
Предложение России, видимо, обусловлено американской идеей, о которой еще в 2018 году говорил президент США Трамп. Речь идет о ближневосточном НАТО, в который США рассчитывают включить арабские страны.
Но из-за межарабских противоречий эта идея выглядит нереалистичной. Видимо, поэтому после ликвидации иранского генерала Сулеймани в Багдаде США стали рассматривать систему безопасности Ближнего Востока в концепции расширения НАТО на регион.
Судя по всему, в ответ на эту идею США Москва и решила напомнить о своем предложении. Ситуация становится интересной на фоне выпуклости роли Ирана после убийства генерала Сулеймани. Если Тегеран воспользуется предоставленной возможностью, а сейчас в целом такая тенденция угадывается, вплоть до перспектив трансформаций внутри Ирана, то для Москвы будет крайне сложно в таких условиях быть главным «спаринг-партнером» или конкурентом США в регионе.
Все придется проводить «через Иран». Продолжит ли Москва в этих условиях дружбу с Турцией, если, конечно, Анкара сама этого пожелает, вопреки предложению США о НАТО, или Москва попытается присоединиться к Ирану, предложив уже имеющийся блок – ОДКБ?
Очевидно, что в любом случае роль Армении будет значимой. Еревану следует избегать ситуаций, при которых Армения может оказаться между двумя или несколькими «титанами», выстраивающими региональную систему безопасности. Это потребует инициативности, которая позволит остаться в Армении в игре, не оказавшись в тисках.