Армения должна быть готова к Нахиджевану.
Призывая страны ЕС и Россию выйти из ядерного соглашения по Ирану, президент США Дональд Трамп на деле уведомляет их о том, что игра окончена, и США начинают новую игру с Ираном. Сам Трамп вывел США из этой игры почти сразу после вступления в должность, заявив, что соглашение не отвечает интересам Вашингтона. После убийства иранского генерала Сулеймани в багдадском аэропорту 3 января 2020 года Иран также зfявил о выходе из соглашения, таким образом, приняв предложение США. У Ирана нет причин его отклонять, поскольку оно открывает новые возможности для региональных амбиций. В числе иранских амбиций – Нахиджеван. Автономия находится в центре внимания Ирана с момента распада СССР. Сейчас Турция установила в Нахиджване значимые экономические и военные позиции.
Призывая страны ЕС и Россию выйти из ядерного соглашения по Ирану, президент США Дональд Трамп на деле уведомляет их о том, что игра окончена, и США начинают новую игру с Ираном. Сам Трамп вывел США из этой игры почти сразу после вступления в должность, заявив, что соглашение не отвечает интересам Вашингтона. После убийства иранского генерала Сулеймани в багдадском аэропорту 3 января 2020 года Иран также зfявил о выходе из соглашения, таким образом, приняв предложение США.
У Ирана нет причин его отклонять, поскольку оно открывает новые возможности для региональных амбиций.
В числе иранских амбиций – Нахиджеван. Автономия находится в центре внимания Ирана с момента распада СССР. Сейчас Турция установила в Нахиджване значимые экономические и военные позиции.
Но ключевым является, пожалуй, то, что статус Нахиджевана определяется заключенным между Россией и Турцией в 1921 году договором, который был нацелен на нивелирование армянской субъектности в регионе.
Близится 100-летие договора. Он не имеет международно-правовой силы, но Москва и Анкара действуют в соответствии с его буквой и духом. Но ситуация становится все сложнее. Победа в Арцахской войне позволила Армении изменить региональную логику и военно-политическую архитектуру, схему безопасности. Во время Апрельской войны Армения предотвратила попытку реверса, а революцией в апреле 2018 года попыталась предотвратить уже вторую попытку, установив целый ряд планок перед Россией и напомнив о союзнических обязательствах.
В конце 2019 года Армения напомнила о Нахиджеване беспрецедентным посланием МИД. Послание армянского внешнеполитического ведомства странам Антанты было посвящено 100-летию армянских погромов в нахиджеванском Агулисе, со ссылкой на «право и волю армянского народа жить и развиваться на исторической родине».
На деле Ереван в конце 2019 года поднял вопрос Нахиджевана и русско-турецких договоров. Динамичное начало 2020 года, судя по всему, говорит о том, что Иран не оставит Армению наедине с этой задачей. Вопрос нового статуса Ирана станет вопросом повестки Ирана в отношениях с Россией и Турцией. Неизвестным в новом уравнении безопасности Кавказа становится Нахиджеван.
Москва и Анкара либо должны пролонгировать договор 1921 года, а это станет враждебным актом в отношении Армении и началом отступления России с Кавказа, либо в контексте американо-иранской игры начнется большой торг по вопросу Нахиджевана, и Армения должна быть готова к нему.