Наша беседа с представителем Первопрестольного Эчмиадзина архимандритом Комитасом Овнаняном посвящена документальному видеофильму, рассказывающему об обнаруженном в Боливии глиняном сосуде 5500-летней давности и изображенных на нем буквах армянского алфавита. Отец Комитас, человек, преданный идее сохранения нашего национального достояния, наделенный аналитическим умом, природным даром проникать в суть вещей, является истинным интеллигентом и священнослужителем, для которого духовные, нравственные и культурные ценности нашего народа непреходящие, а миссия армян – определена свыше. — Святой отец, прошу вас рассказать, как вы узнали об обнаруженном в Боливии сосуде с изображением армянских букв, о чем вообще идет речь? — Речь идет о боливийском документальном видеофильме, который мы обнаружили в сети вместе с моим хорошим знакомым Алексаном Григоряном и цель которого – с помощью археологических, палеонтологических и других фактов опровергнуть дарвиновскую теорию происхождения человека от обезьяны. В фильме представлены находки, факты и сведения, добытые в разных уголках земного шара. Весьма любопытен сосуд, обнаруженный в боливийской провинции Покотиа и хранимый в Государственном музее Боливии, который почему-то был представлен как «возможно, шумеро-аккадский». Внутренняя часть сосуда покрыта клинописными надписями. Но когда в кадре показали заднюю часть сосуда я, к моему великому удивлению, отчетливо увидел буквы армянского алфавита Հ, Յ, Դ, Ռ, Ց, Չ, Ձ, Է, Ղ, Ո и несколько крестов. Слов, сочетаний слов не было, но армянские буквы есть. — Каков возраст этой находки? — Позже, когда я стал во всех деталях интересоваться этой находкой, мне попалась информация, согласно которой этому сосуду 5500 лет. Меня поразил факт наличия на обнаруженном в Боливии сосуде армянских букв, это же настоящая сенсация! В свое время археолог Сурен Петросян обнаружил прототипы армянских и греческих письмен на армянских наскальных изображениях, но мы никогда не уделяли этому должного внимания. И вот в Боливии обнаружен сосуд, на котором мы видим те же самые письмена. Хочу подчеркнуть, что эта находка отнюдь не принижает роль и значение той воистину титанической работы, которую проделал святой Месроп Маштоц, но это уже тема отдельного разговора. — Какова реакция на эту находку наших ученых? — Наши ученые безразличны, они молчат, а в фильме, как я уже сказал, происхождение сосуда считают «возможно, шумеро-аккадским». Хотя пожалуй, в условиях молчания армянских ученых это вовсе не удивительно. При внимательном изучении снимков этого сосуда я, к величайшему своему изумлению, заметил, что та часть сосуда, на которой изображены армянские буквы и которая показана в фильме, не представлена в музейных фотографиях. Меня это просто поразило, то есть факт, имеющий столь важное значение для армян, в очередной раз замалчивается. Уверен, армянские ученые должны всерьез заняться этим вопросом и выявить истину. Хотелось бы, чтобы они более трезво рассматривали историческую науку, а не придерживались идей, высказанных в трудах зарубежных ученых, например, Дьяконова и Пиотровского, в результате чего мы сегодня оказались у разбитого корыта. Люди должны понять, кто такие армяне, каково их прошлое, их культура, какие ценности они исповедуют, какие ценности унаследовали, чтобы передать грядущим поколениям. — Как по-вашему, святой отец, как большинство наших ученых относится к тем немногочисленным исследователям, которые своим кропотливым, самоотверженным трудом пытаются докопаться до тайн нашего доисторического прошлого? — Есть у нас замечательная женщина Лейла Степанян, которая долгие годы исследовала вопрос, связанный с наличием армянских слов в лексическом запасе народа рапа, проживающего на островах Полинезии. Она на свои скромные средства издала книжку, и что вы думаете, проявили наши ученые хоть какой-то интерес к ее работе?.. Ровным счетом никакого, потому что это, на их взгляд, не касается армянского народа, а является плодом воображения самой Лейлы Степанян… К сожалению, оценивая духовные сокровища своего народа, армянские ученые всегда проявляют излишнюю скромность. Грузины и азербайджанцы, а в последнее время и русские в своих суждениях доходят порой до нелепых крайностей, наши же, за очень редким исключением, чересчур скромны. Они считают, что наши ценности не могут быть древними, в лучшем случае их возраст должен доходить до урартского периода, не более, а если говорить об Урарту, то, по мнению некоторых наших ученых, даже Мецамор является памятником урартской эпохи… Не будь у них совести так и Караундж причислили бы к урартским памятникам, а поскольку некоторые наши «ученые» заявляют, что урарты не имели ничего общего с армянами, выходит, и памятники эти не армянские… Не удивлюсь, если завтра наша с вами беседа также забудется, потому что есть люди, цель которых, мягко говоря, отнюдь не в выявлении истины. Многие грузинские и азербайджанские «ученые», поддерживаемые своими государствами, делают «новые открытия», искажая историю и передергивая факты, тиражируют их по всему миру, мы же замалчиваем правду, скрываем ее, молчим. — Как отреагировало на факт обнаружения в Боливии домаштоцевских армянских письмен научное сообщество? — Об этом я говорил и в эфире радиостанции «ВЭМ», по одному из телеканалов был показан документальный фильм об этом глиняном сосуде, но, увы, никакой реакции не последовало… Между тем я надеялся, что наши историки, ученые проявят интерес к данному факту, будут обсуждать его… К сожалению, до сего дня все сидят набрав в рот воды… Опосредованно я узнал о мнении, высказанном одним архитектором, мол, все надписи на глиняном сосуде сделаны путем обжига, а армянские буквы и кресты выгравированы каким-то острым предметом. Это намек на то, что сосуду не 5500 лет. Между тем без серьезного исследования этого артефакта, судя только по документальному, но технически недостаточно качественному фильму, невозможно определить, как и когда были изображены армянские буквы на этом сосуде. Если предположить, что намного позже какой-то армянин выгравировал буквы и кресты на сосуде, то, думаю, было бы логичнее, если бы он увековечил свое имя или оставил какую-то надпись. Исходя из этого можно сделать вывод, что гравировка на сосуде армянских букв и крестов имела вполне конкретную цель. Пользуясь случаем, хочу снова обратиться к нашим ученым с просьбой командировать в Боливию хотя бы одного специалиста, чтобы он на месте изучил, исследовал этот сосуд. Я изучил все имеющиеся в интернете материалы по этому глиняному сосуду, и, как уже сказал, ни в одном из них, кроме видеофильма, нет ни изображений армянских букв и крестов, ни каких-либо письменных сведений. Артур Ованесян
Статьи по Теме
2 Comments
Добавить комментарий Отменить ответ
Проверить также
Close
Неисповедимы пути Господни! С одной стороны, знаки имеют очевидное сходство с армянскими буквами. С другой стороны, гениальность Маштоца была еще и в том, что созданные им знаки все двухэлементные — черта и крючок — и их невозможно упрощать далее. А черта и крючок дают ограниченное число комбинаций, которые могли использовать и индейцы. Кстати, крест — это всего-навсего две скрещенные черты. В общем, надо посмотреть.
Может быть это эфиопский, а может санскрит, может… Вместо того, чтобы перечислять различные «может», нужно сначала посмотреть и изучить.
Попробуйте связаться с Ревазяном, раз уж сосуд шумерским обозвали, поделитесь статьей в блоге Макарац.