Три царя́, также маги (греч. μάγοι), волхвы — в западноевропейской традиции Мельхио́р, Каспа́р (Гаспа́р, Ка́спер), Валтаса́р (Бальтаза́р, Балтаза́р, Белтаза́р, Валтаза́р, Вальтаза́р, Вальтаса́р) — люди, принесшие дары родившемуся в Вифлееме младенцу Иисусу Христу (см. поклонение волхвов). В Евангелии их имена и сан не упоминаются, традиция возникла в средневековье. Представление о волхвах как о восточных царях окончательно сложилось в средневековой Европе начиная с IX века.
Волхвы — славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит греч. μάγοι. В латинской традиции греческое μάγοι переводится латинским словом magi («волшебники»). В античной литературе в основном существуют два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским (зороастрийским) жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа (маги)[2]. Григорий Назианзин считал волхвов халдейскими астрологами.
Традиции
Евангелист Матфей не пишет о количестве волхвов и их сане. По числу принесённых даров предположили, что их было трое. Впервые волхвов назвал царями святой Кесарий Арльский. У Беды Достопочтенного появляются их имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар. Он также описал их внешность и возраст: Мельхиор был бородатым старцем, Каспар — безбородым юношей, Валтасар — смуглым и полностью бородатым.
Волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека и трёх различных частей света. Несмотря на некоторое различие, в основном, считается, что Мельхиор был старцем и королём Аравии, Каспар — юношей и королём Тарса, Валтасар — средних лет и королём Эфиопии.
Есть греческие варианты их имен (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин). Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан (как брата персидского царя Дария). В ранних рукописях Валтасара зовут Вифисарей.
В Сирийской церкви существует предание о 12 волхвах, прибывших в Иерусалим с огромной свитой.
Мощи
По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, в IV веке перенесены оттуда святым Евсторгием в Медиолан (совр. Милан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кёльн, где для их размещения была сооружена рака трёх волхвов, а для размещения раки — Кёльнский собор, самый крупный в Западной Европе.
Почитание
В Католической церкви память трёх волхвов совершается в праздник Богоявления (6 января, в некоторых католических странах — выходной день). Праздник получил в Католической церкви название — праздник царей (Festum regum) или праздник Трёх царей (Festum trium regum).
Три волхва считаются покровителями путешественников и поэтому их имена часто входили в названия гостиниц (например, фр. Hotel Les Trois Rois — отель «Три Короля»).