
Рубен Варданян: «Это наша обязанность — сделать Армению процветающей»
Я думаю, что вопрос, какую Армению мы хотим построить, становится все более важным, потому что многие из нас, к сожалению, сегодня воспринимают Армению как страну, которой мы обязаны помогать, словно бы исполняя некую повинность или уплачивая налог, что, на мой взгляд, неправильно. Это не вопрос помощи кому-то, кто находится в бедственном положении. Армения должна стать для нас инвестициями в наше будущее, как материальными, так и духовными, потому что ее успех будет способствовать нашему успеху и наоборот. Нам необходимо принять эту формулу, потому что иначе мы потеряем Армению и самих себя. Таково мое твердое убеждение.
Эти и другие вызовы, стоящие перед нами, дают нам в том числе и уникальные возможности, и лишь объединившись, мы сможем использовать их на благо армянского мира.
Ключ к успеху
Я хочу сказать, что ключевыми элементами успеха Армении будут образование, отвечающее требованиям информационной эпохи, а также среда, позволяющая талантливым и образованным людям реализовать себя в своей стране. Необходимо создать все условия для того, чтобы люди, получившие блестящее образование, были бы востребованы в обществе, поскольку в сегодняшней Армении их востребованность довольно низкая.
На протяжении тысячелетий мы были успешны в области образования, которое всегда было второй по размеру статьей расходов в армянских семьях. Мы верили в силу образования и вкладывали в его развитие немало усилий. Армяне владели несколькими языками в те времена, когда другие народы с трудом могли читать, писать и иногда даже нормально изъясняться на одном. Сегодня мы находимся в опасной ситуации, потому что мы потеряли наше конкурентное преимущество. Армяне, живущие в Армении, раньше свободно говорили по-русски, а теперь говорят на этом языке с трудом; они изучают английский, но и им владеют не очень хорошо. Они больше не владеют фарси, турецким и арабским языками. В Бейруте таксист-армянин говорил на пяти языках, и это считалось нормальным. Сегодня же большая часть элиты в Армении не говорит не то что на трех, а на двух языках. Поэтому современное образование – это не только инвестиции в наше завтра, но и важное вложение в наше сегодня.
В XXI веке образование становится залогом не только социального, но и экономического успеха. Земля больше не является главным активом. Вопрос уже не в том, сколько у тебя земли, нефти и других материальных ресурсов, а в том, сколько образованных, творческих людей живет в твоей стране. Илон Маск родился и вырос в Южной Африке, однако он уехал не в Чехию, Россию, Кению или Францию, а в США. У нас есть и свои примеры – в их числе Давид Ян. И вопрос в том, что нам нужно делать и какую страну построить, чтобы, несмотря на ее небольшие размеры, мы смогли удержать наших собственных и привлечь других талантливых людей из региона, которые приезжали бы к нам на учебу и оставались бы здесь. Думаю, что одна из важнейших стоящих перед нами задач – понять, что образование, охватывающее все возрастные категории и позволяющее людям на протяжении всей жизни обучаться и совершенствовать свои навыки, будет одним из ключевых двигателей изменений в мире и что в этой области у нас есть конкурентное преимущество.
Мы нация, обладающая бесценным активом в виде умных, образованных, талантливых и трудолюбивых людей, которые действительно хотят инвестировать в образование. Американский университет – это прекрасная история успеха, и последние 25 лет показали, насколько важно иметь такое учебное заведение в Армении наряду с Французским и Славянским университетами. Сегодня при содействии правительства Китая здесь открывается школа с углубленным изучением китайского языка. Это великолепная возможность и преимущество для страны – иметь различные учебные заведения с разными моделями и стандартами образования. Кроме того, у нас есть международный колледж UWC Dilijan, школа AYB и Центр креативных технологий TUMO. Все эти проекты доказывают, что Армения может не только стать образовательным хабом для армян всего мира, но и встроиться в мировую систему образования, несмотря на проблемы во взаимоотношениях с Турцией и Азербайджаном. Я думаю, что только интеграция в мировые социально-экономические процессы, только превращение в региональный хаб помогут Армении стать успешной страной.
Я верю в то, что для образования настало время выйти на новый уровень. Американский университет Армении должен быть привлекателен не только для армян, живущих в Армении, и не только для армян из других стран, приезжающих сюда на учебу. Стать привлекательным для студентов других национальностей, которые приедут из разных стран, чтобы учиться именно здесь, – вот новая планка, которую мы должны перед собой поставить. Я хочу пожелать всем нам отметить 50-летие Американского университета Армении, зная, что в нем, а также в других вузах страны учится молодежь со всего света. Вот почему мы с моей женой Вероникой основали вместе с нашими друзьями и партнерами международный колледж UWC Dilijan, в котором сегодня учатся дети из 72 стран. У нас действует специальная программа грантов, благодаря которой в Армению приезжают дети из разных уголков мира и, что особенно важно в связи с ситуацией на Ближнем Востоке, из стран, ставших 100 лет назад новым домом для многих армянских семей.
К сожалению, кризис опять разразился в том самом месте, где страдали спасающиеся от Геноцида армяне. То, что сегодня происходит в Сирии, – это повторение тех же историй. Мы должны помнить о том, что сто лет назад многие арабские семьи помогли нашим предкам, не будучи сами ни богатыми, ни преуспевающими. Именно поэтому год назад мы учредили специальный стипендиальный фонд для ста детей-сирот и подростков, пострадавших от войн и конфликтов, из Сирии, Ливана, Египта, Иордании, Израиля, Палестины и лагерей беженцев в Ливане, которые смогут получить образование в колледжах системы UWC, в том числе в колледже в Армении. И сегодня я хотел бы объявить о том, что мы также учредили специальный стипендиальный фонд для студентов из этого региона, которые смогут обучаться в Американском университете Армении.
Образование – одна из самых консервативных сфер человеческой деятельности, и оно в какой-то мере должно быть таковым. Тем не менее нам нужно найти правильный баланс между консервативностью образования и новыми требованиями к тому, каким должен быть образованный человек в сегодняшней реальности.
Помнить прошлое, гордиться настоящим и создавать будущее вместе
Говоря о наследии, я хотел бы отдать дань глубокого уважения тем людям, которые так много сделали и делают для армянского мира, – Погосу Нубару, Галусту Гюльбенкяну, Алеку Манукяну и его детям, Кирку Керкоряну. Однако вопрос не только в том, что мы должны помнить и уважать наше наследие, отдавая должное всем, кто его создавал. Мы должны понимать, что наша обязанность – приумножать его благодаря собственным делам. Выдающиеся люди, имена которых я назвал, и многие другие, реализовали множество проектов, направленных на сохранение армянской нации, и сегодня жизненно необходимо, чтобы эти проекты поддерживало новое поколение, поскольку крайне важно, какое наследие мы оставим после себя.
Мы живем в относительно мирное время без жестоких кризисов, и наши дети не испытывают острую необходимость сохранять наследие армянской нации. Некоторые из них задаются вопросом, насколько им нужно держаться своих армянских корней? И мы будем их держаться, как я уже сказал, только если будем гордиться тем, что мы армяне, и понимать, насколько важно сохранять наше наследие, как это делалось многими поколениями армян. Думаю, нам очень важно делать это совместными усилиями. Однако в этом-то и заключается самая большая сложность, потому что мы нация, которая выжила. А выжившие, к сожалению, ориентированы только на выживание. Нам же нужно перейти от выживания к процветанию, а это совершенно иная модель поведения, поэтому нам необходимо пройти болезненную трансформацию. Модель выживания предполагает, что ты не мыслишь масштабно, твоя сфера интересов ограничена кругом твоих близких, у тебя довольно узкий кругозор, ты не мечтаешь о чем-то большом, не реализуешь крупных проектов. Хорошая метафора такой модели – строительство типичного армянского дома, когда к нему постепенно, одна за другой, пристраиваются все новые помещения, и в результате вход в спальню оказывается через кухню.
Изменение такой ментальной модели – трудная задача. И вопрос тут не в деньгах. Мы провели анализ того, что необходимо Армении для процветания, и выяснили, что в следующие 15 лет необходимо инвестировать на проекты развития $ 8,5 млрд. Кому-то эта цифра может показаться безумной, и они скажут, что это невозможно. Тем не менее я хочу сказать, что за последние 15 лет различные институты и частные лица инвестировали в Армению $ 5 млрд. Не такая уж большая разница по сравнению с $ 8,5 млрд. Разница лишь в том, что это делалось бессистемно, отсутствовало взаимодействия и координация. Когда ты находишься в режиме выживания, то заботишься лишь о том, чтобы уцелеть самому. Тебя поддерживает только «семья», и ты никому не доверяешь. Нам же нужно доверять друг другу.
Взаимодействие означает компромисс. Мы же, армяне, большие индивидуалисты, каждый из нас полагает, что собственное эго – приоритет номер один. Поэтому задача и ответственность нашей элиты сегодня – обеспечить взаимодействие, поскольку это ключевой элемент будущего успеха нашей нации. Я верю, что такие известные и уважаемые армянские бизнесмены, как Ваче Манукян, Самвел Карапетян, Эдуардо Эрнекян и многие другие, руководство Всеармянского благотворительного союза, различные партийные лидеры, творческая и интеллектуальная элита, а также члены правительства Армении найдут точки взаимодействия друг с другом. Потому что мы не сможем добиться успеха, если не объединим усилия и вместе не найдем ту основу, на которой построим новую Армению и армянский мир.
Всем известно высказывание Джона Кеннеди: «У успеха множество отцов, а неудача всегда сирота». Мы были сиротами на протяжении сотен лет и до сих пор не готовы стать отцами. Нам нужно научиться быть победителями. Ведь мы победили в войне за Арцах, мы завоевали независимость Армении. Я хочу вновь напомнить вам об этом. Что это значит, быть победителем, жить в модели процветания? Это значит видеть большую картину, иметь амбициозные планы, а также понимать, каковы твои конкурентные преимущества и как ты можешь ими воспользоваться, как интегрировать страну в глобальный мир, конкуренция в котором чрезвычайно высока. Никто нас там не ждет, никто не ожидает, когда же Армения станет процветающей страной, и никто не горит желанием нам в этом помочь. Это наша обязанность – сделать Армению процветающей. Это наша задача – сделать армянскую диаспору успешной в разных частях света и помогать армянам здесь, в Армении, а также в Аргентине, Америке, Канаде и где бы то ни было еще, чтобы они чувствовали себя частью глобальной сети.
Думаю, большинство из вас слышали об открытом письме об армянах как о глобальной нации, которое было написано группой армян из разных стран мира, в том числе и мной, и опубликовано в New York Times. И я хотел бы закончить свое выступление, сказав одну очень важную вещь: для того чтобы быть глобальной нацией, недостаточно просто заявить об этом – необходимо изменить нашу ментальность, модель поведения и манеру ведения бизнеса, и сделать это нужно всем вместе и как можно быстрее. Я надеюсь, что движение «Армяне – глобальная нация» станет шагом к новому типу взаимоотношений, потому что у нас не так много времени. Мир меняется кардинально и стремительно. Единственная возможность для нас добиться успеха – это объединиться и вместе инвестировать в образование, в наше будущее; понять, каковы наши конкурентные преимущества; сделать Армению региональным хабом в области образования, здравоохранения, технологий, финансов и туризма; сделать так, чтобы армянская диаспора понимала, что это не «налог», а инвестиции, и все, что ты делаешь, нацелено на твое будущее; сделать так, чтобы наше новое поколение гордилось тем, что они армяне, не только потому, что армянами были их предки.
Свою речь я хотел бы закончить словами Питера Друкера: «Лучший способ предсказать будущее – создать его». Давайте создавать свое будущее сами, опираясь на наше великое прошлое, а не поручать кому-то другому делать это за нас.