Знаменитые армяне

Ваагн Вермишян главный архитектор Орловской области…

«Гений или злодей» Чем запомнился Ваагн Вермишян на должности главного архитектора Орловской области

Картинки по запросу Ваагн Вермишян главный архитектор Орловской области

Ваагн Вермишян был назначен на должность главного архитектора Орловской области в сентябре 2014 года. Ранее глава региона Вадим Потомский заявлял, что на все должности в правительстве людей он приглашает лично. Отсюда следует, что так было и в случае с Вермишяном. Примечательно, что должность главного архитектора в структуре обладминистрации отсутствовала и, следовательно, была введена именно под него. В одном из своих первых интервью архитектор даже обмолвился, что отказывается от льгот, которые ему якобы полагались, как госслужащему. «Я человек достаточно обеспеченный и не нуждаются в дополнительных социальных гарантиях, — говорил он. — Тем более, что сегодня в стране кризис и, уверен, гораздо важнее тратить деньги на нужды малообеспеченных граждан, а не на пенсии чиновников». Правда, выяснилось, что, согласно штатному расписанию, льготы на него и не распространялись.

Когда Вермишян приехал в Орел, известно о нем было мало, что не помешало, например «КП-Орел» назвать его «известным архитектором во всем мире». Он — выпускник архитектурно-строительного факультета Ереванского политехнического института, в 24 года был назначен главным архитектором города Степанаван. Позже он работал успел поработать в некоторых странах, а в 93- году Ваагн Вермишян переехал в Санкт-Петербург. Оттуда, — орловская традиция последних лет – перебрался в Орловскую область.

Ваагн Вермишян решил помочь губернатору. Об этом он заявил в интервью кавказскому телевидению. «Мне очень хотелось Вадиму Потомскому помочь, в его глазах я увидел желание что-то изменить, — рассказывал он. — Город меня поразил девственностью, нетронутостью. Такое ощущение, что цивилизация прошла мимо Орла».

Похожее изображение

Самым первым актом привнесения в Орел цивилизации Вермишяном стала работа с застройщиками. В 2015 году она начали массово жаловаться на то, что, дескать, главный архитектор тормозит выдачу разрешения на строительство многоэтажных домов. Застройщики жаловались, что Вермишян якобы требовал от них строить подземные паркинги, которые строить для орловских строителей весьма невыгодно, а, более того, это естественным образом повлияло бы на стоимость жилья.  На встрече губернатора с застройщиками Потомский парировал: мол, Вермишян лишь дает рекомендации, никаких директив от него исходить не может. Тем не менее жалобы какое-то время продолжались. «У меня нет задачи переломить через колено, — заявил в интервью Ваагн Вермишян. — Первое время интеллигенция, застройщики  очень с опаской восприняли рекомендации по улучшению качества жилья, парковки. Народ воспитан так, что каждое слово, сказанное властью,  – это команда. Потом люди поняли, что я пришел, чтобы свежим взглядом посоветовать, как улучшить качество того, что производят,  и привести город в иное качество».

В 2015 году орловские градозащитники присматривались к главному архитектору, а некоторые всерьез утверждали, что он реально может изменить ситуацию в своей сфере к лучшему. Первое время Вермишян даже встречался с ними. Однако позже ситуация в корне изменилась. Как рассказал «Орловским новостям» Илья Кушелев, Вермишян «отказался от конструктивного диалога с градозащитникиами» Возможно, почвой для этого стала болезненная реакция горожан на первые проекты главного архитектора…

Брусчатка на Ленинской и самая красивая улица в мире. В апреле 2016 года орловские социальные сети начали активно обсуждать проект властей по реконструкции улицы Ленина. Гневные отклики появись после того, как в СМИ просочилась информация о том, что с улицы могут демонтировать историческую брусчатку. Злые языки тут же связали эту идею с Ваагном Вермишяном. Градозащитники тут же создали петицию в адрес властей с требованием не покушаться на святое, а также провели флешмоб. Сам главный архитектор в интервью «АиФ-Орел» поспешил заявить, что его имя поносят зря – дескать, облажался начальник на тот момент УКХ Владимир Достовалов. «Особый виток ситуация приняла, когда вмешались некоторые товарищи, которые прекрасно знали проект. Видимо, кому– то просто нужен пиар.  И вот такие люди сейчас строят погоду на общественных форумах. Ощущение, что им просто нечего делать. Вместо того, чтобы сесть и нарисовать что– нибудь для города, им проще писать в соцсетях обезличенные комментарии. За это же не надо нести никакой ответственности», — сказал Вермишян. Однако даже то, что брусчатку сохранили, не помогло в нормализации отношений между архитектором и градозащитниками.

Похожее изображение

Спустя короткое время власти озвучили планы по ремонту улицы Ленина. Командовать парадом взялся лично Вермишян. «Это колоритная улица. Это показатель летописи Орла: начало города было отсюда. Уютный уголок. Я надеюсь, что после реконструкции она станет одной из самых красивых улиц мира.   Я думаю, горожане будут рады», — заявлял в интервью кавказскому телеканалу архитектор. Ожидания не оправдали себя. Горожане изменений не приняли. В сети снова посыпались гневные комментарии, больше всего жителей возмутили новые клумбы, которые тут же окрестили «гробиками» и «саркофагами». Масло в огонь подлили в буквальном смысле природные условия. После схождения снега в 2017 году улица Ленина поплыла, а затем и вовсе начала рушиться. Тут уже в голос об отставке Вермишяна заговорили не только жители города, но и депутаты. В марте 2017 года на профильном комитете облсовета вопрос о целесообразности нахождения главного архитектора на должности поставил вице-спикер регионального парламента Михаил Вдовин. В течение последних месяцев, как известно, Вермишян написал три заявления на увольнении, но – до поры до времени отпускать его на вольные хлеба никто не спешил.

Дом для богатых и художественная галерея. Это еще два проекта, вызвавшие отторжение в орловском обществе. В конце 2016 года власти начали обсуждать строительство возле администрации Орла на Пролетарской горе свечки, инициатором этого проекта стал Ваагн Вермишян. Проект быстро окрестили «Домом для богатых». «Подобные элитные дома будут востребованы в Орле. В городе есть люди, которые ездят на машинах от 15 млн рублей. При этом соответствующего предложения по такому жилью люкс-класса на рынке нет», — уверял архитектор. На заседании градостроительного совета в октябре 2016 года против этой идее выступил даже мэр Орла Василий Новиков. Впрочем, категоричности властей хватило ненадолго, в ближайшее время в администрации города пройдут публичные слушания, где о проекте заговорят вновь.

В начале 2016 года Ваагн Вермишян озвучил идею строительства у Ленинского моста художественной галереи. «В Орле есть главная пешеходная улица, и это сердце города. А галерея будет выступать в роли своеобразного «зазывалы». Это общемировая практика. Я даже не буду говорить про Ватикан, про Рим, возьмем Москву. Вспомните главный вход в центральный парк культуры и отдыха им. Горького. Огромная аркада, которая так и манит тебя зайти внутрь. Идея изначально была именно такой. Художественная галерея — это не торговый комплекс. Она будет выполнять свою непосредственную задачу. В двух пролетах общей площадью больше 1000 кв.м будут проходить выставки, которые будут сменять одна другу. Высота потолка в 4.5 метра позволит продемонстрировать произведения искусства большого формата. Это будет, как визитная карточка города. Приезжает, например, автобус с туристами. Вышли, посмотрели. Это же лицо города, и площадь перед мостом имеет все предпосылки стать лобным местом. Для удобства в торце будет располагаться кафе. Там как раз есть терраса, которая выходит на реку. Там будут столики. Очень уютное место вдали от городского шума», — поделился своим видением проекта главный архитектор. Уже тогда орловцы восприняли эту идею со скептицизмом и предположили, что объект может превратиться в какой-нибудь базар. В 2017 году их прогнозы начали подтверждаться. На грядущие публичные слушания будет вынесен проект не художественной, а торговой галереи.

ЗАГС, рынок, бизнес центр – это еще три проекта Ваагна Вермишяна, которые в настоящее время не получили старта. Проект Дворца бракосочетания, например, в приемной главного архитектора появился в ноябре прошлого года. Реализовать его планировалось за кинотеатром «Победа».  Согласно проекту, объект должен был занимать всю площадь от променада набережной до улицы Ленина. Он включал в себя смотровую площадку, сам дворец, зал торжеств, и, в идеале, даже храм. Еще одним проектом Вермишяна стало преображение центрального рынка у улицы Гостиной. Архитектор предлагал использовать это пространство для строительства двухуровневого крытого рынка с арками, который будет тянуться от моста по левому берегу Оки. Сверху – пешеходная площадка, снизу – подобие некоего пирса. На момент его нахождения на должности – это были только эскизы. Кто знает, будут ли они реализованы когда-нибудь.

Еще одним проектом, к которому, впрочем, лишь косвенно причастен главный архитектор – это «воссоздание» памятника по Гостиной,1. Градозащитники называют Вермишяна чуть ли не основным виновником того, что полуразрушенный объект культурного наследия был не восстановлен, а снесен экскаваторами. По крайней мере, как сказал «Орловским новостям» Илья Кушелев, архитектор открыто выступал за снос данного здания. Здание снесли. Архитектор представил красивые эскизы нового, вроде бы даже выполненные по чертежам XIX века. Но восстанавливать утраченный памятник никто не спешит. Оказалось, что власти вообще не могут повлиять на собственника памятника с тем, чтобы начать работы. Первый замглавы администрации Орла Александр Муромский даже бросил такую фразу, что, дескать, строить он может там хоть 10 лет. Мы тут бессильны.

Были и еще вещи, к которым таки или иначе причастен Вермишян: это и установка памятника маршалу Баграмяну в мемориальном сквере Танкистов, что вызвало горячую полемику в обществе; это и невмешательство в откровенно слабый проект реставрации здания театра «Свободное пространство», и фирма «Ребрус», аффилированная с главным архитектором. Все это вкупе несомненно наложило свой отпечаток на сознание орловцев.

…Подводя итог, можно сделать несколько выводов. С одной стороны, Ваагн Вермишян человек, безусловно, творческий, экзальтированный, активный и занялся в Орле поистине бурной деятельностью. До него в регионе никто подобным не занимался, и, возможно, именно поэтому жители оказались не готовы к тому, чтобы принять его и его идеи. С другой стороны, приходится снова прибегать к заезженной поговорке о своем уставе и чужом монастыре: ну нельзя прийти в регион с активным, как минимум, градозащитным сообществом, и начать ломать всех через колено. Не прокатит. Как говорит орловский губернатор, — заклюют. Отлично, что архитектор использовал современные способы общения с аудиторией, устраивал семинары, тренинги и завел интернет-приемную. Все это хорошо. Но толку от этих приемных и семинаров не будет никогда, если ты слышишь только тех, кому нравится твоя работа, окружаешь себя ими и наслаждаешься лучами славы.  Нарциссизм лишает способности к самокритике и объективности, а отсутствие диалога с оппонентами и желание его построить – очень быстро делает из потенциальных сторонников злейших врагов. Этот момент либо не учел, либо попросту проигнорировал Ваагн Вермишян.

«Есть грандиозные планы привести Орел в идеальное состояние, — говорил Вермишян в интервью ТВ. —  Этой моделью можно привести в порядок Орловскую область, а далее – Россию.  Мы фанатики своего дела. Патриотизм преобладает над другими чувствами. Это меня держит»…


 

Денис Волин 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button