АналитикаВоенные действияПолитикаПолитики

Россия-Турция: новое обострение отношений.

Acnis.am

С тех пор, когда парламент Турции 2 января дал добро правительству на оказание военной помощи признанному со стороны ООН правительству Ливии, весь мир потерял покой. Несмотря на состоявшуюся 19 января в Берлине международную конференцию по Ливии, где Турция вместе со всеми участниками дала согласие на установление перемирия и невмешательство в дела Ливии, международные процессы пошли в совсем ином направлении. Президент Франции Эммануэль Макрон обвинил Турцию в нарушении обязательств, взятых ею на конференции, ссылаясь на информацию о том, что Анкара стала перевозить наемников из Сирии в Ливию. Он сообщил, что направит военные корабли в Восточное Средиземноморье и будет стремиться к созданию стратегического сотрудничества в области безопасности с Грецией, греками-киприотами и ЕС.

Сама Турция обвинила Францию и Италию во вмешательстве в дела Ливии и дала знать, что ничье мнение для нее не будет указом. Слова эти она немедленно подкрепила делом, но, пока что не столько в Ливии, сколько в Сирии. Поводом для этого послужили начавшиеся в январе активные действия сирийской армии в провинции Идлиб. В течение нескольких дней армия Башара Асада освободила город Маарет-Нууман, который находился под контролем боевиков с 2012 года и был одним из их крупнейших оплотов. В Турцию хлынули новые волны беженцев. В конце прошлой недели президент Реджеп Эрдоган обвинил Россию в нарушении обязательств по Сирии. Он пригрозил применить военную силу, чтобы остановить наступление армии Асада в Идлибе.

Войска Турции, действительно, были введены в зону Идлиба, но в результате действий сирийской армии попали под обстрел и потеряли 8 человек. Турция предприняла массированный артобстрел сирийских войск. При этом, России направили послание – не противостоять турецкой операции в Идлибе, поскольку ее целью является режим Башара Асада. Президент Турции заявил, что операция будет продолжена. А серьезность намерений Турции не допустить чьего-либо (в первую очередь, России) вмешательства в свои действия были продемонстрированы в другом месте. 3 февраля президент Эрдоган посетил с визитом Украину. Накануне украинские дипломаты анонсировали выделение Турцией военной помощи Украине – в СМИ мелькала цифра в 50 миллионов долларов. Но, главное, президент Турции в очередной раз заявил, что он и его страна не признают присоединение Крыма к России. То есть, Турция решила «прижать» Россию в украинском направлении.

Военные эксперты отмечают, что в случае прямого столкновения армий Турции и Сирии баланс сил складывается не в пользу последней. Тогда возникает вопрос: что может сделать Россия в такой ситуации? Несомненно, этот вопрос, в первую очередь, интересует Турцию. Она не хотела бы, чтобы Россия вмешалась в этот конфликт. Но Россия не может позволить развития турецкой операции в Идлибе. Это было бы ударом по ее амбициям и авторитету на всем Ближнем Востоке. В последние месяцы Россия замахнулась на роль серьезного игрока во всем регионе. Однако, ее положение не совсем завидное.

Напомним, что Россия, Иран и Турция в мае 2017 года в Астане (сейчас – Нур-Султан) договорились о создании четырех зон деэскалации в Сирии. Три из них в 2018-м перешли под контроль Дамаска. Договор, фактически, был нарушен. В сентябре 2018-го Россия и Турция в Сочи подписали соглашение о создании демилитаризованной зоны в Идлибе, где контроль находится у протурецких группировок «Национальный фронт освобождения» и «Джебхат ан-Нусра», всего около 30 тысяч боевиков. И этот договор тоже нарушен, хотя в данной зоне находятся 12 постов совместного контролирования российских и турецких войск. Что может означать для России масштабное столкновение турецких и сирийских войск в этой зоне – говорить излишне. Но не это самое важное. В еще более сложной ситуации Россия находится в другой зоне.

Принятый 22 октября 2019 года в Сочи Меморандум о взаимопонимании между Россией и Турцией, зафиксировал новый статус-кво в приграничном с Турцией регионе Сирии. Там, в так называемой зоне безопасности, тоже установлен режим совместного патрулирования российских и турецких войск. Этот «подарок» президента США Дональда Трампа России в свое время не был оценен достаточно серьезно. Но многие эксперты уже тогда отмечали, что вовлечение России в конфликт Турции с курдами может стать западней для России. Противоречия Турции с сирийским президентом Асадом не могут идти ни в какое сравнение с курдской проблемой для Турции. Если противоречия Турции и России углубятся, то и в вопросе курдов завтра России могут снова сказать: «не смейте противостоять турецкой операции». Такая перспектива не так уж фантастична.

Положение России могут облегчить отмеченные в начале статьи углубляющиеся противоречия Турции с европейскими странами в восточном средиземноморье. Турция и там не может иметь союзника в лице России – скорее всего, и в ситуации с Ливией и Кипром, Россия противостоит Турции. Фактически, вековая традиция заигрывания Турцией противоречиями между Россией и Западом в настоящее время начинает давать сбой. Мировые проблемы радикально изменились. В обсуждаемых проблемах восточного средиземноморья и Ближнего востока у Запада и России нет особых противоречий. Но, от этого России легче не стало – головной болью для нее становится сама Турция, которая осталась бесхозной в политике США и всего НАТО. Входя в Сирию в 2015 году, Россия не могла представить, что ее западные противники вовлекут ее в сложные отношения именно с Турцией.

А время не ждет. 4 января сирийский генштаб заявил, что дает боевикам в городе Саракиб (провинция Идлиб) последний шанс сложить оружие, а войска Сирии готовы отразить любую атаку Турции. Подчеркивается, что силы Турции находятся в Сирии в качестве агрессора. И как быть России? Пока что, заметно, что Россия приняла жесткую позицию – министр иностранных дел России Лавров обвинил Турцию в нарушении договоренностей. Это, на его взгляд, весьма печальная ситуация. Спору нет: действительно печальная…

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button