В сирийском Идлибе Россия и Турция, фактически, обменялись военными ударами и жесткими политическими заявлениями. Убиты российские и турецкие военные, в результате обстрелов турецких войск погибли десятки сирийских военных.
Стороны обвиняют друг друга в нарушении договоренностей в зоне деэскалации. Турция требует, чтобы Россия остановила продвижение сирийских правительственных войск, в результате которого под сирийский контроль перешли некоторые турецкие опорные пункты. Турция дала время России до конца месяца, после чего намерена начать наступление.
Россия оказалась в двусмысленном положении. С одной стороны, Москва не может позволить России начать наступление, которое станет ощутимым ударом по ее репутации. С другой стороны, у России нет ресурсов противостоять туркам. Как говорят российские эксперты, турецкая армия обладает в Сирии естественным превосходством как по количеству вооружений, так и географической близости и присутствию тюркского населения в Сирии.
В свою очередь, Москва, судя по всему, сталкивается с проблемой Асада в Сирии. Позиции Асада за это время довольно окрепли, верные ему войска были перевооружены и стали более профессиональными. Он с успехом маневрирует между Турцией, Россией и Ираном.
Кроме того, в правительственных местах немало про-иранских военных, недовольных действиями России. Многие эксперты говорят, что нарушение перемирия в Идлибе было обусловлено именно этим обстоятельством.
В свою очередь, Кремль ощущает давление со стороны собственных военных, которые недовольны тесным сотрудничеством России с политическим руководством Турции и Израиля.
Россию в Сирии волнует лишь вопрос двух ее баз, но их судьба зависит от множества обстоятельств, в том числе, к чему готова Россия для их удержания.
Таким образом, Россия вместе с Турцией безнадежно погрязла в сирийском болоте. В то же время, очевидно, что они утеряли традиционные схемы контактирования друг с другом, в том числе, вариант решения своих проблем за счет армян.
Нынешнее положение России является следствием ее политики в 1915-23 и 1946-47 гг., когда методично истреблялся армянский элемент в его историческом и цивилизационном ареале, а также армянская субъектность в части Восточной Армении.
На этом фоне вопрос 102-й российской базы в Гюмри и намерения Москвы ее усилить становится все актуальнее. Задачей этой базы является обеспечение русско-турецких договоров 1921 года под предлогом охраны «внешних границ СНГ». Ситуация в регионе меняется, и об этом нужно думать, прежде всего, о необходимости передать ее под армянское командование.
Президент Турции Реджеп Эрдоган навестил депутата-армянина Маркара Есаяна в его доме. Есаян избран в парламент от правящей партии “Справедливость и развитие”.
Ввиду проблем со здоровьем политик армянского происхождения долгое время не выходит на работу, в связи с чем его и навестил Эрдоган. В своем Twitter Есаян поблагодарил президента Турции за визит.
“Я бы хотел поблагодарить президента за оказанную мне большую честь”, – написал он.
Депутат еще в октябре 2019 года сообщал о длительном курсе лечения.
Есаян до избрания в парламент долгие годы работал журналистом. В частности, в 1997-2008 гг. писал статьи для издаваемой в Стамбуле армяноязычной газеты “Акос”.
При этом он всегда выражал негативное отношение к международному признанию Геноцида армян.