5 октября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что турецкие вооруженные силы готовы начать военную операцию на севере Сирии. Гость в студии – Семён Багдасаров.
Анкара в Сирии ведёт себя по-хозяйски. Почему?
ШАФРАН: Вот что там происходит, и почему они там так себя ведут?
БАГДАСАРОВ: По поводу заявления Анкары насчет территориальной целостности Сирии – это, конечно, лицемерие. Для того чтобы понять, что происходит в Сирии, нужно знать немножко историю.
В 2023 году исполняется 100 лет Лозаннскому мирному договору, который определил нынешние границы Турции. Первоначально, до Лозаннского договора, был Севрский мирный договор, который определял границы Турции значительно меньше, чем она сейчас имеет. После этого была война с Грецией в 1921 году, когда в Анкаре собрались турецкие патриоты во главе с Кемаль-пашой Ататюрком, заявившие, что они не признают Севрский мирный договор, после чего и началась война. Чтобы понимать, о чем идет речь, в том числе и о роли России в то время и сейчас, это очень важно!
Война шла очень успешно для греческой армии, она, по сути, подошла к стенам Анкары и готова была к штурму и взятию Анкары. Но в этот момент, надо отдать должное дипломатическим способностям Кемаль-паше Ататюрку, – он обратился к Советской России. Напомню, это 1921 год, у России у самой было все голодно, холодно. Прекрасными речами, что он настроен антиимпериалистически, и много чего другого, и Владимир Ильич искренне решил, что это есть крупный его союзник. В результате в Турцию была послана миссия Фрунзе (я в свое время написал книгу по указанию своего начальства, потому что перелопатил массу документов на эту тему), и одновременно была оказана огромная финансовая помощь – 10 миллионов золотых рублей (представляешь, в те годы для Советской России!), огромное количество вооружения, сотни пулеметов, сотни орудий, огромное количество боеприпасов и бог знает чего!
Одновременно в Греции произошел переворот, когда многие боевые генералы были сняты со своих постов, в результате турецкая армия перехватила инициативу и перешла в наступление. Без деталей (я на некоторых нюансах потом остановлюсь). Это вынудило ряд стран собраться заново и определить границы Турции в том положении, в каком она есть.
При этом турецкое руководство всегда вынашивало свои планы, не очень декларируя это до Эрдогана, о том, что не помешало бы, чтобы в состав Турции вошли Северная Сирия, Северный Ирак, город Батуми и Эгейские острова, которые сейчас принадлежат Греции! Эрдоган, придя к власти, надо отдать ему должное, никогда этого особо и не скрывал. Напомню, что Эрдоган, кроме всего прочего, лидер Партии справедливости и развития – это партия «Братьев-мусульман» (запрещена в России), он находится в союзе с Националистической партией Турции господина Бахчели, который тоже, естественно, поддерживает все это. Поэтому претензии на север Сирии были всегда!