Особые приметы: среднего телосложения, с мускулистыми носами с или без осиного изгиба, темными, шатеновыми и светлыми волосами, карими или голубыми глазами. Откликаются на имена типа Иван, Ежи, Джон и т.п. Обычно обитают на Кавказе, в Европе, Азии, России, Африке, Америке, Австралии и еще в каждом уголке планеты. Говорят на всех языках, известных и малоизвестных человечеству.
Предупреждение: обращаться осторожно, могут оказаться с норовом, дезориентированными, растерявшимися или просто без сознания.
При обнаружении: никому и никуда не сообщать, пока ими не заинтересуются. Более того, у них нет места для нормального проживания и для физической и психологической реабилитации.
Фонд ООН в области народонаселения UNFPA регулярно проводит мониторинг демографии и развития человечества. По данным этой организации, население планеты сейчас составляет 7 миллиардов человек и, исходя из научно выведенных темпов роста, ожидается, что через 20 лет достигнет цифры в 11,2 миллиарда человек.
Ученые считают, что в начале Новой Эры на Земле жило 200 миллионов человек, причем каждые 444 года население планеты удваивалось, а с развитием медицины и повышением уровня жизни — темпы прироста народонаселения увеличились в 10 раз.
Таким образом, с тех пор, как ребенок, родившийся в Назарете и получивший имя Иисус Христос, впервые увидел яркую звезду над Вифлеем, население планеты Земля увеличилось в 30 раз и теперь достигло почти 7 миллиардов человек. Например, население Великобритании в начале христианской эры насчитывало 2 миллиона человек. Сейчас британцев 60 миллионов — ровно в 30 раз больше.
Теперь, что касается армян.
Все источники, в том числе и Армянская Советская Энциклопедия (том 6, стр. 156), оценивают население Армении в первом веке Р.Х. в 4 миллиона человек, которые жили на территории в 312 тысяч кв. км. Кстати, тогда же в Малой Азии было 0,0 % турков, а сейчас их 60 миллионов. Итак, если помножить 4 млн. на 30, то получим, что армян должно было быть сегодня 120 миллионов.
Но сейчас во всем мире армян приблизительно 10 миллионов. Где же остальные 110 млн.?
Попробуем найти выявленный дефицит армянского народонаселения.
В Аварайрской битве армяне потеряли 66 тысяч человек, сотни тысяч — в других битвах, депортациях, резнях. При османах потеряно полтора миллиона человек. Всего, вероятно, нация потеряла 7 миллионов, а с учетом несостоявшегося прироста — получаем дефицит в 14 миллионов человек.
В той же Энциклопедии среди жертв геноцида упоминается один миллион армян, которые были насильно исламизированы. Добавляем и этот миллион, в результате получаем 15 миллионов потерь.
Итак, где же остальные 105 миллионов? Где они сейчас? Что с ними произошло?
Их проглотила ассимиляция
Будучи рассеянным более чем в ста странах, армяне на протяжении многих веков были «донором» для других народов. Особенно интенсивно ассимиляция шла и продолжает идти в Турции, Польше, на Балканах (прежде всего в Греции), Италии, России, а ныне в тех странах, где «пятому пункту» не придают значения — в Аргентине, Индии, Швейцарии.
Но в Турции и некоторых мусульманских странах ассимиляция армян была насильственной (криптоармяне).
Тема ассимиляции занимала «Юсисапайл» на всем протяжении его печатного существования.
Вот, например, публикация в № 124 (апрель 2002 года)
Это мы!
У народов бывают свои комплексы. Особенно у народов, переживших геноцид. Что уж говорить об армянах, переживших геноцид на своей собственной земле. Тем более, что его не хотят признать и считают лишь предметом дискуссии историков.
Наш комплекс связан с тем, что из-за геноцидальных захватчиков оставшиеся в живых армяне были вынуждены покидать родные места и разбредаться по всему миру.
Поэтому и общеизвестно пристрастие армян искать своих соотечественников среди знаменитостей.
Любая фамилия на «ян» с детства вводит нас в какой-то нездоровый восторг. Кинозалы в Армении взрываются аплодисментами, когда в титрах появляется армянская фамилия. Кто не видел машинописные списки выдающихся армян: каких только имен там нет! Нефертити, Гудериан, Герберт фон Караян, Луи де Фюнес, Жан Габен, Павел Луспекаев…
Каждый армянин по призванию знаток генеологии; он точно знает в каком колене принцесса Диана является армянкой, как звали бабушку Джона Кеннеди, кто был настоящим отцом Иосифа Сталина.
И как нам жаль, что д’Артаньян не армянин, да и что стоило великому композитору Верди прибавить крохотное окончание к своей славной фамилии и развеять все наши сомнения! А узнав, что Константин Симонов и Евгений Рубенович Симонов — две большие национальные разницы, мы дружно огорчаемся. И так же дружно молчим о матери кровавого турецкого султана Абдул Гамида.
Кажется, Шопенгауэр однажды заметил, что человек, постоянно чувствующий национальную принадлежность, сродни больному, ощущающему свои кости.
Но если даже захочешь забыть про свое армянство, все равно не дадут и обязательно напомнят. Как это произошло в Баку.
Вдвойне, втройне, вдесятеро, тысячекратно ощущаешь свою родовую кость, сталкиваясь с антиармянами. Можно ли порицать человека, когда он перед лицом расиста и негодяя проявляет свою солидарность с соплеменниками?
Никогда русский, француз или, допустим, англичанин не обидится на сородича по причине безразличия его к земле предков. А мы предъявляем счет «забывчивым» соотечественникам. Потому что не только чувствуем единокровность, но и нечто великое из области национальных генов и исторической памяти. «Я армянин.
Я никогда этого не скрываю, — пишет Сароян. — Люди смотрят на меня и начинают гадать о моем происхождении, так что я сам открываюсь и говорю им. «Я армянин», — говорю я… Мы, армяне, малочисленный народ, и когда бы, где бы ни встретили друг друга — это настоящее событие».
Да, копаясь в поминальнике истории, вглядываясь в лица знаменитых современников, мы ищем в них свое, армянское. В этом есть что-то болезненное? Возможно! Но могут ли кичиться собственным нравственным здоровьем те, кто нехотя признают армянство Айвазовского и вовсе не признают полуармянство Суворова? Ведь это та же болезненность, но уже с обратным знаком.
Вот почему в «геноцидном» номере «Юисапайла» мы размахнулись на публикацию большого полотна «Это — мы», своеобразной национальной книги «Кто есть кто?», которую придется печатать с продолжением, ибо она слишком велика.
Но не станем возражать и сразу согласимся, что не все бесспорно в этой газетной энциклопедии имен, хотя везде старались ссылаться на источники. Поэтому будьте к нам великодушны: если Шота Руставели не армянин, а грузин, что ж, совсем неплохо; если Наполеон — француз (тем более, корсиканец!) и только из личных симпатий окружил себя армянами, то он уже армянин, разумеется, в метафорическом смысле…
Газета предлагает версии, высказывает вслух сомнения — не откажем ей в этом праве. Зеркало мировой истории, особенно его древние участки, замутнено горячим дыханием хроникеров и летописцев.
Расплывчато, а иногда непросто разглядеть лик исторических персонажей. А армяне живут очень долго на земле и всегда созидали, где бы не оказывались: стоит ли удивляться, что в указателе имен истории человечества они столь часто попадаются?
«Это правда, что армяне такие симпатичные и веселые люди?» — спрашивали Сарояна американские читатели.
Симпатичные — похоже, веселые — можно поспорить. Но вот что бесспорно — так это одаренность, высокая одаренность. Даже если из этой газетной публикации маловер вычеркнет четверть, все равно: нас, конечно, мало из-за страшных геноцидов, но вообще-то очень много.
«Это — мы!» Что есть, то и есть! Давид Балаян
Национальное досье: аргументы, факты и версии Это мы
Легендарно имя философа и трибуна Древнего мира Проерезиоса (276-368) -руководителя Афинской школы элоквенции (красноречия). Родился в Кесарии, учился в Антиохии и Афинах. Труды на греческом не сохранились.
Его биография составлена согласно записям Евнапиоса — аспиранта (по нынешним понятиям) этого философа. В числе учеников Проерезиоса были: кесарь Рима — Юлиан, Василий Кесарийский, Григорий Назианценз и др.
Признание пришло и в Риме, куда он был приглашен в качестве учителя царевича. На одной из его площадей стоит памятник Проерезиосу с надписью «Рерум регина Рома — реги элокуентио » («Царь городов Рим — царю красноречия»).
Как яркий пример его дара Евнапиос приводит описание состязания Проерезиоса с претендентами на пост главы Афинской школы красноречия, имевшего место в 355 году при стечении огромной толпы на центральной площади столицы.
«Победа ему досталась, — пишет Евнапиос, — благодаря произнесенной речи, исполненной априори и состоящей из двух частей, при стенографии — повторенной им же немедленно и дословно, на предмет восхищения толпы и даже его… противников». Армянам при жизни он был известен как Паруйр АЙКАЗ.
Раффи написал рассказ об этом философе, где приводит диалог между Айказом и предполагаемым его однокашником по учебе Сааком (видимо, Партевом) — гостем из Армении.
Философ вспоминает свое детство, родину, народ, но восклицает: «… моя Родина весь Мир, моя нация —все ее население!» Космополит, ничего не скажешь! Хотя Евнапиос в биографии говорит, что оба родителя у Проерезиоса были армяне, он, оказывается, всю свою жизнь (а он прожил более 90 лет!) избегал афиширования своего происхождения. (источники: 1. «Пилостраутус энд Еинапиус — «Дзеливс ав дзе Софистс», Кембридж, 1961, англ.; 2. «Зартонк», Бейрут, 1970; «Паруйр Айказ», Тер-Микаелян Нубар, стр.2-3, арм.; 3. Армянская Советская Энциклопедия, т.6, стр.473, 1980, Ереван).
В истории Италии, после падения Рима, исключительную роль в сохранении целостности страны сыграли три, безусловно, незаурядные личности — НЕРСЕТЕ, ИЗЗАКО и АЛАЗАР.
Нерсете (по-итальянски), Нарзесь (по-русски), Нарсес (по-французски и английски) — ключевая фигура периода реставрации романтизма в Италии (533-555), архистратиг Византии в 525-552 годах, осуществивший освобождение Апеннин от готов, в 552 году разбил армию Тотиллы у Кануа и освободил Равенну, Рим, а затем и всю Италию от захватчиков, чем спас ее от германизации и галлизации.
Император Юстиниан назначил его в 552 году экзархом всей Италии, коим он оставался до 565 года. Столица была перенесена в Равенну, откуда Нерсете правил страной почти неограниченно.
Строил и перестроил все то, что считалось национальной гордостью Италии: для этой цели вывез из Армении около 5 тысяч мастеров, которые помогли возвести Милан, Перуджу, Падую и еще 17 городов.
При жизни экзарх воздвиг себе памятник — в 559 году построил храм св.Аполлинария в Равенне, на стенах которого приказал высечь надпись: «Равенна спасена от власти готов и воцарилась свобода, как и мир во всей Италии благодаря Нерсете…
» В Армении он был известен как НЕРСЕС ПАТРИК — небольшого роста и хрупкого телосложения. Родом он был из Персии (475-573), попал в Константинополь пленником и от простого сторожа дорос до наместника Юстиниана!
Всегда подчеркивал свое армянское происхождение, в Италии держал при себе полк телохранителей из армян, с которыми не расставался до конца жизни. Выдвинул в генералы полководцев АХНАЗАРА, САНАЗАРА и АЛАЗАРА, последний из которых стал главнокомандующим при его экзархате. (источники: 1. «Юстиниан», Чарльз Диль, Парнджи, 1901, стр.167-171, франц.; 2. «Истри ав патер Роман Эмпайр» Дж.Б.Бари, Лондон, 1923, глава ХIХ, стр.226 и далее, англ.; 3. «Фондата да Джованни Тречеани — энциклопедиа Италиана», Милан, 1934, итал.; 4. «Чамберс байографикл Дикшнери» , Лондон, 1950, стр.688, англ.; 5. Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический словарь, том.20, стр.567, русск.)
ИЗЗАКО (по-итальянски — ИЗЗАЧАО) — значительная фигура в истории Италии периода 625-643 гг. Экзарх Рима с 625 года. Основал ряд важнейших городов на юге страны, перестроил Рим после пожара 631 года.
Пресек все поползновения готов захватить Север Италии. Похоронен в 643 году в храме Сан-Витали в окрестностях Равенны. На крышке мраморного саркофага имеется надпись на греческом: «Я, Саак, из благородного и благочестивого рода, краса и большая слава армян — был сподвижником царей…»
Рядом с его саркофагом лежит надгробный камень его жены Шушан. В Армении он был известен как Исаак Айказ. (источники: 1. «Ла Гранде Энциклопедия», том.20, 1886, стр.976, итал.; 2. Диль. «Этюдес сюр л’администрастион Бизантик, 1888, стр.286 и далее; 3. «История армянской диаспоры», том.1, стр.172, арм.).
АЛАЗАР — один из самых известных и талантливых полководцев Византии, сподвижник Нерсете. Признавал свою национальность, посещал армянскую церковь. Даты рождения и смерти не известны. Триумф его как военачальника — штурм Рима и взятие в 662 году. (источники: Дж.Б.Бари, «Истри ав патер Роман Эмпайр», Лондон, 1923, том.2, глава ХIХ, стр.226).
Данные о деятельности и подвигах двух других генералов армии Нерсете, АХНАЗАРА и САНАЗАРА, не обнаружены. О них вскользь упомянуто в источниках как о полководцах византийской армии, отличившихся в боях за освобождение Равенны и Рима. Вообще по признанию многих историков, на протяжении тысячелетней истории этой двунадесятиязычной империи ею почти пять веков управляли армяне — только царей было 22.
Одиннадцатый по счету цезарь Византии Филипинкос БАРДАН (711-713), по сведениям греческих историков, желал и даже пытался насадить в Византии армяногригорианство. В Армении он был известен как Вардан Филипикос.
ВАСИЛИЙ I Македонский — в 857-886 гг. царь Византии. Знаменитый стратег, экономист. Происходит из княжеской фамилии Аршакуни. Никогда не забывал соплеменников: армянскому царю Ашоту I как «сыну любимому» прислал корону, царскую накидку и драгоценности. Это был 15-й по счету царь Византии армянских кровей.
ЛЕВ VI Мудрый — в 886-912 гг. царь Византии. Автор первого свода законов страны, переданного и армянским царям. Преемник Василия I Македонского, известен и как Левон III.
КОНСТАНТИН VI Пурпурный — 913-959 гг. Энциклопедист, историк, поэт, инженер, врач. По счету 18-й цезарь этой страны армянских кровей.
ВАСИЛИЙ II Болгаробойца — 976-1025 гг. Великий полководец. По счету 22-й правитель этой страны армянских кровей. (источники: 1. «Армянские цари Византии», Тер-Саакян, тома I-II, Венеция, 1905, арм.; 2. «Армяне в царях Византии», Венеция, 1966, арм.; 3. Византия и Армения», Тер-Нерсесян С., «Патмагракан андес», Ереван, 1970, N1; 4. «Царь Василий I», Москофян А., «Зартонк», Бейрут, 1975, арм.; 5. «Царь Василий II Болгаробойца, Москофян А. «Зартонк», Бейрут, 1975, арм.).
Как известно, визирь Египта Салах-ад-Дин (1138-1193) в 1171 году сбросил с трона Ади-Дина, последнего халифа из династии Фатимидов и основал династию Айюбидов (1171-1250). В Европе он был известен под именем САЛАДИН — гроза крестоносцев. Историки считают его если не армянином (как это утверждает Вальтер Скотт в «Айвенго»), то, по крайней мере, человеком армянского происхождения (Э.Дриатоц, А.Гарднер, Д.Брест).
Только в Армянской ССР Салах-ад-Дин «произведен» в курды, родители которого, потомки Шеддадидов, были выходцами из Армении, а не армянами (АСЭ, том.3, стр.473). В свое время, в 1898 году, Николай Марр по этому поводу писал следующее: «В 1072 году Абуесувар, эмир Двина, купил Ани у Алпарслана и назначил его правителем молодого сына Манучэ.
Члены этого рода Шеддадидов, происходившие, по некоторым источникам, из курдов, управляли нашим городом в звании эмиров 120 лет, — и далее: …хотя Шеддадиды были представителями персидской власти, начиная с Манучэ, по женской линии восходили к одному из армянских Багратидов».
Комментарии излишни! (источники: 1. «Из истории Ани», Н.Я.Марр, «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам», Санкт-Петербург, 1898, стр.209 и далее, русск.; 2. Дж.Бристэд, «Ансиент рекордс ав Эджиат», 1962, Чикаго, том.5, англ.; 3. Э.Дриотон, «Эжипет», том 2, 1962, Париж, франц.).
Загадочна и личность создателя «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели. Дата его рождения не установлена, правда, это не помешало в 1938 году, в связи с 800-летием предполагаемого появления этого произведения афишировать ее в пределах XII века. В чем одиозность информации об этом, бесспорно, гениальном писателе?
Это, во-первых, полная увязка фабулы произведения с местом его создания в Грузии. Автор, фамилия которого, как отмечает он сам, РУСТВЕЛИ (а не Руставели, как переделали затем грузинские специалисты) в песне 9 пишет: «Эту персидскую сказку я теперь переделываю на грузинский…» Почему?
«По одной версии, Руствели влюбился в царицу Тамару, но та настаивает, чтобы он женился на ее протеже — некоей Нине. После свадьбы на этой девице он получает от царицы вместе с дарами задание — перевести на грузинский язык литературный подарок, поднесенный шахом персидов.
Блестяще выполнив заказ, он отказывается от оплаты перевода. После этого был найден его обезглавленный труп…» — пишет проф. Московского университета Арташес Хаханов, автор статьи «Шота Руставели» в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона.
Версия версией, но она вполне соответствует утверждению автора, Руствели, что поэма его — всего-навсего «персидская сказка». В пользу этой версии говорит и обстоятельство места. Почему действие произведения происходит только за пределами Грузии, на части Армянского нагорья, сопредельной Персии, Ираку? Немаловажно и другое.
Почему герои этого гениального произведения имеют исключительно негрузинские (для того времени) имена: Иракли, Дареджан (персидское), Автандил (хузистанское) и т.д.? В песне 1649, в «Эпилоге», автор «Витязя» дает исчерпывающую информацию о себе: «Я, некий месх, певец Руствели, написал это…» Итак, кроме имени Шота, сокращения армянского «Ашот», он подтверждает, что он «месх» или «месхский», что, как и «Ашот», никакого отношения не имеет к грузинам.
Знатоки этнографии грузин знают, что месхами в Грузии называли (по крайней мере до 50-х годов XX века) жителей Ахалкалакского и Ахалцихского районов — армян, христианского и мусульманского исповедания. Начиная с 1949 года, армян-мусульман как турок-месхетинцев выселяли в Алтайский край.
Остатки этого несчастного этноса в 1957 году в Грузии отказались принять на их историческую родину. Месхетинцы обратились к А.Микояну, а тот, узнав, что они ходатайствуют от имени «мусульман армянской крови», просто-напросто выставил их за дверь, мотивируя тем, что «армян мусульманской крови не бывает». За них ходатайствовал и Серо Ханзадян, но бесполезно.
Резюмируя, можно предположить, что Руствели Шота (Ашот) «месх» (ср.: «сомехи» — армяне) из Ахалциха или Ахалкалаки примерно в 1138 году по заказу царицы Тамары переложил на стихи какое-то персидское произведение, которое и стало «Витязем в тигровой шкуре». Таковы факты, вывод за вами. (источники: ст.»Шота Руставели», энц. словарь Брокгауза и Ефрона, т.27, стр.365, 1899, Санкт-Петербург).
Известное истории последнее арабское крупное государство в Египте, существовавшее под началом мамлюков в начале ХIII века, основано было не кем иным, как некоей рабыней-армянкой ШЕЧЕРЕВДЮР.
Она попала в плен к абасскому халифу Мюстаасму, и он отослал ее в дар египетскому султану Салеху-эль-Эйюбину. Армянка настолько была красива, привлекательна и, несомненно, умна, что вскоре стала его женой.
Она подарила монарху сына, которого назвали Туран. Уже к 1245 году она стала, по существу, правительницей страны. В 1249 году после шестого, неудачного похода крестоносцев под началом французского короля Людовика VIII, в осажденном Каире от чумы скончался султан Салех-эль-Эйюбин. Наследник престола Туран был в этот период в Ираке, он был убит по приказу матери.
Шечеревдюр взошла на престол и приказала выбить деньги с собственным портретом и надписью «Мюстаасмут-эль-Салихэ — царица исламов», за что и получила имя «Вдова, госпожа Салихэ». К главе Египетского халифата поспешил из Дамаска Эйюбский халиф Эшреф Муса и предложил образовать общий халифат Египта и Сирии.
Он просуществовал всего шесть лет, им правили двое, но «вдова-госпожа» этого не очень хотела. Она подговорила своего нового мужа в 1255 году устроить переворот и убрать соправителя. Атабек-эль-Аскер Аззедин сработал чисто, и армянка стала властительницей халифата, протянувшегося от Азии до Атлантического океана.
Вскоре пришла и очередь ее мужа — она задушила его в… бане в 1257 году. Прожила она после этого еще два года. Молодые офицеры подняли мятеж, схватили Шечеревдюр и сделали из нее чучело… живьем. (источники: 1. «Шечеревдюр — владыка Египта», Москофян А., «Зартонк», Бейрут, 1974, 22.VIII., стр.3, арм.; 2. Э.Дриотон, «Эжипет», 1962, франц.)
Тиран и гроза народов Юго-Западной Азии ТАМЕРЛАН (Тимур, Тимур-ленг) (1336-1405) — среднеазиатский эмир, полководец. К 1370 году захватил власть в Мавераннахаре и принял титул великого эмира.
С 1372 по 1405 гг. совершил свыше 20-и крупных походов и создал огромное государство от Хорезма в Средней Азии до Ирака у Красного моря. На крышке гробницы была высечена надпись-предупреждение: при беспокойстве-де будет большая беда.
Советские археологи пренебрегли им и вскрыли гроб 21-го июня 1941 года — началась Великая Отечественная война. Темур, Тамур, а больше Ленг Темур — так известен он в истории Армении.
Аппендикс «Ленг» его имени, что по-армянски значит «хромой», он обрел с детства — что соответствует его хромоте, однако классические его биографы, арабы, этот физический недостаток относят к боевым ранам Тамерлана уже в зрелые годы жизни.
Отсюда и противоречия между сведениями выдающегося российского историка Сергея Глинки и фактами его жизни, изложенными в энциклопедиях. (источники: С.Глинка, «Обозрение истории армянского народа», 1852, Москва, типография Лазарева).
Личность ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ (1452-1519) больше, чем легенда. Итальянцы (и не только они) вот уже 400 лет изучают его родословную. Кто были его родители? Почему он так рьяно интересовался армянами и Арменией?
Об этом немного поподробнее. Известно, что он, кроме «Армянских записей», в собраниях «Амброзиано» в Милане (1495), «О путешествиях, совершенных им в Армению», скетчей «Армянские головы» и «Гротеско», украшающих музей Виндзор в Англии и Королевский в Турине, рассчитал и скомпоновал на бумаге для себя 27 разновидностей дуомоцентрических соборов и церквей, которые тогда существовали у армян и в Армении.
«Он был человеком очень набожным, — сказал настоятель церкви Сан-Минато-Монти падре Диосоньо Кристо и добавил: — В дни жизни Леонардо в городе церковь в основном обслуживала армян, но ее посещал и Леонардо, живя не очень далеко от нас…» Конечно, было известно, что Сан-Минато-Монти, кроме покровительницы города Флоренции, была и армянской церковью (Х век).
Это Сурб Минас, находящаяся на расстоянии полукилометра, по пересеченной и топкой местности, от «плацца Леонардо», где когда-то снимал квартиру великий мастер. В то время дорога была непроходимой и, чтобы попасть в церковь надо было осилить болота, оставленные от разливов реки Арно. — Падре!
Зачем нужно было Леонардо проделывать такой путь, чтобы попасть именно в армянскую церковь Сан-Минато? Не проще ли было католику зайти по дороге (ныне «Виа Леонардо») в ближайшие церкви Сан-Сальваторе или Сан-Миниелли? Ведь они всего в 300 и 800 метрах от его дома?.. — У Леонардо были особые взаимоотношения с этой церковью.
Он сюда приходил не только молиться, но и общаться с армянами. Чем больше он вникал в историю этого христианского народа, тем больше привязывался к его божьей обители. Вот я вам покажу… — он подводит к хоралу церкви и приоткрывает ширму-дверцу, — это автопортрет с его дарственной надписью… она бесценна для нас, — запирая тайник, падре продолжает: — Знаете, даже дом, где он снимал несколько меблированных комнат, говорят, принадлежал местному армянину.
Вот и его дочь послужила моделью для полотна «Девушка с Л’Эрмени», первоначально названного «Армена кон Л’Эрмени» («Армянка с Л’Эрмени»). «Армени» — это девушка-натурщица, а «Л’Эрмени» — это грызун с очень ценным мехом, водившийся в тот период только в Армении.
Отороченные им шубы носили папы от Х до ХХ, все Людовики, Ришелье и Талейран! Да, было от чего удивляться. Полотно Леонардо, известное как «Дама с горностаем», также связано с армянами! (См.подробнее: Сергей Арутюнян, «Тайны великого мастера», «Урарту», 1997, NN 5, 6).
В первой половине ХVI века на Средиземноморье усилился морской флот Венецианской республики. Военные и торговые суда подкупали своей быстроходностью, мощью парусного оснащения, выгодно отличающимся расположением надпалубной артиллерии. В чем был секрет такого качества кораблей?
Во-первых, обшивка дна плавсредств медными листьями меньшей толщины, что давало шансы уменьшить толщину не только донных досок, но и шпангоутов и поперечин. Во-вторых, это исключало сращивание ракушек с досками дна и освобождало судно от их тормозящего действия. Новым у венецианских судов стало расположение мачт на палубе, парусов на мачтах, усилилась огневая мощь.
Автором всего этого в Венеции был инженер-изобретатель Антонио СУРЕАНО. Послушаем, что говорит о нем Гевонд Алишан: «По веку 16, удостоившимся нашей похвалы и упоминания стал знаменитый машиностроитель, изобретатель многих устройств Антон Сурян (1550-1588), армянин в Венецию».
Сурян 17-го августа 1564 года получил патент на 30 лет использования своего главного изобретения — понтонного устройства для подъема затонувших кораблей, которое заново «открыли» в начале ХХ века немцы.
Сурян проявил себя и как фармацевт и врачеватель. Он в 1575 году, во время опустошительной чумы, синтезировал противочумную микстуру и свое искусство врачевания передал сыну Овсепу СУРЯНУ. (источники: 1. Гевонд Алишан, «Сисакан Ернджак», стр.476, арм.; 2. Гевонд Алишан «Ежегодник, 1892г.», журнал «Базмавен», стр. 283, арм.; 3. Гевонд Алишан, «Армяне в Венеции», 1894, арм.).
РЕМБРАНДТ (1606-1669) — великий голландский живописец и график из Амстердама. К чему ему было писать свою фамилию «Армензон» (Rembrandt Harmensz van Rijn), что переводится как «сын армянина из Рейна»? Кто он по национальности, если не армянин? (источник: Йоганнес Яхн, «Рембрандт», ВЕБ Е.А.Сииман Ферлаг, Лейпциг, 1967, стр.14, нем.)
Много неясного было и в биографии Джузеппе ВЕРДИ (1813-1901). Были версии его появления на Апеннинах с отцом. По одной из них («Арарат», 02.04.1966 г., Бейрут) трактирщик Алахверди переехал из Константинополя в Милан в 20-е годы прошлого столетия.
Это совершенно не увязывается с официальной версией биографии композитора, где говорится о месте рождения — Италия, поселок Ронколе близ городка Буссета. Этот городок расположен недалеко от Пармы, ехать до него час или полтора. Да, есть в Ронколе харчевня постройки 1810 года.
Она служит музеем. В поселке нет ни одного Верди. Они все переехали в Милан в середине XX века, но без главы семейства Верди — Пьетроса. Он похоронен здесь в 1849 году. Ему было тогда 72 года. Падре Кантолуппо очень учтив.
Он временно исполняет обязанности архивариуса местности. Жалуется на финансовые затруднения, но когда видит у меня в руках 10-тысячную купюру (в лирах, конечно), его лицо проясняется, и он бодро спускается в подвальное помещение за нужным фондом церковных записей. Кто есть кто у Верди Джузеппе?
В графе «родители» записано: «Страниеро (иностранец), тавернано (держатель таверны), кристиано (христианин) Pietros ALAH-VERDI. «Алах-Верди»… и все! — Неужели нельзя установить, кто был этот Пьетрос?
В чем он исповедовался на смертном одре, падре?.. — Тайна исповеди священна, соньо! Тем более, что преосвященный отец Прокопий Менотти давно покинул мир этот грешный… Возвращаясь в Парму, думал: «Что же заставило Петроса (конечно, если он был армянином) поселиться в этой итальянской глуши? От какого большого греха или преследования он уходил?» Вопросы, вопросы, вопросы…
Два выдающихся деятеля средневековья — Жан АЛТЕН во Франции и Джордано БАНГЛИВИ в Италии родились в 1707 году. Ж.Алтен знаменитый агроном, член французской Академии «бессмертных», родом из Нахичевани и армянское его имя — Оганес Алтунян, стал популярным из-за внедрения в сельское хозяйство страны ценного красителя — торона, хорошего подспорья крестьянам юга Франции в ХVIII веке.
Умер в 1774 году. По указу папы в 1771 году ему установлен памятник на горе Нотр-Дам де Дом с надписью «Императору торона Жану Алтену от благодарных сограждан — воклюдинцев». Армянский варинт фамилии Бангливи не установлен.
Этот знаменитый врач-психиатр, которого при жизни называли не иначе, как «обожаемый сын Италии», прожил всего 52 года, но в Падуе и Вероне основал клиники для психически больных, открыл школы-диспансеры для подготовки учеников-медиков.
Ему приписывается выявление в организме человека вегетативной нервной системы. (источники: 1. «Дзе Арминиен Миррор-Спектейтор», англ., N10, 1985; 2. «Базмавеп», 1892, стр.283; 3. «Урарту», N45, 1996, N25, 1995).
АНДРЕ ШЕНЬЕ (1762-1794) — один из крупных лирических поэтов Франции, был, в отличие от своего брата Мари Жозефа, драматурга, человеком более чем консервативных политических взглядов.
События революции, террор, суд над Людовиком XVI и его казнь столкнули поэта на враждебные народу позиции. Он резко нападал на якобинцев, был связан дружескими узами с представителями контрреволюционной аристократии, прославлял Шарлотту Корде — убийцу Марата, публично заявлял, что готов выступить в качестве защитника на процессе Людовика ХVI и закончил свою жизнь на эшафоте незадолго до гибели Робеспьера. Композитор Умберто Джордано на основе его жизни сделал музыкальную драму, которая была поставлена в Ла Скала в 1896 году.
Крупный исследователь Шарль Тигран Текеян установил, что мать Андре Шенье — константинопольская армянка, а ее сестра Асмик — бабушка премьер-министра Франции в 1848 году Антуана Терьера.
Об этом повествует писатель Дрампян в своей книге «Армянские коммунисты в годы Сопротивления». Как Андре Шенье, так и Антуан Терьер, оказывается, армянских кровей? Все было бы однозначно, если бы не другие источники.
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (т.39, стр.483, 1903, Спб) в статье «Андре Шенье» сказано, что «отец Андре — Луи Шенье (1722-1795) в Константинополе женился на умной и даровитой гречанке, которая подарила ему пятерых сыновей…» «… Его жена Елизавета родом из греческой семьи с Санта-Ломака на острове Кипр…» Статью эту в словаре написал поэт Константин Бальмонт, наверное, имея под рукой французские материалы.
(источники: 1. Тигран Дрампян, «Армянские коммунисты в годы Сопротивления», 1967, Ереван, стр,19, арм.; 2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том 39, стр.483, 1903, Санкт-Петербург).
Великий Наполеон Буонапарте (1769-1825) (но никак не «Бонапарт») всю свою армейскую жизнь провел среди армян: мамлюки Рустам и Ованес, командующий Мюрат Оваким — его зять (неаполитанский король), генералы-армяне Мир Давид, Шаен, Ованес.
Его отец Карло-Мария Буонапарте — адвокат, корсиканский дворянин. Он второй сын от брака Карло-Марии и Лютеции Рамолино. Хотя о нем написано около 200 тыс. названий книг и исследований, но ни один автор дальше происхождения самого полководца до отца и матери «не идет».
Правда, они и не отрицают, что до Карло-Марии Буонапарте и после него никогда на Корсике не было Буонапартов! Истории известны неординарные отношения Наполеона к армянам и вне армии.
Почему в полыхающей пожаром Москве он с Мюратом искал часовню с армянским священником на кладбище? Зачем он тратил свое драгоценное императорское время на беседу со священником армянином? Известны и совершенно не понятные факты расположенности к арменоведению великого завоевателя.
Зачем ему нужно было распоряжаться в 1804 году об основании кафедры армянского языка в «Школе восточных языков» в Париже? Был ли Шаган Джрпет, заведующий этой центр-кафедрой, родственником этому маститому арменоведу?
Знал ли он семью Джрпета, которая происходит из Ливана? Ведь в этой стране в то время и сейчас Буонапартеянов полно, а Апартеянов — больше чем «резаных сов»? (источники: 1. Магда Нейман, «Армяне», 1898. Санкт-Петербург; 2. Артур Пернет, «Семейная тайна Наполеона», франц.; 3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том 20, стр.539).
СУВОРОВ Александр Васильевич (1730-1800). Родился в Москве. По матери армянин. Авдотья Манукова была дочерью Федора Манукова (Тадеоса Манукова). Мать Суворова похоронена в Москве, на Ваганьковском кладбище. А.В.Суворов в разные годы жизни общался с армянами. Так, в 1778 г. он организовал переселение крымских армян в Россию, в начале 1780-х годов подготовил новый поход русских войск в Закавказье, принял участие в русско-армянских переговорах, установил связи со многими армянскими деятелями.
Как показывают архивные материалы, Суворов был убежденным сторонником восстановления армянского государства под протекторатом России. Не случайно, что среди армян прославленный полководец пользовался репутацией «доброжелателя и друга» армянского народа.
Значительный интерес представляет и тот исторический факт, что под командованием А.В.Суворова сражалось большое число офицеров и генералов- армян, храбрость которых неоднократно отмечал сам великий полководец.
Некоторые из них, такие, как Хастатов Екам Васильевич, Давыдов Степан Саакович, Манеев Степан (погибший под Измаилом в 1790 году), Яков Абрамов и другие, как пишет ряд суворововедов, принадлежали к числу близких людей и учеников полководца. (источники: 1. Константин Осипов, «Александр Васильевич Суворов», 1955, Москва, стр.6; 2. Мкртыч Нерсесян «А.В.Суворов и русско-армянские отношения в 1770-1780 годах», Ереван, 1981).
АСАКИ ДЖИОРДЖЕ — родился в городе Герца, в Молдавии, в 1788 году. Был писателем, государственным и общественным деятелем. Учился во Львове и в Риме. В 1816 году основал национальный театр в Молдавии, в 1829 году основал первый печатный орган на румынском языке. В 1842 г. основал первый университет в Молдавии и начал издавать энциклопедию. Был дипломатом и входил в состав делегации в Санкт-Петербург на переговорах по заключению договора с Россией о предоставлении Молдавии автономии.
Он был армянином по национальности и никогда не забывал о своей нации. Асаки добился от властей Молдавии и Румынии признания гражданства армян как общины. Открыл ряд армянских школ, составил программы для них и, наконец, в Яссах создал учебник армянского языка. Скончался в 1869 году. (источник: Нубар Тер-Микаелян, «Знаменитые деятели-армяне», «Зартонк», 19 марта 1975, арм., Бейрут).
КОРВИН ТОМАС (1794-1865) — американский государственный деятель. Губернатор штатов Техас и Огайо. В 1848 году был назначен министром финансов США. Известен своим ораторским искусством. Его армянская фамилия КАСАБЯН, происходит из венгерских армян. (источники: 1. «Ху ис Ху ин Америка», 1895, англ.; 2. Магдесян Аршак, «Арминиен итс аспирайшнс», 1918, Бостон, англ.; 3. Джеймс Тащян, «Дзе арминиенс ин ЮЭСЭЙ энд Канада», 1921 , Бостон, англ.).
РУСТАМ РЕЗА — родился в Тифлисе в 1780 году в семье карабахцев. В семилетнем возрасте был выкраден татарами и продан в рабство. Пройдя через «семь рук», он попадает в Каир слугой к шейху. Этот шейх в 1798 году дарит Рустама Наполеону Буонапарте, который делает из него личного телохранителя.
16 лет этот армянин был телохранителем полководца и расстался с ним только в 1814 году, когда императора сослали на Эльбу. Скончался в 1845 г. во Франции, в Туртане. (источники: 1. Магда Нейман, «Армяне», Санкт-Петербург, 1898, стр.250; 2. Нубар Тер-Микаелян, «Знаменитые деятели-армяне», «Зартонк», 19 марта 1975, арм.,Бейрут)
«Штефан (Степан) ТЮРР (1825-1908) — венгерский офицер, друг Кошута, был офицером австрийской армии, эмигрировал в Италию, которую считал своей второй родиной. Участвовал в организации миланского восстания 1853 года и в экспедиции Гарибальди в 1860 году.
Был назначен Гарибальди командиром одной из дивизий Южной армии…» Это из книги Гарибальди «Мемуары» (1871 г., Капрера). Откуда взяты данные Ш.Тюрра — неизвестно, однако в книге «Родовые фамилии венгерских армян» (Будапешт, 1898 г.) изложение однозначное. Кто автор? Криштоф СОНГОТ (1843-1907) — историк Австро-Венгрии, чья армянская фамилия — Хачик Аставацатрян! (см. Армянскую Советскую Энциклопедию, т.10, стр.508; газету «Урарту», Ереван, 1996 г., N47).
Актриса Элеонора ДУЗЕ (1859-1924). Вот, что писала одна из газет («Зартонк», Бейрут) 20 марта 1975 года: «… Дузе Элеонора, родилась в городе Виджевано Италии в 1859 году. Неповторимая итальянская артистка трагедийного жанра, снискавшая всемирную славу. С четырех лет на сцене.
В этом возрасте сыграла роль Козетты в «Отверженных» В.Гюго. Участвовала в многочисленных спектаклях. Кроме Италии, выступала в Париже (1884-1897), в Лондоне и Нью-Йорке (1893), в Москве (1892, 1897), Каире, Вене и других городах. По причине болезни оставила сцену в 1909 г., хотя в дальнейшем исполняла некоторые роли.
Она скончалась в Питсбурге (США) в 1924 году в возрасте 64 лет, а ее тело было перевезено в Италию и погребено в Азоло. По этому поводу в Италии был объявлен национальный траур. О ней написано множество книг. Элеонора Дузе происходит из известной католической семьи Дюзянов из Константинополя.
Дюзяны были хозяевами-распределителями денег монетного двора Османской империи, которые также были меценатами армянской литературы и искусства!» Почти то же говорится и в другом источнике («Лрабер», США, 1963 г.) американских армян. Проследим по порядку. Виджевано — городок неподалеку от гиганта Милана.
В мэрии — разочарование: «Никаких Дузе в муниципалитете не зарегистрировано с 1765 года…» Дузяны (а может, кто-то из Дузянов) спаслись от поголовного истребления, учиненного Портой в конце 1819 года и нашли убежище в Италии. Спаслись же далекие предки известного шахматиста Алексея Дуз-Хотемирского, который всегда хвастался своими предками из Турции.
В XIX веке очень активны были ЛУКАЧИ в Австро-Венгрии (армянский вариант из фамилии — Гукасян, Лукачян). Они еще в 70-х годах XVIII века получили от царицы Марии- Терезы титулы дворян (Исаак, Козар Гукас и Акоп).
Лукачи дали следующих выдающихся армян. 1. Лукач Мориц (1812-1881) — историк, член АН Авcтро-Венгрии, участник революции 1948 года. 2. Лукач Денеш (1816-1868) полковник артиллерии в революционной армии 1848 г. 3. Лукач Бела (1848-1901) — государственный деятель, экономист, писатель.
Депутат парламента. 4. Лукач Ласло (1850-1932) — государственный деятель, юрист, с 1893-го — госсекретарь Австро-Венгрии, 1895-1905 гг.- министр, 1912-1913 гг. — премьер-министр Австро-Венгрии. 5. Лукач Георг (1865-1950) — государственный деятель. В 1905-1906 гг. министр культуры Австро-Венгрии. 6. Лукач Миклош (1905-1985) — дирижер, лучший интерпретатор произведений Вагнера. 7. Лукачи Кристоф (1804-1876) — арменовед (см. АСЭ, т.4, стр.679).
Там же в тот период знаменитыми из армян были представители семейств КИШ и ЛАЗАР.
Киш (Гиш) Эрне (1799-1849) — герой и полководец венгерской революции 1848-1849 гг., из армянского древнего рода Адонц. Дослужился до полковника, командира Ганноверского кавалерийского полка.
С началом революции отдал в распоряжение революционеров все свое имущество — 6-7 млн.флоринов; в 1848 г. стал генералом, был командующим революционными войсками. После поражения революции и ареста расстрелян с 12-ю другими героями, среди которых был еще один армянин — В.Лазар.
В Венгрии есть памятник Кишу, его именем названы улицы во многих городах. Лазар (Лазарян, Касарян) Вилмош (1815-1849) — герой венгерской революции 1848-1849 гг. армянского происхождения, был расстрелян в числе 13-ти военачальников революционной армии (см. Магда Нейман, «Армяне», 1898 г., стр.237, 239).
Были известны МОЛЬНАРЫ, ПАТРУБАНЫ, ЧАУСЫ, АПАФЫ и очень и очень многие другие фамилии армян в Венгрии — публицисты, историки, врачи, биологи. Были в XIX веке семейства гениальных математиков БОЯНОВ, биохимиков — СЕНТ-ДЬЕРДЬИ (см. «Урарту», N25, 1997 г.).
В мире математики, а точнее, геометрии, признан Янош БОЯН (1802-1906), сын Вольфганга, сподвижника Гаусса (1775-1849). Этот Янош Боян является автором революционного открытия — неэвклидовой геометрии (см. «Урарту», N13, 1997 г.).
В Австрии, в Вене есть улица Аветик. Она названа именем выдающегося венгерского врача Степана АВЕТИКА (1804-1884), создателя курса «Де офтальмиа Неонаториум». Другой АВЕТИК (Феликс) (1888-1919) — юрист, несмотря на короткую жизнь, оставил яркий след в стории юриспруденции Австрии (см. Гарник Степанян «Биографический словарь», т.1, стр.134, Ереван, 1973 г.).
В Австрии учился и творил композитор Степан ЭЛМАС (1864-1937) -последователь и сподвижник Ференца Листа (там же, стр.337-338). АБРАМОВИЧ Столпос (1849-1899) — драматург, АБРАМОВИЧ Давид (1839-1926), госдеятель в Польше и Австрии (см. Дж.Сируни, «Армяне в Восточной Европе», Бухарест, 1932 г.).
В Румынии XIX века творил свои бессмертыне произведения гордость румын поэт Михай ЭМИНЕСКУ (1850-18989). Вот что пишет о нем «биограф великих армян» Нубар Тер-Микаелян в газете «Зартонк» от 20 марта 1975 года: «Родился он в городе Ипотенш, близ города Ботошан в 1850 году в семье Эминовичей, переселенцев из Львова в Молдавию. Учился в Черновицах, Вене, Берлине».
В 1896 году в Париже впервые выставился великий офортист века Эдгар ШАИН (1874-1947) — один их редчайших художников, который посвятил всю свою жизнь пропаганде этого вида и жанра графики. Его работа «Этот прекрасный армянский нос» — визитная карточка его армянства (1931). Э.Шаин иллюстрировал книги Анатоля Франса, Мурье, Гюнсмана, Мирабо и Густава Флобера. (см. П.Е.Корнилов, «Русская гравюра ХVI-XIX веков», «Искусство», 1950 г.; Анри Мадгри, «Эдгар Шаин», журнал «Гегуни», 1927 г., франц.).
В Англии в тот же период пользовался большим авторитетом «друга армян» член парламента Англии Генри-Финис-Блос ЛИНЧ (1862-1913) — арменовед, государственный деятель, путешественник, историк. Он дважды (1893 и 1894) путешествовал по Армении и создал двухтомный капитальный труд «Армения» (англ.), который переведен на ряд языков и считается первоисточником для арменоведов. По журналу мхитаристов «Базмавеп» (N2, 1914 г.) — его мать была армянкой, по АСЭ (т.4, 619 стр.) — бабушка.
В Италии в середине 70-х годов блистала своими стихами самая крупная поэтесса этой страны Виттория АГАНУР-ПОМПЕЛИ (1865-1910). Она потомок выходцев из Джуги — Аганурянов, которые через Индию перебрались на Апеннины.
Известны ее стихи про армянский народ и историческую родину предков. Некоторые включены в «Антологию поэзии про армян», составленную Забелом Бояджяном в Англии, из которых самый удачный — «Пасха Армена». «И придет твой день радости и чести, Праздник твоей Пасхи — армянский народ…» Обладая красотой, обаянием восточной женщины, она была любима окружающими и особенно мужем — графом Пампели, спикером парламента Италии, который закончил свою жизнь выстрелом из пистолета в висок на могиле Виттории Аганур в момент ее похорон.(см.»Диционарио дельи Скритори Летератриче Италиани», т.1, стр.147,1949, Милан; АСЭ, т.1, стр.246, арм.).
В 1898 году в Рио-де-Жанейро бразильским правительством был объявлен конкурс на лучший проект интеграции города Рио. Победил на этом конкурсе проект архитектора-градостроителя Миграна ЛАТИФА. Кто же был этот М.Латиф? «Он не был бразильцем…
Рожденный в 1856 году в г.Константинополе, в армянской семье, он проживал в Бразилии с 1879 года и знал Рио, как свои пять пальцев», — так писала газета «Корьера дела Манья» в марте 1979 года.
Сегодня трудно представить какой-либо современный многомиллионный город без выдвинутых им при постройке Рио многоэтажных эстакад и тоннелей-переходов. Построенный им в виде подковы прибрежный Рио стал местом массового отдыха и времяпровождения горожан.
Этому архитектору удалось убедить мэрию построить совершенно новую опоясывающую автостраду, и это все он осуществил за 16 месяцев. Выпускник факультета архитектуры университета г.Гант (Бельгия), стал известным градостроителем всего за 7 лет. Скончался в 1934 году. (см. С.Арутюнян, газета «Урарту», N36, 1995 г., Ереван).
В Аргентине из «неизвестных» армян одним из известнейших в XIX веке был генерал Анош ЦЕЦ (1822-1904) — основатель первой военной академии этой страны и автор книги «Военная география Республики Аргентина» (1885 г.).
Родом он из Венгрии, где во время революции 1848 года был начальником штаба армии командующего Юзефа Бэма (назначался Кошутом). Участвовал в боях в Трансильвании против войск Австро-Венгрии и царской России.
Эмигрировал в Германию в 1850 году. Был заочно приговорен к смертной казни в Венгрии (1849). Опубликовал в Гамбурге свои мемуары. Жил в Париже (1853-1855). Переехал в Италию и воевал в армии Гарибальди.
Потом жил в Испании, Португалии и с 1861 года с семьей переехал в Аргентину. Одна из улиц Будапешта названа его именем, а в Аргентине, во дворе основанной им академии установлен памятник в его честь. Выпущены почтовые марки с его портретом. Состоял в переписке с венгерскими армянами.(см. С.Коланджян, «Цец»,; АЭС, т.12, стр.153-154, арм.).
В театре, кино и на эстраде среди выдающихся армян был Владимир НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО (1858-1943). Известно, что после того, как отец его в Миргороде задохнулся в бане пьяным, в 1860 году он с матерью и братом рос в семье деда по матери, миллионера ЯКУБОВА, в Тифлисе.
Учился актерскому ремеслу вместе с дядей, известным российским актером СУМБАТОВЫМ-ЮЖИНЫМ Алексеем, который во всех советских изданиях по искусству фигурирует только как Южин А.И., хотя его настоящая фамилия Сумбатов (1857-1927). Надо заметить, что Владимир Немирович-Данченко похоронил свою мать на Армянском кладбище в Ваганькове, в Москве (см. В.Немирович-Данченко, «Письма, статьи о театре», М., Искусство, 1939).
Другой организатор современного русского театра в Москве — Евгений ВАХТАНГОВ — блестящий актер, новатор, создатель «армянской студии» при театре. Багратион Вахтангов, отец режиссера — табачный «король» из Владикавказа являлся большим поклонником и меценатом всего армянского на Северном Кавказе.
Для своего сына Евгения он создал все условия пушкинского Онегина. Рубен СИМОНОВ, в свою очередь, будучи поклонником всего «вахтанговского», назвал своего сына именем кумира — Евгением, и когда Евгений СИМОНОВ «откололся» от вахтанговцев в конце 80-х и основал свой «театр Евгения Симонова», то там уже играл его сын — Рубен Евгеньевич СИМОНОВ — внук Рубена Симонова. Так в Москве родился еще один театр, основанный режиссером армянских кровей — четвертый по счету!
А почему четвертый по счету, а не третий? Да потому, что до этого еще в 1908-м в той же Москве был основан театр «Летучая мышь», или театр «Балиева — Тарасова».
Кто же были эти гиганты театра? Никита БАЛИЕВ или ПАЛИЕВ (Мкртыч Бальян) родом из Ростова, вернее, из Нового Нахичевана. Он родился в 1877 году, а завершил жизнь в Нью-Йорке в 1936 году.
С 1901 года он во МХАТе. Вот что говорит Станиславский в книге «Жизнь в искусстве»: «В 1903 году, по пожеланию А.П.Чехова, состоялся первый «капустник» — веселая программа с участием Книппер-Чеховой и Москвина…
В дальнейшем эти «капустники» стали традиционными. В них как конферансье выступил и блеснул своим талантом наш актер Н.Ф.Балиев. Его жизнерадостная личность, остроты, шутки, ловкость приковывали внимание публики — полного зала — к сцене.
Эти «капустники»… предопределили рождение в России театра нового жанра… гротеска. Созданием этого занялись Н.Ф.Балиев и Н.Л.Тарасов…» Итак, два армянина в Москве основали еще один театр, который объехал всю Европу, Ближний Восток и Америку и закончил свое существование почти одновременно со смертью одного из основателей — Н.Балиева в 1936 году в США.
А кто же Н.Тарасов? Род Тарасовых-армян восходит к Аслану (Шамилю) Тарасову — «королю» спирта на юге России, основателю в 1839 году города Армавира. Его дети в 1903-м обосновались в Москве и на Спиридоновке и Большой Дмитровке обзавелись роскошными домами. Лазарь Тарасов был одним из них. Николай был сыном этого Лазаря ТАРАСОВА.
Николай в 23 года потерял отца. И вот он, светский лев, образованнейший человек, завидный жених, желанный любовник, обладатель состояния в 3 миллиона золотых рублей, подружившись с искрометным Никитой Балиевым, всецело ушел в дело создания театра. Но театр в Москве сохранился недолго — до 1918 года.
Он практически распался в 1911 году из-за самоубийства Николая Тарасова. Артисты «Летучей мыши» собрались еще раз в 1916-м и… эмигрировали сперва в Константинополь, а затем в Европу и Америку.
С этим театром работала целая когорта выдающихся, но неизвестных армян. Сурен ХАЧАТУРОВ — родной брат Арама Хачатуряна и отец Карена ХАЧАТУРЯНА (род.1920г.), Аршак и Геворг БУРДЖАЛОВЫ (1879-1946, 1869-1924), бывший артист МХАТа Аким Тамиров, его жена Тамара Шаин, Тамара Дайкарханова, певец Макаров, Сусанна Арутюнова и др. (см. Сергей Арутюнян, «Никита Балиев», газета «Фильм» 10 июня 1989, арм.).
Но не только в Москве армяне-незнакомцы создавали театры. По крайней мере еще 3-4 театра основаны армянами в разных городах Европы. «Король» рыбопроизводства на Кавказе Есаи Питоев, идя навстречу армянской общественности Тифлиса, осуществил давнишнюю мечту Габриэла Сундукяна и Геворга Чмшкяна — построил великолепный театральный комплекс на ул.Головинской (сегодня театр им.Ш.Руставели — гордость грузин).
Брат Есаи Питоева — Жорж Питоев, перебравшись в Париж в начале века вместе с Жаном Кокто, Сергеем Дягилевым организовал «Картель Четырех» и свои театры — сперва в Женеве, а затем и в Париже.
Сын Ж.Питоева Саша ПИТОЕВ (1920 г.) — уроженец Парижа. Он пошел по стопам отца и стал знаменитым театральным деятелем Франции. Став главным режиссером театра «Соеньете Питоефф» в Париже, он основал и свой «Модерн театр» в 1962 году.
Трудно представить себе, как он успевал сниматься в 15 полнометражных кинокартинах да еще и быть главным режиссером двух театров. Итак, Питоевы основали целых три театра, и если в первом сам Есаи удовлетворялся участием в процессе ежевечернего открывания занавеса (любимое занятие миллионера), то его брат и племянник были активными участниками создания спектаклей (см.»Фильм», 30 ноября, 1987).
Еще в одном парижском театре «Театр д’Ист» главный режиссер и художественный руководитель — армянин Эдмон ТАМЫЗ (1923 г.род.) — сын торговца книгами из Ерзнка Аршака Тахмиджяна, ведущий артист кино (см. С.Арутюнян, «Эдмон Тамыз», «Фильм», 10-20 февраля 1990). Армянин Рауль АСЛАН (1890-1972) основал в 1937 году «Бура-театр».
Это тот артист Аслан, про которого европейская пресса писала, что после смерти Юзефа Кранца только именно его усилиями на немецкой сцене вновь возродился «Гамлет» Шекспира (см. С.Арутюнян, «Рауль Аслан», «Фильм», 10 мая 1990).
«Варьете» нового типа основал в Париже сын Хачика Ованесяна из Багдада Ремон ВЕНСИ (1904-1981). Он же в своем «Опперет Модерн» поставил первые шоу, где являлся основным исполнителем (см. С.Арутюнян, «Ремон Венси», «Фильм», 20-28 февраля 1990).
Таким образом, если учесть подвиг Рубена Мамуляна, основавшего «Эвримен Опера» в Америке в 1927 году, где вот уже 70 лет идет «Порги и Бесс» Дж.Гершвина в постановке великого тифлисца, то армяне в первой половине XX века основали восемь театров!
Большими мастерами сцены были КНОРОЗОВА, АКИМОВА (Экимян), БАБАНОВА (Папанян) в России начала и середины XX века (см. Г.Степанян, «Словарь имен и фамилий», арм.). Алис САПРЫЧ (1920 г.), Роза ВАРД (Нвард Манвелян), Коко АСЛАН (Григор Асланян) — во Франции (см. С.Арутюнян, «Фильм», N935, N961).
Тамара ГЕВА (Гергева) по происхождению из петербуржских армян. Была с 16 лет охвачена в «Бале Рьюс» С.Дягилева совместно с Тамарой Тумановой, Тамарой Дайкархановой и Тамарой Шаин в начале 20-х годов. Жила в Швейцарии, а затем в Монте-Карло.
Выйдя замуж за «звезду» балета Джорджа БАЛАНЧИНА в дальнейшем с ним гастролировала не только по Европе, но и по всему свету, обосновавшись в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке в 1928 году. Разведясь с Дж.Баланчином, она оставалась примой еще долгие годы.
Конечно, очень много неясного насчет Джорджа (Геворга) Баланчина. Он сын Мелитона Антоновича Баланчина, который с 1928 года принял фамилию Баланчивадзе — ученика Римского-Корсакова, петербуржца, как и единоутробный брат — Андрей (Андраник) Мелитонович Баланчин (1906 г.род.), который в юношеские годы, следуя примеру отца, принял ту же фамилию — Баланчивадзе.
Сей Андрей Баланчивадзе, будучи уже одним из «заправил» музыкальных дел в Грузии, пригласил в 1958 г. Джорджа Баланчина, через 40 лет, посетить Россию и побывать в Грузии. В тбилисском аэропорту, где в день прилета высокого гостя из Америки собралась грузинская элита, чуть не разразился скандал, когда министр культуры этой республики, представляя гостя, назвал его ни мало ни много как «Георгий Баланчивадзе»!
Гость был вынужден прервать речь министра, заметив, что он не «Георгий Баланчивадзе», а «Джордж Баланчин», и приехал не как официальный представитель балета США, а в гости к брату Андрею Баланчину, с которым расстался в Петрограде 40 лет назад.
Да, многие карты спутал Мелитон Баланчин — отпрыск знаменитого семейства Паланджянов из Константинополя, приняв с легкой руки фамилию Баланчивадзе и размежевав двух братьев, Андраника и Геворга, на Баланчивадзе и Баланчин!
Что же касается неармянского происхождения балерины императорского балета, педагога классического танца в советской балетной школе, основоположницы нового современного метода танцевальной грамоты, автора первой книги о науке классического танца, теоретика и вдохновенного практика балетной педагогики, первого профессора хореографии, наставницы нескольких поколений выдающихся балерин театров мира — Агриппины ВАГАНОВОЙ (1879-1951), чьим именем названо уникальное училище балета в Ленинграде, то это можно отнести к нонсенсу.
Ее отец Яков (Акоп) Ваганов был петербуржским армянином нескольких поколений. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с иллюстрациями последней книги Галины Кремшевской «Агриппина Яковлевна Ваганова»(Ленинград, «Искусство», 1981 г.) — кстати, эту книгу рецензировал Юрий Григорович — приведенными впервые в печати, чтобы убедиться в наличии армянских кровей в этой высококлассной профессионалке.
Как-то М.Плисецкая сказала: «Знаете, я вообще очень уважаю профессионалов своего дела и презираю дилетантов. Во всех областях. Если говорить о балете, то ученики Агриппины Яковлевны Вагановой — какая бы мера таланта ни была им отпущена — все профессионалы. Они грамотно «пишут». Они в «письмах» не делают ошибок, потому что окончили академию Вагановой…» (там же, стр.121).
Вано МУРАДЕЛИ (1908-1980) — композитор, ученик армянского музыковеда С.Бархударяна. Он родом из Гори, где 2/3 жителей тех лет были армянами. Вырос в армянской семье, но за всю свою долгую творческую деятельность так и не создал что-то монументальное для армян.
Жил в Москве и писал в основном по заказу, почти на любую тему (см. Сеженский К., «В.Мурадели», М., 1962 г.; В.Мурадели, «»Воспоминания и статьи», М., 1983).
Из армянских районов Северного Кавказа происходил Микаэл ТАРИВЕРДИЕВ (1931-1996), он был учеником Арама Хачатуряна и Григора Егиазаряна, стал маститым и признанным в СССР композитором (см. Цукер А., «М.Таривердиев», М., 1985).
Сергей АГАБАБОВ (1926-1969) — композитор, автор первой Дагестанской симфонии (1959), Дмитрий АРАКДЖИЕВ (Аракишвили, 1873-1953) — музыковед, народный артист Груз.ССР, хотя и ловко (но не точно) перевел свою фамилию на грузинский лад, но не смог скрыть своего армянского происхождения, как и братья ПАЛИЕВЫ — Захар (Захарий) (1871-1933), ученик своего старшего брата Ованеса (Ивана) ПАЛИЕВА (1868-1934). Захар Палиев считается основоположником грузинской профессиональной музыки (после смерти — Палиашвили).
Основные, оригинальные произведения до революции он издавал под фамилией Палиев. Ованес Палиев — дирижер, был известен во многих городах России. Семья Палиевых происходит из известного рода армян Палянов — знатных музыкантов, архитекторов и строителей на всем Ближнем Востоке.
Но больше всех армяне — выдающиеся и малоизвестные — творили в Москве, Петербурге и в других русских городах. Это композиторы Давид ТУХМАНОВ (1940 г. род.)— засл. деят. искусств РСФСР, БАКАЛОВ Леонид Ованесович (1908-1982) — также засл.деят. искусств РСФСР, автор оперы по Пушкину «Сказка о попе и его работнике Балде» (1937), Илья Шапошников (1895-1953) и Павел МАНУИЛОВ (1881-1929) (см. Г.Степанян, т.2, стр.272 и т.3, стр.174, арм.); СВЕШНИКОВ (Можджян) Александр (1890-1980) — основатель Государственной академической русской капеллы Союза ССР, носящей его имя. БАРАТОВ Леонид (1895-1964) — режиссер, народный артист РСФСР (с 1958 года) — постановщик оперы «Хованщина» в ГАБТе в Москве, руководитель хора, засл. деят. искусств РСФСР; Виктор МЕРЖАНОВ (1919 г.род.) — пианист, педагог, народный артист РСФСР (с 1977) — профессор Московской консерватории; БАХЧИЕВ Александр (1930 г.род.) — пианист, засл. артист РСФСР (с 1982) — солист Росконцерта; АДЖЕМОВ Константин (1911-1985) — пианист, проф. Московской консерватории… (см. «Музыкальный словарь»)
В странах Европы под «странными» для армян фамилиями выступали такие композиторы, как Людвиг БАЗИЛЬ («Зартонк», 26.10.84) — композитор в Германии; Шарль АЗНАВУР (1924 г.род.) — композитор, популярнейший шансонье; Жорж (Тиран) ГАРВАРЕНЦ (Арабаджян (1932-1996) — композитор, автор музыки к 160 фильмам, известным во всем мире; Мишель ЛЕГРАН (1932 г.род.) — композитор, автор музыки к кинофильмам, джазовых произведений, свингов и произведений модернового джаза; Кристина ЛЕГРАН (1930 г.род.) — композитор (сестра М.Леграна); КАРПУША (Карапет Тер-Абрамян, 1888-1878) — композитор, балалаечник, основатель всемирно известного кабаре «Карпуша» в Париже. Эдди ВАРТАН (1958 г.род.) — композитор, автор музыки к ряду кинофильмов; Жак ХЕЛИАН (Элиан) — композитор, руководитель оркестра, дядя М. и К. Легранов, их попечитель, воспитатель и первый учитель музыки.
Оркестр под руководством Ж.Хелиана был популярнейшим в Европе в послевоенные годы… (см. «Ху ис ху ин Эюроп», «Ху ис ху ин Франс», 1975). В 80-х годах стали известны имена певцов ОТИЕВОЙ, АЛЛЕГРОВОЙ (это дочь циркового артиста Александра Григоряна), Филиппа КИРКОРОВА и др.
Из американских певцов со «странными» армянскими фамилиями были в начале века — звезда «Метрополитен-Опера» Паоло АНАНИАН и причисляли к такому рангу Филиппа БЕННЕИАНА. На обоих певцов автором этих строк от имени АСЭ был сделан запрос в США в 1970 году.
На этот запрос архивариус «Метрополитена» Кравец ответил, что Паоло Ананиан действительно выступал на сцене театра 14 лет, пел 147 ролей и наряду с этим выступал совместно с Карузо, Джильи и Режке.
Приложил список этих выступлений (находится у автора). Про Ф.Беннеиана он написал, что певца с такой фамилией не было на сцене театра вообще (О Ф.Беннеиане написано в книге Тащяна Х. «Армяне в Америке»).
В наши дни из армян-«шоуменов» с нетрадиционными фамилиями наипопулярными были: Кевин ДЖОРДЖ (сын кинодеятеля Сарки Мурадяна) и Лайза МИННЕЛЛИ (дочь кинодеятеля Д.Миннелли, у которого мать армянка, и поп-звезды Джинджер Роджерс) в США.
Парадокс заключается в том, что армянин-«полукровок» режиссер Миннелли никогда не причислял себя к армянам и был очень далек от армянских кругов, дочь же его Лайза охотно сотрудничает с армянами, ее кумир Азнавур.
Неполным будет наш рассказ о музыкантах, певцах с нетрадиционными армянскими фамилиями, если не рассмотреть два «казуса»: с Лусин АМАРА (1926 г.род.) — певицей «Метрополитен-Опера» и с композитором Джангиром ДЖАНГИРОВЫМ Ширгет-оглы (1921 г.род.) Гастролируя по СССР, Л.Амара в 1965 году давала концерты в г.Тбилиси.
Сотрудники наборного цеха местной газеты «Заря Востока» в набранной статье «Лусин Амара» в скобках, после фамилии и имени певицы добавили «Лусине АРМАГАНЯН» — ее настоящую фамилию.
Конечно, старший из наборщиков — мой школьный товарищ Володя Фарашьян — лишился работы, но зато вся общественность Грузии узнала, что Лусин Амара — армянка. Джангир Ширгет-оглы ДЖАНГИРОВ — гордость Азербайджана, проф. и зав. кафедрой дирижирования консерватории, с 1944 года руководитель хора Азербайджанского радио и телевидения, вдруг в марте 1989 года был вызван в штаб «Народного фронта Азербайджана».
Тут ошеломленному музыканту-композитору сообщили, что он… не азербайджанец, а армянин по фамилии АВЕТИСЯН. Его младенцем подобрала азербайджанская семья во время очередного погрома армян 1920 года в Баку, усыновила и превратила в азербайджанца…
Большая группа художников, скульпторов, ваятелей, эстампистов, граверов и фотографов-армян также выступала и творила с неармянскими фамилиями в упомянутый отрезок времени в ХХ веке. В России их больше ста. Отметим некоторых из этого числа.
Из художников старшего поколения — ЯКУЛОВ Георгий Богданович (1884-1928) — пейзажист, театральный художник. Окончил Лазаревский институт в Москве. Учился в студии К.Юона, два года проучился в Московском институте художеств.
Первая выставка в 1907-м, затем в Италии и Франции. Был художником многих постановок («Мистерия-буфф», «Царь Эдип» в Москве, «Венецианские купцы» в Минске и т.д.) Рисовал портреты (А.Таманян, В.Инбер и т.д.). Ряд выставок после смерти (в Москве, в 1975 году) (см. Георгий Якулов, каталог выставки, М., 1975 г.). ДУРНОВО Лидия Александровна (1885-1963) — искусствовед по средневековой армянской графике.
ГАБУНИЯ (Бебутова) Варвара Давидовна (1897-1982) — пейзажист. Училась в Петербурге и в Париже (академия Жюлиена). Участвовала в выставках с 1922 года. Засл. деят. искусств Груз.ССР.
Портреты П.Меликишвили, А.Габуния, Г.Табидзе. Жила в Тбилиси. КУЗНЕЦОВА (Бебутова) Елена Михайловна (1892-1979) — пейзажист, театральный художник. Училась в Петербурге и в Париже. Первые выставки в 1913 году. автор картин «Прачки», «Гармонисты», портретов Книппер-Чеховой. Оформила «Нору» (театр Мейерхольда в Ленинграде, «Гамлет» в Минске, «Мария Стюарт» в театре Ленсовета в Москве и т.д.) Жила в Москве.
КАРАМАЛОВА Елена Петровна (1894-1981) — пейзажист. Училась в Москве в институте Строганова, в академиях искусств в Одессе и в Киеве. Первые выставки в 1922 г. Выставлялась в Пятигорске (1937), Алма-Ате (1939 и 1946 гг.). Жила в Алма-Ате.
ГЕНЧ (Генчоглян) Левон Георгиевич (1897-1995) — график, карикатурист, писатель. Учился в художественной студии в Ростове (у Акима Ованесова), в 1917-м окончил Лазаревский институт. Главный художник-карикатурист «Крокодила». Его карикатура времен 90-х годов «Показываю в последний раз» обошла многие газеты (1992).
КЕПИНОВ (Кепинян) Григор Оганесович (1886-1966) — скульптор. В 1909 году окончил физический факультет Петербургского университета. В 1910-1913 гг. учился в Париже в академии Жюлиена. Выставлялся с 1910 года. Засл. деят. искусств РСФСР. Создатель образов Перовской, Кожедуба, Корина, Прокофьева и др. Жил в Тифлисе и в Москве. (см. Григор Кепинов. Каталог. Ереван, 1964)
ЛЕТКАР (Тер-Карапетян) Левон Погосович (1897-1978) — художник-пейзажист. Учился в художественной школе в Тифлисе (у Е.Тадевосяна). С 1915 года в Харькове в студии А.Любимова. Преподавал на родине в Ахалцихе. С 1925 года в Москве, выполнял работы по заказу партии («Ленин и РКП(б)», «Вся власть Советам» и т.д., портреты.)
КАЛАТОЗОВА Мария Артемовна (1898-1981) — художник по прикладным искусствам. Училась в Тифлисе в студии М.Тоидзе (1924-1926 гг.) С 1934 г. жила в Москве. Выставлялась с 1938 года. ПИРАДОВ Василий Богданович (1865-1918) — живописец, график. В 1892-м окончил Академию художеств в Петербурге. Был учеником И.Репина и П.Чистякова. В основном портреты. Преподавал в Тифлисе и в Баку.
ВЕРМИШЕВА-КИЛОСАНИДЗЕ Нина Михайловна (1908-1987) — художник театра и кино. Оформила 85 театральных постановок, мультфильмов.
Во Франции из художников старшего поколения следует отметить Гранта ШАБАНА (Шабанян) — мариниста с мировым именем (1888-1939), сына Арсена Шабаняна — кавалера ордена Почетного легиона. Д’АГОП (Акопян) Акоп (1892-1973) — портретист-реставратор. Окончил академию Жюлиена в Париже в 1912 году. Работал в мастерской художника Р.Колена. Выставлялся впервые в 1918 г. Основное занятие — реставрация великих полотен в Лувре.
АЛЯНАК Грант (1880-1938) — пейзажист, портретист. Учился в Константинополе, Париже. Выставлялся впервые в 1915 году. Занимался искусствоведением. Геро Генри (Текеян, 1894-1971) — художник, театровед, искусствовед. Первая выставка в 1933 году (Париж, Марсель).
САРУХАН Александр (1898-1988) — график.
Учился в школе графики в Вене (1920-1922). Издавал юмористический журнал «Каврош» в Константинополе. Был редактором «Айкакан синема», «Каравана» (1938 г.) Проиллюстрировал знаменитый «Панджуни» (по Отяну), «Менк айерен чгитенк» (1956 г.). Писал статьи по арменоведению. Умер в Париже.
Художники среднего и нового поколения во Франции — ГАРЗУ (Гарник Зулумян) (1907 г.род.), член Французской академии «Боз-Арт». ЖАНСЕМ (Жан Семерджян,1920 г.род.), КИРАЗ или ГИРАЗ Эдмон (1923 г.род.), ШАРТР (Арутюнян Сурен, 1930 г.род.), ДАНИЭЛЬ-БЕК (1942 г.род.), ЖИРАКО (1930 г.род.) и др.
В то же время в Италии творил Д’АБРО (Аброян) Аслан (1848-1928) — выпускник Академии художеств Неаполя. В основном пейзажи. Был профессором в Музее искусств в Неаполе. В Бельгии известна Люси НЕРСЕС (1932 г.род.) — пейзажист. В Германии — СИМОН Коган (1905 г.род.) — также пейзажист.
В Швейцарии творил Жорж ТАМАД (1839-1920) — маринист, который имел персональные выставки в разных города Европы и США. В Австрии большой популярностью пользовались картины художников семейства ФЛОРИАНОВ — об армянском, да еще царском, происхождении, как о ЦАГИКЯНАХ из Ани сложены легенды у арменоведов Европы.
В Румынии — БАЛТАЗАР Апгар (1880-1909) — художник, искусствовед, автор ряда работ о художниках; КОНЕЧАНУ Ольга (Секпосян) (1908-1974) — портретист. С 1931 года участвовала в выставках. Жила в Бухаресте. ЧИК-ТАМАДИАН (Дамадян) (1919 г.род.), с 1932 по 1939 гг. учился в лицее Мурад-Рафаелян в Венеции. Карикатурист. Живет в Бухаресте.
В странах Америки: в США широко известны работы художника ПУШМАНА Овсепа (1877-1976). Выходец из Константинополя, он совершенствовал свое искусство в Париже, Нью-Йорке. Имел выставки в Чикаго и в Бостоне. Ншан ТУР (Туранджян, 1888-1976) — начал выставлять свои работы еще в 1905 г.
Он скульптор. Автор бюста Бетховена, находящегося в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Жил в основном в Сан-Франциско. КАЛУСТ (Шарль Чилингарян, 1872-1936) — художник-пейзажист. Выставлял свои работы с 1899 года с Софии (первая премия), в 1913 и 1917 годах в Нью-Йорке, в Аргентине и в Бразилии.
Чрезвычайно высока роль Аршила ГОРКИ (1904-1948) в признании импрессионизма в США и странах Америки (настоящая фамилия Адоян, имя — Востаник).
Генри ЛИОН (Вруйр Аракелян) — скульптор, с 1919 года жил в США. Учился в Академии художеств в Лос-Анджелесе. Из работ известны: скульптуры Родригеса Габриэлло и Филиппа де Ньево, установленные в Лос-Анджелесе.