Интересные фактыоб Армении

Армяне. Фильм, из цикла Диаспоры Москвы.

АРМЯНСКАЯ ОБЩИНА МОСКВЫ. ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ

Монархи мудрые, таланты одобряя
И трудолюбию путь всюду открывая,
Сынов Армении склонились охранять,
И их усердие наградами венчать.
Сколь пользы и услуг Россия в них сретала,
Какой дух ревности в их сердце обретала…

С. Митропольский. Поэма «Мысли об Армении», 1813 год [1]

В одной из московских летописей 1390 г. есть упоминание о том, что в подворье «Авраама, некоего ерменина» случился пожар, распространившийся на «посад за городом». Город тогда находился внутри кремлевских стен, а загородным посадом считался район Китай-города.

На основании этого свидетельства принято говорить и писать о существовании с XIV в. армянской общины в Москве.

Но есть основания полагать, что как Москва, несомненно, старше своей официальной даты рождения, так и армянская община Москвы старше шести столетий своего официального существования.

Так, имеется представление, основанное на анализе средневековых источников, собранных в Матенадаране, что «у армян в Москве была церковь еще с конца XIV в.; следовательно, организованная армянская колония существовала гораздо раньше, чем было принято думать» [2]. Эта первая армянская церковь предположительно находилась между Ильинкой и Варваркой.

Вообще считается, что расселение армян на территории России началось в X-XI вв. и было связано с Киевской Русью. В XII-XIII столетиях армяне поселялись в Крыму и в Поволжье. В XIV в. возникают армянские поселения в Подолии, в Бессарабии, а затем и в центральной и северной частях России [3]. Н.М. Карамзин писал: «В развалинах города Болгарского, в 90 верстах от Казани и в 9 от Волги, нашлись армянские надписи XII века: вероятно, что армяне издавна славны купечеством, выменивали там русские меха и кожи на товары персидские и другие» [4].

В те времена Волгу даже называли «армянской дорогой» [5]. Недавняя археологическая находка в Рязани – блюдце с армянской надписью, датируемое концом XII – началом XIII вв., является косвенным, но важным свидетельством «присутствия армян в Подмосковном регионе в XII-XIII веках. Ученые не отвергают, что в эти времена в Старой Рязани могло существовать постоянное армянское поселение. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что в Куликовской битве в рядах русского войска сражался и армянский отряд, причем известно, что он не был наемным» [6]. Г.А. Мартиросян, наряду с другими известными исследователями истории Рязани, полагает, что Старая Рязань была важным перевалочным пунктом в торговле Востока с Москвой.

Таким образом, есть основания полагать, что армяне в Москве могли появляться еще в XII-XIII вв.

С тех пор в Москве постоянно существует армянская община. Наша духовная, культурная, экономическая и общественная жизнь никогда там не прерывалась. По первой, однодневной московской переписи 1871 г. доля армянского населения в Москве составляла 0,15% (902 человека) [7]. Перепись 1897 г. зафиксировала в Москве наличие двухтысячной армянской общины. С конца XIX в. начинается стремительный рост численности армянского населения Москвы. Переписи 1939 и 1959 гг. дают следующие цифры: 12,5 и 24 тыс. армян соответственно. По этой официальной статистике в 1989 г. нас в Москве было 44 тыс. Если с этими цифрами советской статистики можно в какой-то степени согласиться, то численность армянского населения Москвы по переписи 2002 г. – 125 тыс. армян [8] и переписи 2010 г. – уменьшение численности армянского населения до 106466 чел.! [9] подлежит обсуждению.

Для большей наглядности эти данные представлены в виде таблицы.

Таблица 1 Численность армянского населения Москвы [7, 8,10]

Год переписи

Численность

населения Москвы

В том числе армян

в %

1871

601969

902

0,15

1897

1038625

2077

0,2

1939

4137000

12411

0.3

1959

6032000

24128

0,4

1970

6941961

27768

0,4

1979

7830509

31322

0,4

1989

8769117

43846

0,5

2002

10169430

126 057

1,2

2010

11196856

106 466

0,98

По данным последней советской переписи 1989 г. в Москве числилось 44 тыс. армян. Но еще в далеком 1965 г. автору этих строк, армянину из Еревана, приехавшему учиться в Москву, первый же коренной москвич-армянин, с которым он познакомился у армянской церкви, сказал: «Армян здесь не менее 100 тысяч». Наверняка, так оно и было. Ведь мы были приучены к тому, что советская статистика во многом, а уж в национальном вопросе, всегда лукавила… С тех пор я научился не верить данным советской демографической науки. Основания для этого были и есть. Об этом убедительно писали в своей статье «Лукавая цифра» известный публицист В. Селюнин и видный экономист Г. Ханин [9]. В ней давалась убедительная оценка преднамеренных искажений советской, можно сказать, сталинской статистики.

Москва за последние два десятилетия на глазах коренных москвичей и старожилов, к которым я отношусь (47 лет живу в Москве) стремительно превратилась в настоящий мегаполис. В нее хлынул колоссальный поток иммигрантов самых разных национальностей. В ней на глаз стало намного больше и армян, и азербайджанцев, и грузин, северокавказцев и т.д. Априори можно утверждать, что в Москве произошли явные сдвиги в этническом составе населения.

Достаточно взглянуть на таблицу национального состава Москвы по данным двух последних всероссийских переписей, чтобы убедиться – они несостоятельные.

Таблица 2. Национальный состав населения Москвы, согласно переписи 2002 г. и Всероссийской переписи населения 2010 г. [10]

Национальность

Перепись 2002 г.

Перепись 2010 г.

Численность Доля Численность

Доля

Русские 8908864 84,8% 9930410 91,65%
Украинцы 252113 2,4% 154104

1,42%

Татары 168075 1,6% 149043

1,38%

Армяне 126057 1,2% 106466

0,98%

Азербайджанцы 94542 0,9% 57123

0,53%

Евреи 84038 0,8% 53142

0,49%

Белорусы 63028 0,6% 39225

0,36%

Грузины 52524 0,5% 38934

0,36%

Не указавшие национальность 420189 4% 668409

5,81%

Итого 10169430 11196856

Уменьшение доли основных национальных меньшинств и увеличение доли русского народа фантастически отличаются (и так кажется не только автору этих строк) от настоящей картины. От этих официальных данных разительно отличаются оценки, дающиеся в российских и армянских средствах массовой информации. Принято считать, что в Москве проживает от 500 до 700 тыс. наших соотечественников или даже 1 млн [11]. Да и по общей численности армянского населения России тоже официальные цифры существенно отличаются от приводимых в СМИ данных: 1,18 млн против 2-2,5 млн. Откуда берутся такие цифры?

Можно предположить, что в переписях в новой России цифры в какой-то степени оказались лукавыми. И они вместе с очевидными объективными трудностями охвата населения привели к этим весьма спорным результатам.

В журнале российского бизнеса «РБК» я вышел на статью «Московское гетто» [12]. В ней со ссылкой на какие-то сверхсекретные государственные источники приводятся любопытные цифры. Не буду полностью приводить их, естественно, не ручаясь за их достоверность. Ограничусь двумя: население Москвы в 2007 г. превысило 12 млн. А армян, в частности, 5%, т.е. 600 тыс. Эта цифра хорошо укладывается в приводимые в разных СМИ рамки 500-700 тыс. А еще следует учесть и армянское население ближнего Подмосковья…

Итак, не менее 900 человек в 1871 г. до 600 тыс. и больше в 2010 году!

Такая концентрация армянского населения предполагает должную активность армянской общинной жизни.

К 1871 г., когда армян в Москве было всего 902 человека, уже существовали атрибуты полноценной общинной жизни. Функционировали три церкви: Сурб Хач, Сурб Арутюн, Сурб Мариам Аствацацин, Касперовский приют для бедных армян. Более полувека существовал Лазаревский институт восточных языков. Осенью 1914 г. был создан Московский армянский комитет с задачей помощи армянским беженцам. В начале XX в. существовали армянские студенческие землячества, Московский армянский музыкальный коллектив, Московское хоровое общество. С 1858 по 1864 г. выходил в свет знаменитый журнал «Юсисапайл» Степаноса Назарянца. М. Мсерянц в 1858-1862 гг. издавал периодический литературный сборник «Чраках» («Перлы») и вместе с сыном, З. Мсерянцем – газету «Амбавабер Русио» («Вестник России») в 1861-1864 гг. В целом в Москве с середины XIX в. до начала советской эпохи выходило 14 периодических изданий. Для сравнения в Санкт-Петербурге – 7, в Новой Нахичевани – 8 [13]. Последним был общественно-политический и литературный иллюстрированный еженедельник «Армянский вестник» на русском языке. Издавался с января 1916 по апрель 1918 г.

Москва значит слишком многое в армянской судьбе [14]. И это не преувеличение. Ей принадлежала и принадлежит особая роль в развитии культуры – литературы, науки, искусства армянского народа, в формировании политической ориентации армянского национально-освободительного движения. Москва – один из центров армянского просвещения, культуры, науки. Сюда приезжала, приезжает и будет приезжать для получения высшего образования, для занятий наукой армянская молодежь, и не только из Армении. В Москве жили и творили выдающиеся сыны как армянского народа, так и России – друзья армянской культуры. Выдающимся событием стало издание в 1916 г., в разгар геноцида армян в Османской империи, антологии «Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней» под редакцией В.Я. Брюсова.

Бурный расцвет армянской культуры, науки, других сфер деятельности народа в советский период происходил как в Армении, так и в пределах всего великого государства и, особенно, в Москве. Здесь и сейчас сосредоточен значительный интеллектуальный потенциал армянского народа: ученые, художники, композиторы, научно-техническая интеллигенция, предприниматели. Армян по-прежнему можно встретить во всех сферах жизнедеятельности великого города.

В Москве имеется немало названий, символизирующих многовековое присутствие в ней армян. Вот они: Армянский переулок; Армянское Ваганьковское кладбище; Церковь Сурб Арутюн (Святой Крест); знаменитый театр Вахтангова, московский драматический театр им. Рубена Симонова, московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна, гостиница «Арарат», магазин «Армения»; дом нефтепромышленника Манташева (ул. Скаковая, д. 2); Мануков переулок, где в XVIII в. находились домовладения деда А.В. Суворова по материнской линии – Феодосия Семеновича Манукова (ныне – Серебряный переулок), Ананьев переулок; улицы Люсиновская; Ереванская; Севанская; Алабяна, Баграмяна, Арама Хачатуряна, академика Коштоянца, Лианозовский проезд, площадь Туманяна; пл. маршала Бабаджаняна, кинотеатр «Ереван»; Лианозово; Джамгаровские пруды и др.

Армянский переулок не случайно назван первым. С ним в большой степени связана история появления и расселения армян в Москве [15, 16].

Московская армянская община и армянская общинная жизнь Москвы. Эти привычно связанные веками понятия были «разведены» советским государством. Общинная жизнь армян и других национальных меньшинств в советское время фактически отсутствовала. Ее заменяли «дружба народов», декады искусств национальных республик, по сталинскому определению «национальных по форме, социалистических по содержанию». Постепенное ухудшение «социалистического» привело к усилению «национального», его переходу в националистическое. А в брежневскую эпоху появилась еще и «новая историческая общность людей – советский народ».

Все многообразие армянской общинной жизни в советское время свелось к функционированию в здании Лазаревского института Дома культуры Советской Армении, просуществовавшего с 1921 г. по 1953 г. При Доме работали хореографический и музыкальный коллективы, Армянская государственная драматическая студия.

Конечно, общинная жизнь армян и других национальных меньшинств могла возродиться и возродилась, начиная с конца 80-х гг., когда в Советском Союзе появились соответствующие общественно-политические и правовые основания. Но то трагическое, что случилось с нами более 24 года назад, вынудило нас – армян, зажить новой, общественной, в том числе и общинной жизнью. Перефразируя крылатую фразу, приписываемую Достоевскому, а некоторыми – Тургеневу и нигде не зафиксированную документально: «Вся русская литература вышла из гоголевской “Шинели”«, можно утверждать, что армянская общинная жизнь в новой России вышла из карабахской «шинели» в 1988 г.

Первой общественной организацией московских армян в 1988 г. стал комитет «Карабах». Потом начали возникать в течение 1988-1989 гг. организации «Барев дзез», «Юсисапайл», МЦАК-Маштоц, затем, в 1989 г. появилось общество МАКО. Все эти организации, к сожалению, появившись, очень быстро исчезали. В ноябре 1991 г. в обстановке большого энтузиазма была создана массовая организация «Московская армянская община». В начале 1993 г. она перерегистрировалась под названием «Армянская община Москвы». Это была массовая организация московских армян с фиксированным членством; в нее входили около 1600 соотечественников с их семействами. «Армянская община Москвы» просуществовала до середины 1999 г.

В нашу задачу не входит описание в деталях раннего периода армянской общинной жизни в Москве. Но именно с 90-х гг. началась деятельность существующих и поныне «старожилов» армянской общинной жизни в Москве: «Русско-армянское содружество», «Московская армянская община», культурно-просветительское общество «Арарат». В 2000 г. был создан Союз армян России. Позже появился «Клуб друзей Арцаха», «Землячество западных армян» и другие армянские структуры. Два года назад был создан Форум армянских общественных организаций, так называемая информационная площадка, позволявшая обмениваться информацией и согласовывать свою деятельность [17]. В настоящее время в него входят более 30 организаций Москвы и Подмосковья разного типа, масштаба, с разными задачами и возможностями для их реализации: общественные организации, молодежные союзы, землячества (например, объединения выходцев из разных районов Арцаха, Армении), образовательные структуры, пресса, нотариальные конторы, театр и т.д.

Сейчас в Москве выходят газеты «Ноев ковчег», «Армянская церковь», «Собеседник Армении», а также журнал «Армения и мир». Формально все неплохо: идет культурно-просветительская работа, статус столичной общины позволяет, например, духовно и материально поддержать Арцах и т.д.

Создание условий для обучения детей и молодежи армянскому языку – это наиболее сложная проблема армянской общины Москвы. Образовательные очаги единичны. Есть замечательный духовно-просветительский центр Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ – «Айордеац тун», где учатся родному языку, истории и культуре армянского народа около 400 детей. Есть воскресная школа. Существует поликультурная школа, где учатся дети многих национальностей, в том числе и армянские. Последние изучают армянский язык. Существует школа с углубленным изучением восточных (в том числе и армянского) языков, где тоже проходят армянский. Есть единичные школы с факультативным изучением армянского языка для учеников-армян. По большому счету, это капля в море.

Практически у всех армянских организаций Москвы в уставных целях фигурирует сохранение и распространение армянского языка. Но ни одной отдельно взятой общинной организации Москвы, да и всем вместе, как мне представляется, не под силу сделать что-то существенное в этой области в обозримом будущем. Надо понимать, что при наличии местной, региональной специфики эта проблема – ахиллесова пята всей армянской общины России и не только ее.

Представляется, что нам, российским армянам, необходимо на всероссийском уровне обсуждать эту проблему и попытаться обозначить возможные пути ее решения. Для начала организовать в 2012-2013 гг. всероссийскую армянскую конференцию, целиком посвященную этой теме.

Попытку оценки положения дел в московской и всей российской армянской общине следует начинать издалека. Теоретически, в долгосрочном плане верховной, конечной целью армянской государственности и нашей общинной деятельности в Москве, России, во всем Спюрке, деятельности по сохранению армянской идентичности является обеспечение в возможном будущем хотя бы частичной репатриации, создав для этого на Родине все возможные условия.

В этом вопросе мы, армяне, не уникальны. Один из идеологов сионизма Владимир (Зеев) Жаботинский верховной целью своей жизни считал репатриацию евреев в Палестину со всех колоний – галутов, по-армянски гахутов (ясно, что мы заимствовали это символическое слово у евреев, народа со схожей во многом с нашей судьбой). Евреи смогли организовать и сейчас, несмотря на встречный поток эмиграции, продолжают репатриацию евреев в Израиль.

А мы – армяне? Для нас это пока еще, к сожалению, теоретический вопрос. Для этого у нас пока нет богатой, организованной и заинтересованной государственности. Министерством диаспоры даже разработан проект закона о частичной репатриации, но понятно, что пока для этого нет никаких объективных условий. А ведь без этой разумнейшей конечной цели наша борьба в Спюрке за сохранение армянской идентичности при всех своих успехах напоминает знаменитый девиз лидера немецких социал-демократов, лидера II Интернационала Бернштейна: «Движение все, конечная цель – ничто».

С большим огорчением приходится констатировать, что абсолютное большинство армян Москвы, да и всей России в настоящее время живет без осознания необходимости решения армянских общенациональных проблем. Причем доказательством осознания этой необходимости не является чисто армянская готовность и соответствующее красноречие в обсуждении общеармянских проблем и, конечно, обязательная, такая же армянская потребность иметь собственные теоретические рассуждения на эту тему. Вопросы личного и семейного благополучия полностью занимают умы подавляющего большинства наших соотечественников.

Это – объективный процесс. Постепенное снижение уровня потребности в общинной жизни Сильва Капутикян, прекрасный знаток жизни Спюрка, образно называла «процессом охлаждения». В общинных структурах задействовано, в общинных мероприятиях в Москве участвует в лучшем случае несколько тысяч соотечественников, из нескольких сотен тысяч. Думается, что примерно такое же соотношение общинно активных и неактивных соотечественников имеется и в других армянских общинах России.

Объяснений этому много. Во-первых, мы совсем недавно, в одночасье по историческим меркам стали частью армянского Спюрка. Всего 20 с небольшим лет назад. Драматический распад СССР нас из так называемой внутренней диаспоры сделал частью армянского большого Спюрка, выходцами из другого государства. То есть мы еще очень молоды по сравнению с армянскими общинами Спюрка. По большому счету у нас не выработалось чувство, мы не осознали полностью, что мы уже настоящий Спюрк и что мы на чужбине. Нет визового режима, Армения недалеко. Можно слетать туда на юбилеи, свадьбы, крещения, конференции, фестивали и т.д. И, наоборот, из Армении с удовольствием или по делам, как и раньше, можно прилететь в Москву, в Россию. Армяне по-прежнему как бы чувствуют себя в нашей общей великой стране. Москва по-прежнему – город судьбы армянской. Армяне, как и во времена Российской империи, востребованы в России.

Во-вторых, в армянской общине Москвы и России нет, как в большом Спюрке, выработанных методов и структур для надежного финансирования общинных работ. Надо попытаться создать армянское благотворительное общество России, по примеру Всеобщего армянского благотворительного союза. В середине 90-х общественная организация «Армянская община Москвы» приняла директора этого Фонда г-жу Луиз Симон Манукян. На выступления московских армян о помощи Фонда она заявила буквально следующее: «В России очень много богатых армян. Я лично приехала найти здесь деньги для Фонда». Мы должны создавать такой фонд и приучить наших армян делать вклады в этот фонд, как это делают наши соотечественники на Западе.

В-третьих, драматические события 1988-1993 гг. с нашим народом на Родине и в Арцахе в середине 90-х гг. обусловили повышенную общинную активность, мобилизованность армян в Москве и по всей России. После утихания горячей фазы конфликта, борьбы Армении и Арцаха за существование, накал общинной жизни у нас постепенно уменьшился. Более того, можно констатировать, что горизонты общественного, идейного и политического единства российских армян еще не просматриваются. Работы по дальнейшей структуризации и оптимизации этой конструкции, совершающиеся без единого, генерального плана, продолжаются. И это долгий и мучительный процесс.

Главная задача – охватывая по нарастающей большинство армян общины множественными и разнообразными общинными конструкциями, добиться появления демократически создаваемых координационных структур. Объединение армянских организаций на уровне регионов и страны возможно лишь при наличии единой, доминирующей задачи или задач, способных вовлечь массы соотечественников. Такие задачи есть. Автор этих строк уже 2 года об этом говорил и писал, выступал на общественных форумах [17, 18].

Неизвестно, есть ли у других народов Национальная Идея. Например, у французов. В России с середины 1990-х ищут национальную идею и не находят. А у нас, у армян, как бы ни звучало кощунственно, «не было счастья, да несчастье помогло». У нас есть Национальная Идея и Цель, единственная на сегодняшний день, объединяющая все армянство: возвращение армян в свой Еркир. И, соответственно, задачи: признание и осуждение Геноцида Турцией; процессы компенсации и хотя бы частичный (будем реалистами) возврат наших земель.

Приближается 100-летие Геноцида. Автор этих строк предлагал и предлагает создать временную общероссийскую армянскую структуру: комиссию или комитет по реализации задач, связанных с этой датой. И в качестве задач, реализация которых способна в наибольшей степени вовлечь широкие армянские массы России, мобилизовать все наши возможности, привлекать все сочувствующие нам силы в российском обществе. Эти конкретные задачи взаимосвязаны и составляют единый блок: реализация пункта Заявления Государственной Думы от 14 апреля 1995 г. о признании 24 апреля Днем памяти жертв геноцида, ежегодное обращение 24 апреля Президента России к своим гражданам армянской национальности, отражение в учебных программах истории Геноцида армян, установление памятника федерального масштаба жертвам Геноцида армянского народа.

В Москве 27 февраля была учреждена Московская региональная комиссия по координации мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида армян. Похожий координационный совет намерены создавать армянские общинные организации Краснодарского края. Можно надеяться, что такие структуры могут появиться и в других крупных армянонаселенных регионах. И предположить реальную возможность создания на их основе той всероссийской временной структуры, о которой говорится выше.

Успешная деятельность этих структур может стать основой для выработки той «политической воли», появления того «политического лица», которого нам, армянской общине России, не хватает [18]. Ведь нельзя иметь иллюзий, что можно легко, с ходу добиться решения поставленных выше задач. Тем более, в стране есть политические силы, которые будут стараться не допускать этого.

Но ведь «Дорогу осилит идущий». И еще – бессмертное: «В борьбе обретешь ты право свое»!

Э.Е. Долбакян
Москва, Россия

 

Библиографический список

  1. Митропольский С. Мысли об Армении. СПб., 1813. Цит. по: Амирханян М.Д. Армения в русской литературе до присоединения к России. Ереван, 1976. – 13 с.
  2. Цит. по: Базиянц А., Мартиросян Р. Обелиск. Ереван, 1993. – 114 с.
  3. Ананян Ж.А., Хачатурян В.А. Армянские общины России. Ереван, 1993. – 120 с.
  4. Карамзин Н.М. Предания веков. – М., 1989. С.176.
  5. Агаян Ц.П. Россия в судьбах армян и Армении. М., 1995. – 318 с.
  6. Мартиросян Г.А. Армянский след из глубины веков // Вторые Лазаревские чтения по истории армян России. М., 2005. С. 35-48.
  7. Переписи населения в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.
  8. Население Москвы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.
  9. Селюнин В., Ханин Г. Лукавая цифра // Новый мир. М., 1987. № 2. С. 181-201.
  10. Москва. Население. Национальный состав [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.
  11. Зайцев М. Москва армянская. Шесть веков вместе // Вечерняя Москва. 2008. 12 марта.
  12. Сигал Е. Московское гетто // РБК. 2007. № 11. 21 ноября. С. 40-47.
  13. Библиография армянской периодической печати (1794-1967); сост. А. Киракосян. Ереван, 1970.
  14. Долбакян Э.Е. Москва – город судьбы армянской // Дружба народов. 1998. № 1. С. 150-158.
  15. Мурадян С.Х. Почему Армянский переулок называется Армянским // Вторые Лазаревские чтения. М. 2006. С. 248-251.
  16. Мурадян С.Х. Московские владения Лазаревых и их родственников // Третьи Лазаревские чтения по истории армян России. М., 2009. С. 186-187.
  17. Долбакян Э.Е. Формы самоорганизации армянской общины России на примере армянских организаций Москвы. Доклад на международной конференции: «Армянская диаспора России – вызовы времени». Сочи, 28-29 августа 2010 г. Сочи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. yerkramas. org/2010/09/01/emmanuil-dolbakyan…
  18. Эмануил Долбакян: «У армянской общины России нет своего политического лица» – пресс-конференция, 26 июля 2010 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. yerkramas. org/2010/07/26/e-dolbakyan-u-armyanskoj-obshhini.

Общероссийская и национальная идентичность. Материалы международной научно-практической конференции, 19-20 апреля 2012 г. / Ответственный редактор В.З. Акопян. – Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2012. С. 254-265.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Back to top button