об АрменииСтатьи

Армения. Цитадель

Более двух тысяч лет назад восточные провинции Римской империи стали колыбелью христианства. Память о том легендарном времени хранится в истории Армянской апостольской церкви — одной из древневосточных церквей, мужественно выстоявшей в годы бедствий и гонений. В 301 году древняя Армения стала первым христианским государством

Всего 300 лет от Рождества Христова отделяет официальное принятие Арменией христианства. Пожалуй, это были самые трудные годы в истории этой религии, когда верующим приходилось искать убежища в катакомбах и подвергаться жесточайшим преследованиям. Но это было время и апостольских проповедей, постепенного распространения христианства, формирования канонических основ церкви, ее иерархии, различных течений и ересей.
Сошедший на учеников Христа Святой Дух наделил их способностью понимать все языки мира, но, проповедуя Евангелие, апостолы в первую очередь направляли свои усилия на распространение христианства в тех странах, где существовали еврейские общины, поскольку в те годы раннее христианство все еще сохраняло тесную связь с иудаизмом. Со временем новая религия стала столь значительной силой, что ни император, ни цари находящихся под его протекторатом государств не могли с нею не считаться.
Армения, обремененная длительной зависимостью от Персии и Рима, практически первой оценила все преимущества монотеизма, дававшего возможность объединения народа и государства.
Существует предание, что еще при жизни Иисуса Христа царь Эдессы (сирийский город в регионе Армянской Месопотамии, находившийся в зоне влияния Великой Армении) Абгар, жестоко мучимый проказой, прослышав о чудесных исцелениях, творимых в Иерусалиме Спасителем, направил ему письмо с приглашением. Иисус в ответном послании сообщил, что сам приехать не может, но пришлет к царю одного из своих апостолов. Одновременно с письмом он направил царю и свое изображение — Спас Нерукотворный.
Обещание было исполнено. Когда после распятия и вознесения Христа избранные ученики его путем жребия решали, кому в какую страну идти, апостол Фаддей отправился к Абгару. Он исцелил царя (принявшего затем христианство) и его сына, страдавшего от подагры. Однако в Великой Армении, куда отправился затем апостол, царь Санатрук предал его мученической смерти.
Поскольку первые евангельские проповеди в Армении исходили из уст апостолов, именно поэтому Армянская церковь обрела титул апостольской. История принятия христианства Арменией связана с именем мученика Святого Григория Просветителя. Он был широко известен и чтим в средневековом христианском мире.
Григорий Просветитель, отец которого — парфянский князь Анаг, претендующий на армянский престол, коварно убил царя Хосрова, родился в 257 году. Все его родственники были уничтожены в наказание за страшное преступление главы рода, но новорожденного князя Сурена (Григорием он был наречен при рукоположении в епископы) чудом удалось спасти и тайно вывезти в Каппадокию, где он воспитывался в христианстве. Желая искупить грех отца, Сурен в 30-летнем возрасте вернулся в Армению и поступил на службу к сыну убитого царя Трдату. Во время церемонии жертвоприношения в честь языческой богини Анаит Сурен отказался воздать ей почести. Кроме того, тут же выяснилось, что он является сыном убийцы отца Трдата. Вначале Трдат, успевший полюбить Сурена за ум и верность, попытался заставить его отречься от веры, но, получив отказ, в гневе приказал подвергнуть его жесточайшим пыткам. Чудесным образом исцеленный после истязаний, тот невредимым предстал перед Трдатом. Изумленный царевич все же приказал бросить мученика в яму, наполненную ядовитыми гадами. В этом узилище Святой Григорий провел 13 лет, питаясь лишь куском хлеба и несколькими глотками воды, которые приносила ему каждый день одна благочестивая христианка.
Между тем Трдат по-прежнему творил жестокости по отношению к христианам. В 301 году в Армении оказалась красавица христианка Рипсимэ (Рипсимия), бежавшая в числе других 36 девушек-монахинь из Рима вместе с игуменьей старицей Гаянэ (Гаяния). Они спасались от гнева императора Диоклетиана, пожелавшего жениться на Рипсимэ и получившего отказ. Царь, восхищенный красотой девушки, также предложил ей выйти за него замуж. Взбешенный тем, что она отклонила предложение, царь приказал замучить и ее, и всех монахинь, а тела их бросить на съедение диким зверям.
Гнев божий поразил Трдата и его приближенных, и они, обезумев, носились по лесам, разрывая на себе одежду и грызя собственное тело.
Сестра же царя Хосровадухт услышала во сне глас божий, возвестивший, что только освобождение Сурена может исцелить царя. Извлеченный из ямы святой прежде всего повелел собрать останки замученных дев. На месте их захоронения, в Вагаршапате (тогдашней столице) воздвигли церковь. В ней Трдат и его приближенные молились святым мученицам. После принесенного покаяния грешники исцелились и приняли крещение. Царь во всеуслышание объявил о принятии христианства в качестве государственной религии.
В начале IV века христианская Армения оказалась страной, окруженной со всех сторон язычниками. В Римской империи все еще продолжались гонения на христиан и потому сделать преследуемую религию государственной без одобрения римского императора было независимым и даже дерзким шагом. Решительность Трдата, возможно, объяснялась условиями 40-летнего мирного договора, заключенного в 298 году между Римской империей и сасанидской Персией, по которому Великая Армения признавалась независимым и целостным государством, хотя она и не вышла окончательно из-под влияния Рима. Сам царь был личностью незаурядной. Воспитанник Рима, он стал победителем греческих Олимпийских игр по борьбе, совершил много героических поступков. Трдат был принят при дворе императора Диоклетиана, участвовал в его шумных пирах и был очень близким ему человеком. В том же 298 году был коронован как Трдат III при явной протекции Диоклетиана.
Близость к императору позволяла надеяться если не на поддержку действий царя, то хотя бы на отсутствие проявлений открытого недовольства. Ведь принятие христианства как политический акт было прежде всего направлено против Персии, поскольку армянское язычество было, по сути, родственно зороастризму — государственной религии персов. Стремление Трдата избавиться от влияния сасанидов и подтолкнуло его на этот шаг.
И все же Армении не удалось избежать столкновения с Римской империей. После смерти Диоклетиана новый император Максимин (305—313гг.) в последний год своей жизни объявил армянам войну, пытаясь заставить их вновь поклоняться идолам. И хотя его поход окончился неудачей, неизвестно, как бы сложились взаимоотношения Армении с метрополией, если бы не Миланский эдикт 313 года о веротерпимости императора Константина, положивший конец преследованиям христиан.
Другой могущественный враг угрожал молодому христианскому государству с востока. Персия не оставляла попыток развернуть Армению в русло зороастризма и тем самым распространить на нее свое влияние.
Армянское войско, защищая христианство, одержало первую победу в 337 году, когда персидский царь Шапух II, не дождавшись истечения срока договора с Римской империей, напал на страну. Знаменитая Аварайрская битва 451 года хотя и завершилась поражением армян, но обескровила персов. В конце концов они были вынуждены заключить в 484 году договор, по которому за Арменией признавалось право на исповедание христианства.
Если посмотреть на географическую карту, то видно, что Армения является границей христианского мира между Европой и Азией. И это обстоятельство определило ее историческую судьбу. Непрерывное ее порабощение сначала арабами, татаро-монголами, а затем турками было вызвано не только захватническими целями, но и тем, что Армения всегда занимала в мире обособленное положение. Христиане редко приходили на помощь Армении. Зачастую даже византийские императоры разрушали эту страну, бывшую живым щитом на пути кочевников. Так, император Василий II Болгаробойца (976—1025гг.), армянин по национальности, в результате своей политики окончательно разрушил государственность Армении, аннексировав ее территории и присоединив их к Византийской империи. Кстати, Василий II — тот самый император, благодаря которому князь Владимир Красное Солнышко принял христианство и крестил Русь в 988 году. Причем его обращение в веру сопровождалось женитьбой на родной сестре императора, Анне. Ради этого брака, поскольку христианство запрещало многоженство, Владимиру пришлось оставить горячо любимую жену — полоцкую княжну Рогнеду, мать Ярослава Мудрого.
Обособленность положения Армении объясняется и тем, что на протяжении многих веков ее церковь обвинялась в монофизитской ереси, хотя монофизитство (от греческого «одна природа»), признающее только одну-единственную божественную природу Христа и отрицающее человеческую, было осуждено Армянской Апостольской церковью на церковном Соборе еще в 491 году. Отчуждение между ортодоксальным христианством и армянской церковью, возможно, объяснялось недостаточно четким переводом с греческого определений Халкидонского Собора 451 года о двух естествах Христа, которые были представлены как «два лица». По этой причине решения Собора не были приняты в Армении. Кстати, такую позицию тогда занимали и эфиопская, и египетская коптская, и индийская малабарская, и ассирийская церкви. Все они признавали и признают решения первых трех Халкидонских Соборов, в том числе и Никейский Символ Веры.

Армения, беспомощная перед лицом враждебного окружающего мира, неоднократно стремилась к созданию церковной унии в поисках могущественных покровителей. В 1169—1180 годах епископ, а впоследствии католикос Нерсес Шнорали подготовил «Изложение веры Армянской Церкви» для Византийского императора Мануила и Патриарха Константинопольского Луки.

В этом документе впервые четко было указано на различие в понимании терминов, а не на различие в понимании природы Христа. Кстати, именно этот документ лег в основу современных переговоров между Папой Римским Иоанном Павлом II и Католикосом Гарегином I, когда стороны, наконец, пришли к обоюдному согласию по поводу содержания армянского христианства. А тогда, в XII веке, и император, и патриарх после изучения документа нашли, что объединение возможно, но выдвинули ультимативные условия, включавшие в себя помимо вопросов чисто богословского характера требование об утверждении избранного армянского католикоса императором. Затянувшиеся переговоры оборвались со смертью императора Мануила в 1180 году.

Католическая церковь тоже не оправдала надежд на сближение из-за ультимативных требований римских пап, вынуждавших Армянскую церковь пожертвовать своей самобытностью.
В то время как Великая Армения полностью утратила свою политическую независимость, на берегу Средиземного моря с 1173 по 1375 год существовало небольшое армянское царство Киликия, называвшееся на Западе Малой Арменией. Сюда и был переведен католикосат из Великой Армении. Когда же в 1441 году христианский престол в Эчмиадзине был восстановлен, киликийский католикосат продолжал действовать, правда, уже в других восточных странах, в конце концов обосновавшись в Ливане, но уже под эгидой Эчмиадзинского. И такое положение сохранялось вплоть до 1922 года, когда с согласия Католикоса Всех армян киликийскому католикосату были временно переданы три епархии — в Ливане, Сирии и на Кипре. Ныне этот католикосат объединяет 800 тысяч человек. А Армянская церковь в Эчмиадзине во главе с католикосом Гарегином II — около 5 миллионов человек как в Армении, так и во многих других странах мира. Несмотря на существование нескольких престолов, Армянской церкви удалось сохранить свое внутреннее единство и избежать богословских битв, сотрясавших другие церкви. Разобщенность же между католикосатами, возникшая в 1956-м и длившаяся вплоть до недавнего времени, носила характер политический, а отнюдь не богословский.
В мире действуют также два отдельных армянских патриархата — Константинопольский и Иерусалимский, под опекой последнего находятся принадлежащие ему в Иерусалиме святые места.
На долю Армянской апостольской церкви пришлись даже не годы — века беспрерывных лишений, расколов и унижений. Но она обладала удивительной способностью возрождаться. Дело в том, что для армян существование церкви и христианства, возможно, имеет гораздо более важное значение, чем даже существование государственности, являясь средоточием армянского духа.

Реликвии

Армянская церковь является хранительницей многих реликвий, священных для каждого христианина. Все они собраны в Кафедральном соборе в Эчмиадзине. Самой ценной из них является копье, которым было пронзено тело Христа. Знаменитый пещерный храм Сурб Гегард, Храм Святого Копья, являющийся огромным сооружением, высеченным в скале, долгие века хранил его в своих стенах.
Вскоре после официального принятия христианства в Армении епископ Низибийский попытался взобраться на вершину Арарата, чтобы найти Ноев ковчег. После долгих и безуспешных поисков измученный подъемом епископ уснул на склоне горы. Во сне ему явился ангел и вручил кусок легендарного корабля. В 1766 году его частица была подарена императрице Екатерине II в знак благодарности за покровительство живущим в империи армянам. В числе святынь и частица Древа Животворящего и Пречестного Креста Христова, а также тернового Венца Спасителя (на фото).
Здесь же хранятся мощи величайших святых — Иоанна Крестителя, Святого Стефана Первомученика, апостолов Фаддея, Варфоломея, Фомы и Андрея Первозванного. Десницей Григория Просветителя, так же как и Святым Копьем, освящается миро во время обряда мироварения, проводимого раз в семь лет.

Церковь

Вера нуждалась не только в защите от нападок со стороны внешних врагов, но и в создании определенной канонической структуры, которая во многом сформировалась благодаря деятельности св. Григория Просветителя.
В Кесарии Каппадокийской издавна действовал епископат. Здесь Сурен был рукоположен в сан епископа, получив при этом имя Григорий. После возвращения в Вагаршапат ему было видение, в котором точно было указано место для воздвижения алтаря новой церкви. И практически сразу начались работы по возведению кафедрального собора. По окончании этих работ оказалось, что священное место осталось в центре внутреннего пространства. Поэтому кафедральный собор в Эчмиадзине (буквально «Место сошествия Единородного»), может быть, единственная в мире церковь, в которой один алтарь находится в центре зала, а второй, как и у всех церквей, на своем обычном месте, в восточной апсиде.
Григорий установил иерархию церкви по образцу государственного устройства. Он стал первым главой церкви — католикосом (от греческого — «вселенский»). При каждом княжестве (нахарарстве) был создан свой епископат. На Западе несколько позже, в 325 году, была утверждена митрополитская система, а затем, в 381-м, — патриаршеская.
К 325 году создатель армянской церкви удалился от мира и скончался спустя 10 лет. Новым главой церкви стал католикос Аристакес, который привез в Армению с Первого Никейского собора, состоявшегося в 325 году, Символ Веры.
В 354-м был созван Первый армянский национально-церковный собор. Его решения носили характер просветительства и благотворительности. В различных регионах страны стали создаваться лепрозории, больницы, приюты для нищих, сиротские дома. В монастырях, в том числе и женских, предусматривалось открытие школ. Отныне на похоронах запрещалось плакать и разрывать на себе одежды, поскольку, по новой вере, умерший попадал в Царствие Небесное. Поощрялось милосердие по отношению к слугам, рекомендовалось снижать налоги, запрещалось жениться на близких родственниках или выходить за них замуж.

Обряды

Рождество и Крещение в Армении отмечаются в один день — 6 января. Так эти праздники отмечали все христиане, пока с 336 года не были разведены по времени в связи с западной традицией праздновать День победы света над тьмой 25 декабря. В итоге в этот день стали праздновать Рождество, а 6 января — Крещение. Православные отмечают Рождество 7 января, а Крещение —19-го. И объясняется это различием между Юлианским и Григорианским календарями.
При совершении таинства причастия Армянская и Католическая церкви употребляют пресный хлеб, а православная — квасной. Последняя подразумевает двойственный характер природы Христа (содержание в квасном хлебе муки и закваски). Армяне и католики помнят, что именно пресный хлеб Иисус Христос раздавал апостолам во время Тайной вечери.
Верующих по традиции причащают неразбавленным вином. Более поздняя традиция использовать воду и вино как в католичестве, так и в православии ведет свое начало от римского епископа Александра (105 — 115), имевшего в виду слова из Евангелия от Иоанна: «…один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода». Кровь символизирует таинство причащения, а вода — таинство крещения.
Свершая крестное знамение, армяне крестятся тремя перстами слева направо. Крестное знамение — прославление Троицы — «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». А поскольку Христос после вознесения воссел «одесную Отца», то есть по правую руку, то армяне, крестясь, видят перед собой Христа, сидящего слева. Православные из тех же побуждений крестятся справа налево, имея в виду то, что Христос находится справа от Отца.
Так называемый Передовой пост присущ исключительно Армянской церкви и восходит к первым христианам. Наступает он за три недели до Великого Поста и длится пять дней. Он необходим для очищения от бесов перед вступлением в Великий Пост.
Так называемый матах (обряд жертвоприношения) — это изъявление благодарности Богу, принесение покаяния и прошение о даровании успокоения душам умерших. При исполнении этого обряда в жертву приносятся освященные бычки, бараны, петухи и голуби, которых посыпают и кормят освященной солью. На изображениях Тайной вечери присутствует пасхальный агнец, мясо которого Христос вкушал вместе с апостолами.

Письменность

Главная трудность в распространении христианства в Армении заключалась в том, что богослужение велось на сирийском и греческом языках. И хотя специальные служители переводили слова священников, зачастую текст оставался непонятен большинству верующих.
Возникла острая необходимость в создании национальной письменности.
Особенно в связи с разделом Армении между Персией и христианской Византийской империей в 387 году, когда влияние сасанидов усилилось. Появление алфавита, сотворенного монахом-одиночкой по имени Месроп Маштоц, решило многие проблемы армянской государственности и культуры.
После долгой работы Маштоц в 405 году создал новый алфавит. И первым делом он и католикос Саак Партев, проделавший наибольшую часть работы, взялись за перевод Библии. Он оказался столь совершенным, что за полторы тысячи лет не возникло необходимости в его переработке.
Многие памятники античной литературы сохранились по сей день благодаря армянскому переводу.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button