
Как ни странно, несмотря на невиданное процветание человечества, несколько последних лет были крайне тревожными, переполненными мрачными предчувствиями и разговорами о разрушении прежнего мирового порядка и возникновении некоего нового. И вот – все страхи, все негативные мечтания обрели определённость: грянул коронавирус. Сможет ли он сыграть роль созидающего разрушения, необходимого для возникновения по-новому устроенного мира? И ещё надо понять, а сам вирус коронавирус: социально-политической или биологической природы?
Последние несколько лет велись активные разговоры о разрушении старого мирового порядка, о том, что нужен некий новый, с новым общим дискурсом, который никто, впрочем, не мог определить. Даже певцы индустриальной революции с неизвестными цифрами перед нулём (2.0, 3.0 и даже 4.0), пророки и спонсоры дискуссий на эту тему в Швейцарии или в Китае ничего определённого, кроме комиксов с доставкой продуктов квадрокоптерами, предположить не смогли.
Один из тезисов, впрочем, сводился к тому, что все предыдущие, сравнительно устойчивые мировые «порядки» возникали в результате больших войн, разрушений, жертв и испытаний, после чего чего измученный мир, отчаянно борющийся за своё выживание, обретал способность преодолеть эгоизм элит, безграничную жажду власти их лидеров, страх и ненависть, в общем, все наиболее устойчивые черты человечества и приходил к какому-то временному согласию. Так было после тридцатилетней войны и Вестфальского мира, так было после наполеоновских войн и Венского конгресса, так, наконец, вышло после Ялтинских договорённостей 1945 года.
После разрушения советской системы ненадолго возникли разные утопические иллюзии о новом счастливом мироустройстве, впрочем, быстро развеянные временем. И с тех не утихают разговоры о том, что, увы, новые мировые порядки возникают лишь после разрушительных войн, в результате усталости от непомерной цены конфликтов, от неспособности элит отдельных стран справиться с миром и его проблемами в целом.
Правда, про эпидемию говорили только фантасты. Обычно, повторю, муссировались угрозы мировой войны, невероятного финансового кризиса, невиданных волн миграции. Но дело свелось к гриппу. Хотя этот грипп может породить всё вышеперечисленное с лёгкостью.Ей-богу, складывается такое впечатление, что коронавируса ждали или подспудно желали. При всём ужасе происходящего кажется, что раздался даже какой-то вздох облегчения: вот оно, началось, ужас пришёл. Можно объявлять мобилизацию, вводить карантин, посылать сотни и тысячи санитаров и солдат кого-то сдерживать и арестовывать, запрещать полёты и движение поездов, пренебрегать любыми правилами и правами. Как же, эпидемия! Взволнованные политики, взмыленные мэры и губернаторы, встревоженные чиновники ВОЗ и прочие лидеры санитарно-эпидемиологических институтов соревнуются в предупреждениях и введении всё более жёстких мер. Несчастные граждане зачем-то покупают тонны туалетной бумаги и макарон, сметают – пока на радость ритейлерам – всё с прилавков.
У меня два подозрения: первое, что коронавирус сыграл роль просто триггера, повода для разрядки мировой напряжённости. Второе, что коронавирус окажется важнейшим средством де- или переглобализации.