Авторская программаВсе о самом интересном..Жизнь замечательных людей..ИменаИнтересные фактыИсторические персоныПо страницам историиХристианство

Власий Севастийский : Врачи, увидев чудо, рвали свои дипломы»: Отец Андрей Ткачев о помогающих при эпидемиях.

 


Власий Севастийский
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
У этого термина существуют и другие значения, см. Власий.
Достаточно ли быстро загрузилась эта страница?
Чтобы узнать больше, см. политику конфиденциальности данного опроса.
Власий Севастийский
Βλάσιος
Sviashennomuchenik Vlasii.jpg
Икона, XVII век
Родился III век
Сивас, Турция
Умер ок. 316 года
Севастия, Каппадокия, Римская империя
Почитается в Православной и Католической церквях
В лике священномучеников
День памяти в Православной церкви 11 (24) февраля, в Католической церкви — 3 февраля
Покровитель животных, от болезней горла
Подвижничество мученическая смерть
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Вла́сий Севасти́йский (греч. Άγιος Βλάσιος; ум. ок. 316) — христианский святой, почитаемый в лике священномучеников, епископ города Севастия в римской провинции Каппадокия в Малой Азии (ныне Сивас).

Sviashennomuchenik Vlasii.jpg

Жизнеописание

Святой Власий. Художник Ганс Мемлинг
Согласно Деяниям Святых, священномученик Власий жил в городе Севастии, который при императоре Диоклетиане стал административным центром провинции Малая Армения. Согласно житию и акафисту, Власий с юности отличался благочестивой жизнью, был врачом и по просьбе жителей был поставлен севастийским епископом. Во время Великого гонения при императоре Диоклетиане Власий утешал христиан, посещал мучеников в темницах; в частности, житие повествует о посещении им святого Евстратия Севастийского.

Гонения, которые продолжил Лициний, принудили Власия и других христиан города укрыться в горах Аргоса, где епископ поддерживал и утешал гонимых. Преследования продолжались, и однажды местный правитель Агрикола приказал ловчим собрать как можно больше диких животных для истязания христиан. Ловчие заметили странное скопление разных зверей около одной пещеры. Зайдя в неё, они увидели Власия, совершавшего молитвенный подвиг, находившегося как бы в каком-то чертоге. Животные ждали, когда святой по обыкновению выйдет, чтобы благословить и исцелить их. Вернувшись назад, слуги Агриколы сообщили правителю об этом, и он приказал привести Власия к нему. Когда ловчие вернулись и приказали Власию выйти, он с радостью вышел, сказав, что этой ночью Господь трижды призвал его. На пути к Севастии Власий стал совершать разные чудеса, призывая Имя Христово. Он исцелял людей и помогал всем, чем мог. У одной женщины был единственный сын, у которого во время еды рыбья кость засела в горле и он был при смерти. Помолившись Богу, Власий вытащил кость и спас её сына. На пути пришла к нему бедная вдова, у которой волк утащил единственного поросёнка. Святой успокоил её и, сказав, что с её поросёнком всё будет хорошо, велел идти домой. Она вернулась домой, и через некоторое время волк в зубах принёс живого поросёнка обратно к вдове. В Севастии святой подвёргся жесточайшим пыткам, которыми местный правитель пытался сломать его веру и обратить в язычество.

Удивляясь вере святого, вдова заколола своего поросёнка, сварила его и, собрав овощи и семена, отнесла их Власию в темницу, где он был взаперти. Власий принял скромный дар, вкусив пищи, и сказал следующие слова:

« Женщина, таким образом совершай каждый год мою память, тогда ничто из нужного в доме твоём не оскудеет; если же кто другой уподобится тебе и будет совершать мою память, тот получит в изобилии дары Божии и благословение Господа пребудет на нём во всё время его жизни. »
Агрикола велел привязать святого к дереву и строгать его тело железными гребнями для чесания шерсти, однако Власий остался верен Христу. Видя страдания святого, семь благочестивых жён последовали за Власием, собирали капли его крови, помазывались ими и были взяты воинами Агриколы. Он предложил им принести жертвы языческим богам, но они, взяв идолы, бросили их в глубину Севастийского озера. Правитель велел подвергнуть их жестоким пыткам и затем отсечь головы мечом. Одна из жён поручила двоих своих сыновей попечению Власия, когда те сказали, что хотят наследовать Царствие Божие.

Через некоторое время правитель Севастии снова попытался склонить святого к язычеству, а когда Власий отказался, то пригрозил бросить его в Севастийское озеро, но святой ответил, что Христос избавит его и явит Свою силу. Перекрестив воду, Власий сошёл на озеро и стал ходить по воде. Сев посередине озера, он предложил слугам правителя, призвав своих богов, сделать то же. Язычники сошли в озеро и сразу утонули.

После этого ангел призвал священномученика Власия словами:

« Исполненный Божией благодати архиерей, сойди с воды и восприми венец, уготованный тебе от Бога. »
Ступив на землю, Власий стал укорять нечестивого правителя. Агрикола приговорил священномученика и двоих наставляемых им отроков к смерти усекновением меча. Перед казнью святой помолился Богу о прощении своих и людских грехов, а также о даровании помощи всем, кто будет поминать Власия. В этот момент, согласно житию, на него сошло светлое облако, из которого послышался голос:

« Все прошения твои исполню, возлюбленный мой подвижник. »
По преданию, тело святого Власия погребла с почестями благочестивая женщина по имени Елисса на месте казни святого. У гроба святого, по преданию, происходили исцеления христиан. Святой Власий Севастийский принял мученическую смерть около 316 года.

Почитание святого Власия
Святой Власий почитается в православной (память 11 февраля по юлианскому календарю) и католической (память 3 февраля) церквях.

Мощи святого находились в Севастии, но во времена иконоборчества в 732 году были перенесены в итальянский город Маратею, святым покровителем которого Власий считается до сих пор. Оттуда частицы мощей Власия были перенесены во многие храмы в разных странах Европы. Особо почитается святой Власий в хорватском Дубровнике, где в его честь освящён храм (там находится голова святого). По преданию, святой в 971 году явился жителями города и предупредил их о нападении врагов. Также святой Власий изображён на флаге Дубровника.

В Киевской Руси первый храм, посвящённый святому Власию, был заложен князем Владимиром сразу после Крещения Руси на Подоле. В нём находилась особо чтимая икона святого с частицей его мощей. Храм просуществовал до XVI века, сейчас на его месте находится Введенская церковь, один из престолов которой освящён в честь Власия Севастийского. В Москве на Арбате в XVII веке был построен каменный Храм священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе. В Ярославле в 1714 году был освящён храм во имя святого Власия Севастийского.

В католической традиции святой Власий Севастийский относится к «четырнадцати святым помощникам». Согласно преданию, он обладает особой благодатью Божией при врачевании болезней горла, предупреждении подавления пищей (впервые эти представления зафиксированы в VI веке в Византии). Власий считается также покровителем домашних и диких животных, так как, согласно житию, он благословлял и исцелял приходивших к нему зверей.

3 февраля - св. Власий Севастийский, епископ и священномученик ...

В честь священномученика Власия названы многие города и селения в Европе. Имя святого популярно во Франции, Италии и славянских странах.

В православной традиции святой Власий Севастийский обычно изображается старцем с длинной бородой в омофоре и со Святым Писанием в руках. Католическая иконография изображает Святого Власия в митре, паллии, с епископским посохом и двумя скрещёнными свечами.

В славянской традиции

Власий Севастийский благословляет стадо коров. Фрагмент иконы XV в. Русский Музей
В славянской народной традиции святой Власий — покровитель скота[2], «отмыкающий у коров молоко» в конце зимы[3]. Традиционные представления о святом Власии восходят к образу славянского скотьего бога Велеса. Соединение образов языческого божества и христианского святого в народном сознании вероятно способствовала звуковая близость их имён. На Руси с принятием христианства на местах языческого поклонения Велесу часто воздвигались церкви святого Власия[4]. По мнению польского академика Г. Ловмянского, наоборот, сам Велес представляет собой мифологизированный образ святого Власия, заимствованный восточными славянами-язычниками из христианской Болгарии.

Согласно житию, во время гонений на христиан при римском императоре Лицинии, святой Власий скрывался в пустынных местах и жил на горе Аргеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всём подчинявшиеся Власию и получавшие от него благословение и исцеление от болезней. Мотив покровительства скоту отражён в иконографии святого Власия. Его иногда изображали на белом коне в окружении лошадей, коров и овец или только рогатого скота. В славянской народной традиции святого Власия звали «коровьим богом», а день его памяти — «коровьим праздником». В Новгороде во Власьев день к его образу приносили коровье масло. У белорусов в день святого Власия («конское свято») объезжали молодых лошадей и устраивали особую трапезу. По северноукраинским представлениям, Власий «завидуе рогатою скотыною». В Сибири праздновали день святого Власия как покровителя домашнего скота. В восточной Сербии (Буджак) Власьев день считался праздником волов и рогатого скота (серб. говеђа слава), в этот день не запрягали волов.

Если Власьев день совпадал с Масленичным днём, тогда про этот день говорили: «На Аўласа бяры каўшом масла»[6] (белорус.) — На Власа бери ковшом масла. «Скотий бог — сшибает с зимы рог», а на Онисима-овчарника 15  февраля, «зима становится безрогой»

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button